Жертва долга. Отклики на запросы жизни. II. (Речь при открытии памятника, сооружённого патриотами убитому революционерами казаку Козьме Сухорукову, на Семёновском кладбище в Москве; сказана 1 октября 1908 года.)

Жертва долга. Отклики на запросы жизни. II. (Речь при открытии памятника, сооружённого патриотами убитому революционерами казаку Козьме Сухорукову, на Семёновском кладбище в Москве; сказана 1 октября 1908 года.)

По поручению Московских царелюбивых и боголюбивых союзов, и как совершителю скорбного молитвословия по убитому революционерами казаку тихого Дона Козьме Сухорукову, мне выпало на долю здесь, в сердце России, открыть пред вами, сыны Дона, этот памятник.

Знаем, что слишком грустное воспоминание соединено с этим памятником. Не у одного из вас дрогнет сердце при мысли: и каждому из нас, может быть, готова такая же судьба... Пред нами жертва изуверства революционеров. Не в честном, открытом бою, не на поле брани убили его враги родины, не честный и прямой враг пролил его кровь; нет, выстрелом из толпы низких бунтовщиков, неожиданно, как предательство Иуды, братоубийственной рукой Каина сражён был Козьма Сухоруков, соименник славного Козьмы Минина Сухорукова, великого и незабвенного нижегородца.

Люди, которые постоянно кричат о народном благе, люди, которые говорят, что идут за народ, люди, которые только и толкуют о правах народа, – смотрите, что они на самом деле делают! Разве один Козьма Сухоруков убит? Не сотни, а буквально тысячи казаков, солдат, городовых, артельщиков, простых прохожих, мужчин, женщин, детей убиты, изранены, изуродованы этими «радетелями» народа. Для них народ нужен, как ступень к власти, для них народ нужен, как орудие для получения благ земных! И вот, повторяю, пред вами одна из первых таких жертв. С 5-ю другими казаками 7-го августа 1905 года казак Козьма Сухоруков был послан рассеять скопище бунтовщиков, не обнажая оружия... Выстрел из толпы, – и он пал, сражённый пулей!

Господь Иисус Христос сказал о Себе Самом: «если зерно пшеничное, падши на землю, не умрёт, то останется одно, а если умрёт, то многий плод принесёт» (Ин. 12:24); и апостол говорит нам: «зерно не оживёт, если не умрёт» (1Кор. 15:36–37). Пал ты, честный воин Козьма Сухоруков, как подрезанный спелый колос пшеничный на тучных полях твоей Донской родины! Пал ты, как тяжёлый полный сноп, в житницу Божию! Умер, как зерно пшеничное, Козьма Сухоруков, но смерть – мужу покой, а ему неувядаемая жизнь и слава! Умер, как зерно пшеничное, Козьма Сухоруков, но образ его доблести и пример его подвига пусть живут в душах ваших, дорогие братья! Что смерть?! Двух смертей не бывать, а одной не миновать, но безмерно тяжелее умереть навеки духом, быть проклятым от Бога и людей, быть предателем и изменником, навеки умереть для Бога и для родины. Это, поистине, – смерть вторая!

Смотрите, вот мы, люди чужие, не знавшие Козьмы Сухорукова, однако, горим к нему благодарной любовью, собрали средства и воздвигли ему этот памятник и поминаем его молитвой. И верим мы, – молитву благодарных сердец примет Господь, и верим мы, – не жалеет теперь раб Божий, воин Козьма, в загробной жизни, на лоне у Господа, не жалеет, что он отдал себя в жертву исполнения долга!

Пусть его пример для вас будет незабвенным! Пусть наша молитва, наша благодарность, и этот памятник, и это многолюдное собрание ясно покажут вам, что сладко умереть за Царя и родину, что сладко умереть за исполнение долга совести, что если на земле и нет полного воздаяния за подвиг, то пред Богом – ни молитва, ни служба никогда не пропадут!

И если нам и вам нужно будет умереть за Бога, за Царя и за народ, если нас на этот подвиг позовут, то пусть и у нас всегда на сердце и на устах будет один ответ: «Идём, Господи, идём, наш дорогой Царь, – мы готовы: мы все и каждый из нас – Козьма Сухоруков!» Аминь.


Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх