Женщина – христианка. Слово в Тифлисской 1-й женской гимназии в неделю о расслабленном, 1900 г.

В прошлое воскресенье, второе после Пасхи, Церковь наша воспоминала святых женщин евангельских, так называемых мироносиц; сегодня мы слышали за богослужением повествование книги Деяний Апостольских о воскресении апостолом Петром доброй и благочестивой девушки Тавифы в Лидде; в следующий воскресный день назначается евангельское чтение о беседе Спасителя с самарянкой. Таким образом, мы стоим в круге таких священно-исторических событий и воспоминаний, в которых женщины занимают особенно видное место. В день учебного праздника нашей женской школы, - в день, когда мы, кроме того, прощаемся с этим священным алтарём и в последний раз совершили в нём святейшую бескровную и духовную жертву, - в этих совпадающих воспоминаниях естественно искать нам указаний и руководства для поучительных размышлений.

Почтим же с Церковью благодарным воспоминанием святых женщин евангельских. В земной жизни нашего Спасителя, даже в среде Его ближайших последователей, они занимают видное место. Когда раздались первые священные слова Его проповеди о покаянии, когда разнеслись по лицу земли родной Его призывы к небу, к Богу, к вечности и святости, ко спасению и к царству Божию, женские души сейчас же чутко отозвались на святое учение, и на обаяние святейшей личности Богочеловека. И, должно быть, радостно и отрадно женскому сердцу сознавать и слышать, что среди озлобленных врагов нашего Спасителя, среди той лжи и клеветы, зависти и ненависти, которые, соединившись вместе, сплели терновый венец Господу и вознесли Его на крест, среди этих темных и злых сил мы не видим ни одной женщины. Женщины, да ещё дети с неизменною любовью относились к Нему и тогда, когда восхищенный Его учением и чудными делами народ готов был возвести Его на царский престол (Ин. 6, 15), восклицал Ему: «осанна», и тогда, когда тот же народ, в непонятной изменчивости, чрез несколько дней вопил о Нём: «возьми, возьми, распни Его». В этой отзывчивости на проповедь Спасителя, в этой сердечной любви к Нему, в этой неизменной верности Ему со стороны женщин сказалась глубочайшая религиозность женской души. И смотрите, поучаясь, как вся история минувших веков громовым голосом, способным разбудить и вразумить мертвого, говорит нам об этой религиозности женщины! Вот прародители человечества после грехопадения и первоевангелия начали свой новый жизненный путь. Какое же первое слово их занесено на страницы священной библейской летописи? Слово женщины, слово Евы, - и это первое слово женщины было: Бог, она произнесла его, когда, впервые испытав радость материнства, воскликнула: «стяжах человека Богом» (Быт. 4, 1). Следите потом за историей человечества. Вот, совершенно минуя женщину, течёт нарастающая жизнь государственная, общественная и даже семейная: женщина не законодательствует, не управляет, не учить, не влияет, не священнодействует, не носит меча, не занимается науками; она забыта, подавлена, унижена, как бы удалена из течения человеческой жизни; она - простая принадлежность дома и хозяйства, а в некоторых племенах низведена до степени домашнего рабочего животного. Но и в этом глубоком унижении живёт в ней высокое достоинство человечности: эта область жизни истинно человеческой, и область самая высшая, никогда недоступная для животного, самая светлая и вековечная, не проходит мимо женщины, это - область религиозная. Нет времени у нас повествовать обо всех библейских женщинах: но кому не известны эти - Сарра, Ревекка, Рахиль, Руфь, Деворра, Анна, мать Самуила, Вирсавия, Соломония, Эсфирь, Анна, Елизавета?

