Заветы истории. (Слово в церкви селения Фили, по случаю крестного хода в воспоминание военного совета в деревне Фили 1 сентября 1812 года.)

Заветы истории. (Слово в церкви селения Фили, по случаю крестного хода в воспоминание военного совета в деревне Фили 1 сентября 1812 года.)

Ежегодное воспоминание великой Отечественной войны и знаменитого военного совета в Филях, когда князь Михаил Илларионович Кутузов ответил на исторический момент геройской решимостью взять приказ об оставлении Москвы на свою полную ответственность пред Царём, родиной и пред историей. Воспоминание о героях и мучениках долга, отдавших жизнь на брани, решившей вопрос: быть или не быть России; воспоминание о жертвах долга, в служении вере, Царю и родине, от руки крамолы убиенных, – вот что собрало нас сегодня на молитву в этот исторический храм. Мы чествуем ныне всё, на чём лежит печать и свидетельство долга и самопожертвования. Мы пред лицом всей истории нашего народа и царства вызываем пред памятью и вниманием современников всё, что достойно памяти и внимания, что воспитывает народ для будущей славной и достойной жизни, для будущих славных подвигов. Мы стоим пред тем, что называется уроками и заветами истории.

Возможна ли здесь религиозно-нравственная точка зрения, единственно применимая к церковному слову и к этому священному месту? Не будет ли это вторжением в чуждую область беспристрастной науки, неуместным для церковной кафедры?

Но перед нами книга книг – священная Библия, вся полная исторических повествований о днях минувших. Перед нами вековечный взгляд на историю, выраженный устами и словами царя-псалмопевца: «помянух дни древния и поучахся»... (Пс. 142:5), Перед нами весь религиозно-бытовой строй народа богоизбранного, у которого исторические воспоминания составляли главное содержание его религиозной жизни, его праздников, его богослужения, проповеди пророков, – всего его быта; эти исторические воспоминания воспитывали народ в течение веков, давая ему совершенно цельный и определённый духовный облик.

Перед нами и новозаветная Церковь, всегда напоминавшая верующим «величия Божия», всё наше спасение во Христе, как оно явилось и проявилось в истории жизни и подвига Богочеловека, в истории Его Церкви, Его святых. Не может отдельный человек сделать так, чтобы не было его прошлого, не может взрослый человек совершенно вычеркнуть и сделать не бывшим своё детство, отрочество и юность, нельзя перерезать пополам человеческий организм и ожидать, чтоб он оставался живым. Так точно нельзя и целому народу отречься от своей истории. Нельзя ему вычеркнуть своё прошлое. Нельзя обратить народ в бродягу, не помнящего родства. Нельзя, таким образом, перервать и перерезать историческую жизнь народа и ожидать, чтоб он остался не только живым, но и более чем прежде, жизнеспособным.

И, однако, попытки такого рода делаются на наших глазах. Мы переживаем время натиска и господства таких учений, которые не хотят знать никакого прошлого, не хотят считаться ни с какой историей. Легкомысленно, но с важностью и уверенностью кричат одни, легковерно принимают другие проповедь чистейшего безумия:

«Отречёмся от старого мира, отрясём его прах с наших ног»... Это – проповедь по преимуществу людей молодых...

От чего вы отрекаетесь, безумцы? Знаете ли вы хорошо это старое? Успели ли вы его изучить и осмыслить?

Разве в старом один прах? Разве в старом нет корней нового и будущего? Разве в старом одно худое? Не произносите ли вы тогда смертный приговор вместе с прошлым и настоящему? Не уподобляетесь ли вы тому садовнику, который, для облегчения своего дела, перерезал все корни у деревьев и ожидает, что деревья теперь расцветут и заживут новой силой? Не вычёркиваете ли вы из жизни, прежде всего самих себя? Нельзя уничтожить прошлого, нельзя обратить бытие в небытие. И вот, мы видим другой приём уничтожения истории: это брань на всё минувшее, развенчивание всех героев и доблестей прошлого, издевательство над историей своего народа. Сколько людей умных и образованных в наше время занимаются такой именно литературой! Сколько людей, желающих быть руководителями жизни, таким оплёвыванием прошлого желают возвеличиться, и возвести себя в своих глазах и в глазах своих современников в людей смелого и пытливого ума, геройской борьбы, геройской решимости! Сколько людей такое выливание грязи на историю своего народа считают признаком особого высшего развития и свободы от предрассудков!

