Второй день. Поуч. 1-е. Святый священномучен. Феодот, епископ Киринейский

Второй день. Поуч. 1-е. Святый священномучен. Феодот, епископ Киринейский

(Пример благочестивой жизни – лучшая проповедь).

I. Св. Феодот, память коего совершается ныне, проповедывал учение Христово (в конце III и в начале IV в.) на острове Кипре, где и был поставлен епископом в городе Киринее. Словом своим и примером собственной жизни он могущественно действовал на язычников и многих из них обратил ко Христу.

Когда, при Ликинии, открылось гонение на христиан, то правитель города велел привлечь к суду христианского епископа. Феодот сам явился к нему и сказал: – «Вот тот, кого ты призываешь к суду, я не скрываюсь, но сам пришел, чтобы засвидетельствовать о Боге истинном». В ответ на эти слова правитель велел предать Феодота жесточайшим истязаниям. Его били ремнями, терзали острыми железными орудиями, положили на железо, раскаленное в огне. Феодот с чудным терпением переносил все истязания и только молился Богу об укреплении его и всех гонимых христиан. Множество не веровавших прежде, видя сверхъестественную силу мученика в перенесении ужасных истязаний, поняли действие высшей, Божественной силы, совершающейся в немощи человека, и стали открыто прославлять единого истинного Бога.

Тогда епископ Феодот был отведен в темницу, где и томился до тех пор, пока победоносный император Константин не прекратил гонения, воздвигнутого Ликинием, и не освободил христиан, томившихся в разных темницах. После этого св. Феодот прожил еще два года, управляя церковию киринейскою, и мирно скончался в 320-м году.

II. Из краткого очерка жизни св. священномученика Феодота мы видим, братие, что он, как епископ и как исповедник Христов, примером своей благочестивой жизни и дивных своих страданий многих язычников обратил ко Христу. Это дает и нам урок примером своей благочестивой жизни обращать к истинно христианской жизни наших ближних.

Тако да просветится свет ваш пред чсловеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех, (Мф.5:16), говорит Иисус Христос верующим, указывая тем на силу примера доброй жизни.

а) Великое дело – пример. Уж так устроила нас природа, что мы более следуем тому, что видим, нежели тому, что слышим или знаем. Заставляй нас то и то делать, нам не хочется, мы стараемся от того уклониться; стань же делать один, и другие за ним тоже будут делать. Наставление действует только на ум, а пример – на нашу волю. Наставление сообщает познание, а пример наставляет нас на самое дело.

Но особенно сильно действуют на нас примеры порочной жизни. Они, по наклонности нашей ко греху, еще гораздо влиятельнее на нас действуют, чем примеры самой доброй жизни. Какова, наприм., сила моды? Кто может стоять против нея? Не каждый ли почти беспрекословно следует ей, как бы она ни была неразумна, разорительна и даже пагубна? Видите, как склонен человек к подражанию, и как располагают им видимые им примеры!

б) Если же так важны и действительны на нас примеры, то какой великий, обязательный, ответственный долг лежит на тех, которые стоят выше других, которые властию и иными преимуществами имеют особенное влияние на других! Таковы пастыри церковные, начальствующие над народом, вельможи над простолюдинами, ученые и образованные перед неучеными и необразованными, родители перед детьми, старшие перед младшими. Это вожди меньшей братии, и куда они поведут других, туда пойдут и другие, а поведут конечно туда, куда сами идут, – как сами живут, такие примеры подают и другим.

Прекрасно, если пастыри церковные не только поучают народ, но и представляют в жизни своей образы благочестия и добродетелей христианских; если начальствующие в народе и примером и властию утверждают народ в честной, степенной, христианской жизни, и все несообразное с благочестием разумными, законными мерами отстраняют и пресекают; если знатные живут и поступают соответственно достоинству своего происхождения, отличаясь христианскими добродетелями и гражданскими доблестями; если ученые и образованные разумными и благородными поступками посрамляют и изгоняют из общества суеверие и невежество; если родители не только словом, но и образом жизни своей воспитывают детей в правилах доброй и благочестивой жизни, насаждая в умах их чистыя познания веры и утверждая сердца их в страхе Божием. Если старшие и словом, и жизнию подают добрый пример младшим – благо, говорю, тогда всем, и обществу и церкви Божией. Честь, милость, и благословение от Бога всем добрыми и назидательными примерами жизни утверждающим в народе благочестивую веру и честную христианскую жизнь!

А если напротив? Горе, горе всем, дурным образом жизни и действий увлекающим простых, неразумных и юных в соблазн, в искушение, в грехи. Горе, говорим слова Христа Спасителя, горе человеку тому, имже соблазн приходит (Матф. ХVIII. 7). Всякому, говорит также Господь, ему же дано будет много, много взыщется от него (Лк.12:48), и сильнии, по слову премудрого Соломона, сильне истязани будут. (Прем.6:6).

III. Да даст нам Господь Бог, по молитвам св. священномученика Феодота, разумевать друг друга в поощрении любви и добрых дел (Евр.10:24-25), к преуспеянию в жизни непорочной. Аминь.

                                                                                                                                                                                   8 марта 1896 г

Наверх