Они, эти глубоко набожные женщины, как звезды, сияют среди тьмы дохристианской; они - предтечи славы и величия женщины христианской. Но величие их зависит от того, что они жили в Боге и для Бога. Женская душа всегда стремилась к Богу и умела проникновенно любить Его. Хотите видеть первую вдохновенную песнь женщины; первое её высокое художественное произведение, поэтическое и музыкальное? Ее составила Мариам, сестра Моисея, и пропела с женщинами и девушками под звуки кифар и тимпанов. И опять эта песнь, как первое восклицание праматери Евы у врат заключенного рая, посвящена имени Бога: «поим Господеви, славно бопрославися»... (Исх. 15, 20-21). Чрез много веков после того другая Мариам, у врат уже открытого рая после возвышенного благовестия Архангела, как Дева-Матерь, открыла уста для своей вдохновенной песни, и песнь эта, первая песнь новозаветной женщины опять гласила о Боге и славила Господа Спасителя: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем» (Лк. 2, 46-47). Мы во временах новозаветных. Выступает Иисус Христос на дело общественного учительства: кому это впервые возвещает Он самое высокое духовное учение о Боге и открывает сущность истинного духовного богопочитания? Женщине - самарянке; женщине-самарянке у колодца Иакова говорить Он великие, вечные слова: «Дух есть Бог, и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися»... (Ин. 4, 24). Затем мы видим около Него и Марию Магдалину, и двух сестер Вифанских, Саломию, Сусанну, Иоанну, Марию Иосиеву, Марию Иаковлеву, и кающихся грешниц, и женщину-хананеянку, и женщин галилейских. Женщины идут за Ним, оставив дома и хозяйства и спокойную домашнюю жизнь; они слушают Его учение, они служат Ему от имений своих, они пребывают с Ним в Его напастях; участливым сердцем, любящей душою переживают они с Ним Его страдания. Вот жена язычника Пилата в решительную минуту осуждения Спасителя, как бы предчувствуя малодушную и себялюбивую робость мужа, шлёт к нему свою просьбу: «не делай зла Праведнику Тому»... Вот женщины иерусалимские идут вслед за Страдальцем-Христом на Голгофу и, не боясь озлобленных врагов Иисуса, открыто выражают Ему сочувствие и плачут и рыдают о Нём; вот мироносицы бестрепетно у креста среди возбуждённой толпы и слушают ругательство воинов, стоны распятых, проклятия разбойника, насмешки и неистовое злорадство важных и властных учителей народа; вот они пред гробом Иисуса, отдают Ему, яко мертвому, последнюю дань плача и рыдания; вот во едину от суббот, утру глубоку, сущей тьме и во мрак глубок идут, бегут они к дорогому гробу по тёмным и пустынным улицам Иерусалима, мимо домов распинателей Христовых, мимо ужасной Голгофы, мимо окровавленных крестов, в темный сад, где сокрыто их Сокровище... И за любовь, за преданность, за пролитые слёзы, за скорбь великую им первым Он является по воскресении и говорит им великое слово: «радуйтеся!» Потом они являются апостолами для самих апостолов и им возвещают о радости воскресения. Что дальше? Вижу Марию Магдалину, которая доходить с проповедью о Христе Воскресшем до Рима и до двора самого кесаря и здесь предстаёт пред ним с приветствием: «Христос воскресе!» Вижу Фотину, эту жену-самарянку, которая обращает в христианство Доминику, дочь императора, и с нею 100 рабынь её. Вот апостол Павел впервые переносит слово евангельской проповеди в нашу Европу, - и здесь вижу первую уверовавшую, начаток стран европейских, женщину Лидию во Филиппах; вижу Димарь, после речи святого Павла в ареопаге Афинском, принявшую слово благовестия; вижу Прискиллу, которую апостол в посланиях приветствует, как сотрудницу; вижу Фиву, диакониссу в Кенхреях, о которой святой Павел пишет: «она была помощницей многим и мне самому» (Рим. 16, 1-2). Вижу потом Монику, почтенную мать великого Августина, который сам приписывал молитвам, слезам и любви её искреннее обращение свое к истинной вере в Бога и Церковь: «если я размышляю только об истине, и неустанно ищу её одну, если люблю её выше всего в мире, то этим я обязан тебе, мать моя», - говорит он в своих письмах. Вижу Анаусу, мать святого Иоанна Златоуста, которая воспитала и сохранила нам этот светоч нашей Церкви; о ней великий из языческих риторов, враг христиан, должен был с восхищением сказать: «о, какие женщины у этих христиан!» Вижу святых Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского и других многих величайших учителей Церкви, открыто заявлявших, что всем светлым, возвышенным, чистым, религиозным и самими собою они обязаны своим матерям и сестрам. Вижу святых Веру, Надежду, Любовь, Софию, Екатерину, Анастасию, Варвару и великий сонм других мучениц, слабых женщин и девушек, безбоязненно и бестрепетно до смерти исповедовавших Христа. Вижу величайших подвижниц, завещавших миру пример самоотречения и самоотвержения. Вижу и в жизни обычной, мирской, этих двух женщин, о которых величайшему подвижнику и пустыннику Макарию открыто было, что он не достиг меры их духовного возраста, и он пришёл и увидел их: они, будучи не родными, много лет жили в одном доме вместе со своими мужьями в трудах, в нужде, в ежедневных заботах о детях, о муже и о доме, и за все это время не сказали друг другу ни одного непристойного слова, никогда не спорили и были единодушны и мирны. Вижу знаменитую царицу Венгерскую Елизавету, невредимо выпившую воду того прокажённого, которому она усердно служила, чтобы показать ему, что он не отчужден от общества людей.

Говорить ли о тех женщинах, который отдали жизнь и труды распространенно христианства и облагодетельствовали народ, племена и царство? Вот благочестивая царица Елена в греко-римском мире, вот девушка Нина, святая, равноапостольная, здесь, в Грузии; вот Хосровидухта в Армении, Клотильда во Франции, Берта в Англии, Феодора в Болгарии, Людмила в Богемии, Домбровка в Польше и у нас на Руси святая Ольга, небесная Покровительница нашего храма. А сколько их осталось неизвестными в роде той малознаемойКандиды, внучки знатного мандарина китайского, которая обратила к христианству мужа своего и построила в родной области тридцать церквей! А сколько матерей, сестёр и жен, - святых, благоговейных женщин влияли благочестием на окружающую жизнь и помогали процветанию и расширению на земле Царства Божия! Не устрояя храмов рукотворных, подобно святым Елене, Нине или Ольге, они в нерукотворных храмах, в думах человеческих, и доныне первые возжигают светильник веры, внушают нам страх Божий, приучают нас к молитве, к целомудрию, к справедливости и чести, развивают в нас любовь к ближним, уважение к старшим, милосердие к нищим, сострадание к несчастным, укрепляют в сердцах наших благоговение к святыне, уважение к пастырям, любовь к отечеству и уважение к власти. «Несколько лет тому назад, говорит один европейский ученый (Навиль), в Англии или Америке, хорошенько не помню, образовалось общество молодых людей, которые решились посвятить себя преимущественно благочестивым делам для блага человечества. Когда они стали расспрашивать друг друга, кто из них обязан матери за направление, данное их сердцу и совести, то оказалось, что из ста двадцати человек более ста от матерей наследовали все, что в них было доброго».