Припоминаются знаменательные библейские сближения. Народы и государства получились путём постепенного развития семьи, этой первоячейки общественной жизни, чрез переходные состояния рода и племени. И добродетели, подвиги жизни общественной и государственной, – все имеют своим началом и источником добродетели семьи. Пред нами библейская семья Ноя, начавшего историю «мира второго» после потопа. В ней дети почтительные к отцу, – это положительное начало жизни и истории, и в ней Хам, отвратительный на все века образ нечестия, непокорной злобы, грубости и того, что называется, по его имени, «хамством», – это разрушительное начало жизни. Если бы нужно было представить себе, как хамы будут относиться к прошлому, если бы нужно было представить себе, как хамы могут и будут писать историю, то, к сожалению, переживаемое нами время даёт на эти вопросы ответы в лицах и событиях. Не станем о них упоминать поимённо; всё это известно всякому, кто хоть с некоторым вниманием относится к текущей жизни.

И тем отраднее, тем возвышеннее и одухотворённее нынешнее наше молитвенное собрание и нынешнее торжество. Почтим минувшее добрым словом, почтим минувшее молитвой, слезами и воздыханиями! Пусть пройдут пред нашим духовным взором в великом сонме мученики долга, страдальцы за землю русскую.

В век мелких людей, мелких душ, мелких дел и интересов, в век приниженного патриотического чувства, замутившейся общественной и народной совести, в век проповеди разрушения жизни и «хамского» отношения к прошлому и к родной истории – так нужно, так полезно вспоминать о великом подъёме народного духа, о великом геройстве, о великих подвигах великого народа.

Полезно вспомнить об этом, чтоб увидеть, как лгут хамы, пишущие ныне историю России. Они уверяют, что эта история – сплошной позор, торжество грубого насильничества, роковое и гибельное развитие Самодержавия, которое будто бы всё убивало и всё мертвило. Они уверяют, что народа русского не было, что Россия была рабьим царством, что её история есть прозябание народа-раба; народа, доведённого насильничеством власти, и притом сознательно и планомерно, до животного состояния. Лгут хамы, пишущие так нашу русскую историю. Великая эпоха Отечественной «народной войны» – наглядное и самое убедительное опровержение хамовой лжи. Могло ли губительное начало власти создать великое русское царство посреди всех тягостей нашей исторической жизни? Мог ли народ-раб, доведённый насильничеством до животного отупения и безразличного отношения к своей судьбе, временами только просыпающийся к кровавым протестам против угнетающей его власти, – так хотелось бы думать хамам-историкам, – мог ли такой народ сознательно и геройски бороться за честь и достоинство родины, умирать десятками и сотнями тысяч на полях Бородинских, едва сдерживать негодование при виде необходимых отступлений пред врагом? Мог ли такой народ иметь «народную» историю и быть способным на «народную» «отечественную» войну? Мог ли такой народ любить своё отечество, быть народом патриотическим?

А он был и остался таковым. И пока жива Россия, русский народ будет с молитвой поминать тех и прославленных, и безвестных героев, что отдали жизнь за родину. И пока стоит Россия, он будет возглашать этим героям долговечную славу, вечную память, и тем внушать своим сынам, что смысл жизни – в её вечных основах, в совести, в исполнении долга, в любви к Богу и ближним, и что больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15:13).

Совершая ежегодно, совершив и ныне молитвенное поминовение героев Отечественной войны, князя Кутузова и убиенных крамолой слуг царёвых, павших жертвами своей верности родине, мы исполнили долг религиозный, мы отвечаем требованиям благодарного и благородного сердца, мы совершаем служение народу. Мы неприметно, но действенно, среди нынешнего потемнения общественной совести, воспитываем себя и других на вечных, негибнущих началах всякой человеческой жизни, – на началах любви, долга, геройства, самоотречения, господства духа, верности историческим устоям и заветам.

В них, в этих устоях и заветах, – и корень, и смысл, и руководящая жизненная сила, могутно заключённая и впредь имеющая развиваться в истории русского народа, пока Господь судит ему жить, пока мы будем достойны жить и не истощим духовных основ своих безверием, бездушием и презрением к прошлому, – к тому прошлому, что составляло мощь и славу нашу в истории, что искуплено и освящено кровью, трудом, страданиями и подвигом нашего народа! Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх