Крещение Господне. Проповедь в день Крещения в Пименовской церкви г. Москвы. 19 января 1956 г.

Крещение Господне. Проповедь в день Крещения в Пименовской церкви г. Москвы. 19 января 1956 г.

Явился еси днесь вселенней…

Сегодня, в день Крещения Господня, мы, мои дорогие, вспоминаем явление Господа Иисуса Христа в мир для служения людям. Спасителю уже исполнилось тридцать лет. По иудейскому закону Он уже мог начинать учительство.

Пробыв до этого возраста в Назарете никому неведомым, кроме Своей Матери, в день, сегодня нами прославляемый, Он приходит к берегу реки Иордана, чтобы в начале Своего подвига принять крещение от руки Иоанна.

Всего три с половиной года продолжалась земная деятельность нашего Господа. Но эти три с половиной года перевернули новую страницу в мировой истории. Они начали собой новую эру в жизни человечества. Мы называем ее временем Нового Завета. Как ветхозаветный Адам был родоначальником ветхозаветного человечества, так Христос Спаситель стал Родоначальником нового человечества, Им искупленного и Им возрожденного в Его земном подвиге.

Служение Господа Иисуса Христа людям имело, дорогие мои, троякий характер. Прежде всего Христос — Первосвященник (см.: Евр.7:26). И Его служение людям на церковном языке называется служением первосвященническим.

Первосвященники Ветхого Завета приносили в жертву за грехи людей заколаемых ими животных. Как сами они, так и их жертвы были прообразом новозаветного служения Христа Спасителя людям. Как Первосвященник Нового Завета, Он Самого Себя принес в жертву во искупление грехов всего человечества, бывшего до Него, жившего при Нем и всего будущего до скончания века.

Своей искупительной жертвой Господь Иисус Христос примирил падшее человечество с Небесным Отцом, вдохнул в нашу бессмертную душу новую жизнь — жизнь с Богом и общение с Ним такое тесное и близкое, которое не может быть сравнимо ни с каким общением людей между собой. Ведь в таинстве святого причащения мы не только духом своим соединяемся со Спасителем, принимая в себя Божественные Тайны Пречистого Тела и Животворящей Крови Господних, но и телом своим становимся едины с Ним.

Теперь, после земного подвига Господа Иисуса Христа, Он является хозяином наших мыслей, наших чувств и наших желаний. Он вдыхает в нас добрые намерения, чистые порывы и жажду общения с Ним в бесконечных веках. Он дает нам силы нести свои жизненные кресты; и нет такого мгновения в жизни верующего человека, когда бы Он не простирал к нам руку своей Божественной помощи. Только наша грешная, порочная и нераскаянная жизнь разрывает наш духовный союз с Небесным Отцом.

Первосвященническое служение Господа нашего Иисуса Христа не ограничилось немногими годами Его земного подвига. Он остается вечным Первосвященником, вечным небесным Архиереем. Он основал Свою Церковь на земле и является ее Главой и Архиереем. Это Он через Святого Духа поставляет в Своей Церкви епископов, священников и диаконов. Это Он в Своей Церкви сохраняет неповрежденным Свое Божественное слово, оставленное нам в научение и укрепление наших сил.

Святая Церковь называет его Пастыреначальником (см.: 1Пет.5:4). На святых иконах мы видим Его изображенным в архиерейском одеянии с митрой на главе, восседающим на престоле. Он сказал: “…создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее…” (Мф.16:18). И это Он, как Небесный Первосвященник, хранит Свою Святую Церковь в годы бурь и треволнений, ересей и расколов. Это Он через Духа Святаго руководил деятельностью святых отцов на Вселенских соборах и через них на все времена запечатлел Свое Божественное учение и порядок жизни в Церкви.

Будучи Первосвященником, Он для нас, православных христиан, является в то же время Небесным Царем (см.: Ин.18:37; 1Тим.6:15). И служение Его на земле было не только первосвященническим, но и царским. В чем оно выразилось? В проявлении Его Божественного всемогущества. Он повелевал стихиями, Он исцелял больных, Он изгонял бесов, Он воскрешал мертвых. Вершиной проявления Его Божественного всемогущества было Его Воскресение из мертвых. И вершиной Его царского служения людям была победа над смертью, как плод Его Воскресения.

Своим Воскресением из мертвых Он сделал наследниками жизни вечной всех Своих последователей и учеников и открыл двери рая, запечатанные со дня грехопадения первого человека.

В преблагословенную Субботу покоя Спасителя во гробе мы вспоминаем Его сошествие во ад для того, чтобы оттуда извести души праведников, умерших от начала века, и ввести их в двери рая, уже не земного, а небесного, невидимого телесными очами, рая в Своем Небесном Царстве. Земной рай, в котором обитали первые люди до своего грехопадения, после запечатания его дверей перестал существовать на земле. Сейчас на этом месте — на берегу рек Тигра и Евфрата — дикая песчаная пустыня.

Всемогущей силой нашего Спасителя прекратилась беспредельная власть над человеком диавола. Живя со Христом и опираясь на силу Божию, каждый христианин сейчас имеет силу преоборать все козни диавольские.

Всё это дано нам Господом Иисусом Христом в Его великом царском служении людям.

Земной подвиг Христа Спасителя на церковном языке называется и пророческим служением людям (см.: Ин.6:14). Почему? Прежде всего потому, что на Господе Иисусе Христе исполнились все пророчества Ветхого Завета: о месте Его рождения, о времени Его явления в мир, о Его земной жизни и о цели Его земного подвига — спасения человечества от греха, вечного осуждения и вечной смерти.

Подобно пророкам Ветхого Завета, вестникам воли Божией людям, Господь Иисус Христос в Своем благовестии преподал людям во всей полноте Божественное учение о спасении, имеющее силу на все времена и для всего человечества.

В Своем учении Господь Иисус Христос был и пророком. Не один раз Он говорил ученикам о том, что ждет Его Самого на конце подвига, что ожидает учеников и все человечество. Он предсказывал Свои страдания и Воскресение; Он говорил ученикам о тех скорбях и испытаниях, какие ожидают их в их апостольском подвиге. И особенно величественным и потрясающим нашу грешную мысль является сказание о последних днях этого мира и о Страшном суде.

О, если бы мы почаще себе напоминали об этом сказании! Это помогло бы нам удержать себя от многих греховных скверн, от многих грехопадений и ободряло бы нас на жизненном пути надеждой на вечное спасение.

Всё это было впереди. А сейчас, сегодня, Христос Спаситель смиренно стоит на берегах Иордана и просит крещения у Иоанна.

Вы знаете, что это крещение Иоанново было крещением покаяния в грехах, знаком этого покаяния. Но Христос требует от смутившегося Иоанна этого крещения потому, что Он — безгрешный и всесвятой — берет на Себя грехи всего человечества, чтобы быть на конце Своего земного подвига Искупительной Жертвой за него.

Как мало мы думаем, мои дорогие, об этом величайшем земном подвиге нашего Господа Иисуса Христа! Как мало в наших сердцах сыновней, благодарной любви к Тому, Кто претерпел за эти три с половиною года Своего земного служения людям столько унижения, клеветы и закончил этот подвиг кровавой смертью!

Как мы редко вспоминаем о том, как Сын Божий для того, чтобы положить начало этому подвигу, смирил Себя до рождения младенцем и в течение тридцати лет продолжал жить на земле в смиренном и уничиженном образе никому неведомого плотника в городе Назарете.

Ведь всё, чем мы, православные христиане, счастливы, всё, чем мы живем и дышим,- всё в Нем и от Него: жизнь, здоровье, сладость молитвы, радость покаяния, счастье причащения. И всё это, как говорит святой апостол, “куплено дорогою ценою” (1Кор.6:20) — ценой крови Богочеловека.

За эту пролитую за нас кровь и даруемое нам счастье Господь требует от нас не мученических подвигов, к которым никто нас не принуждает, не тех подвигов в пустынях и ущельях, какие несли великие праведники и отшельники, — всё это было доступно только особым избранникам Божиим. А Он ждет от нас только одного: чтобы мы своим сердцем шли за Ним, беззаветно верили Его слову, любили Его, носили бы в себе страх перед вечной гибелью и всеми силами своего духовного существа желали быть с Ним и здесь, на земле, и в жизни вечной.

Сие буди, буди!

Будем идти за Ним до смерти!

Наверх