Что же? Неужели все эти исторические примеры - простая случайность? Неужели не слышны для нас, как для глухих, голоса этого облака свидетелей?! Неужели мертвы их заветы и их посмертные уроки?! О, нет! Подобно путеводным звездам на небе в тёмную ночь, они указывают нам духовный путь жизни: «взирая на звезды эти, позаимствуемся от света их»! Они говорят нам, что если вообще религиозность глубоко заложена в сердце человеческое, то для женской души религиозность - это родная стихия по-преимуществу, - родная стихия, вне которой женщина духовно и нравственно гибнет. Противно видеть отсутствие того, что естественно, необходимо и, по-преимуществу, должно принадлежать тому или другому существу: противно видеть, напри-мер, в ребёнке преждевременную старость, или в старике неустойчивость и легкомыслие юноши, противно видеть в воине трусость, в называющем себя ученым - невежество в судье бесчестность, в священнике - религиозную холодность или небрежность, в учащемся - равнодушие к науке и леность. Точно также особенно противно в женщине отсутствие религиозности, -того, что составляет глубочайшую сущность и как бы душу души женской. Это - явление уродливое, отталкивающее, глубоко возмутительное и печальное, а в семье, а в школе, вообще там, где приходится влиять на других, - а многим из вас, помните, несомненно, придется действовать и в семье и в школе, - это явление прямо преступное.

И вот вам урок из нынешних воспоминаний церковных о святых женщинах, и вот вам завет этого отходящего от вас алтаря Господня и подготовление к новому и постоянному, и вот вам завет школы в день её праздника: будьте религиозны, дети, будьте набожны; любите церковь Божию всем сердцем, всем существом вашим и не отменяйтесь проявлять свою веру, свою религиозную любовь, напротив, ею заполните всю вашу жизнь! Она вам так же необходима, как и пища; в ней, и только в ней - единый и единственный путь счастья вашего и спасения. Всё прочее - науки, искусства, навыки, уменья, познания и проч., - всё это и нужно, и полезно, и прекрасно; но все это освящается и получает высший смысл и цену только в религии. Здесь единое на потребу и здесь найдёте то, что даст вам незаменимое и самое победоносное могущество, - могущество нравственное. Ищите же прежде всего царства Божия и правды его, и все прочее приложится вам! Утешительно говорить об этом именно теперь, когда, по-видимому, издыхает это нечестивое религиозное равнодушие и всюду повеяло животворным дыханием религии; когда общество наше, в лице многих и лучших представителей своих, проявляет особый интерес к вопросам веры и нравственности христианской, когда представители науки громогласно зовут нас к Богу. Утешительно говорить об этом теперь, когда ежедневная печать в минувшие светлые пасхальные дни приносила нам такие светлые и отрадные известия: Царь наш и Царица в первопрестольной Москве, посреди заветных святынь народных, и идут богомольцами из церкви в церковь, из монастыря в монастырь, от богомолья к богомолью, являя народу на высоте престола пример глубокой религиозности, смиренной, веры, почтения к Церкви и её пастырям и благоговения к святыне. Да посрамить Господь нечестивые глаголы тех безумцев, которые говорят легкомысленно о религии или даже безумно заявляют о вреде её и тем смущают молодые души и неутвержденные сердца! Да заградит Господь уста тех пошлых и легкомысленных развратителей, часто волков в овечьих шкурах, у которых самое имя мироносиц обращено во что-то насмешливое.

И да будет Божья благодать тем чистым сердцам, которые верою и любовью подражают святым женам мироносицам! Да осияет и их Воскресший Своим словом: «радуйтеся», и вместе с ними да войдёт радость жизни и бодрости и в государственную, и в общественную, и в нашу школьную жизнь, ибо всегда и везде исполняется нравственный вековечный закон, указанный в Священном Писании: «семя свято - стояние мира», и только праведниками стоят, и крепнут, и живут общества человеческие.

Заключаем наше слово великими словами святого апостола Петра, которыми он оканчивает свое прощальное послание к христианам: «Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения. Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный! Аминь». (2 Пет. 3, 17-18.)

Источник: Протоиерей Иоанн Восторгов. Полное собрание сочинений, Т. 1-5. - СПб: Царское дело, 1995. – Т. 1, с. 364-371.

Наверх