Всем возлюбленным о Христе чадам Омской поместной Церкви (22.07.1914)

Всем возлюбленным о Христе чадам Омской поместной Церкви (22.07.1914)

Благодать вам и мир и милость от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Неисповедимыми судьбами Промысла Божия нам, православным чадам Церкви Христовой, в Отечестве Российском спасающимся, ниспослано тяжкое испытание. В Серафимов день, 19 сего июля, исконные враги нашего славянства и православия немцы объявили нам войну. И за что? Да за то, что мы, исполняя завет нам Спасителя, не можем оставить беспомощными наших младших братьев славян, так ненавистнически унижаемых и теснимых немцами в Австро-Венгрии. По причине плохого управления в Австро-Венгрии ее подданным, хотя и сербом по происхождению, убит был Наследник Австрийского престола. Вот за это Австро-Венгрия объявила войну маленькой державе – Православной Сербии. Мы, русские, выступили на защиту маленького родного нашего славянского народа; Германия же, очевидно желавшая полного расстрела сербов от сильного врага – Австрии, за наше братолюбие по заветам Христа объявила нам войну.

Но война эта не только ссора двух соседних народов. Нет, это смертельная борьба двух народностей за все дальнейшее благополучие на земле. Немцы ненавидели славянство еще при Святых Равноапостольных Кирилле и Мефодии, оклеветавши их перед Римским тогдашним епископом. Посягали они на Русскую народную душу, когда при Святом Равноапостольном Князе Владимире хотели свою еретическую веру занести в Россию. И во все дальнейшее время они постоянно искали всякого унижения для России, хотя и прикидываясь друзьями и доброжелателями ее. И вот теперь, выбравши удобное для этого время и все рассчитавши, они и объявили нам такой враждебный вызов. Следовательно, война эта будет полна самой отчаянной злости немцев на наше славянство.

Видят это наши соседние народы и ужасаются самой возможности всех дальнейших бед, если бы немцы оказались победителями славянства и России особенно. И из братолюбия, и из чувства самосохранения наши европейские соседи – Франция и Англия обещают оказать нам поддержку против сильного врага, а Франция первая подверглась уже и вражескому обстрелу. Так, война эта будет даже общеевропейская. Страшны современные войны при тех усовершенствованиях в военных приспособлениях, которыми теперь обладают народы. Тем более страшна такая великая война. Для нас она священная – как стояние за веру православную и за родное славянство. Для всех же народов она величественна – как прокладывающая глубокую грань между минувшим и будущим: эта война концом своим изменит всю карту современных царств Европы.

Да, невольно думается, что настоящая война есть война апокалипсическая, предреченная Самим Спасителем, как предвестница Его второго славного пришествия: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам (Мф. 24, 7). А потому, возлюбленные чада о Господе, надлежит нам все силы собрать, чтобы не дать восторжествовать этому вражескому на нас нашествию.

И, прежде всего, всем и всякому непременно надлежит глубоко сознать, как древним ниневитянам, что за грехи наши посылает нам Господь такое тяжкое испытание, как достойным того. Грехи же наши воистину вопиют к небу. Всегда люди грешили на земле и беззаконничали. Но не было еще того, что теперь есть. Теперь не только грешат и отступают от Бога, но и гордятся сим, как должным, превозносят порок и богоотступничество, как правильные. Воистину теперь кланяются богам разврата, пьянства, славы, богатства, чести, наслаждения. И сим идолопоклонством услаждаются, как древние евреи, за это наказанные и отверженные Богом и рассеянные по всему свету. Бывало худо на свете Божием и в нашем Отечестве. Но не было подлее, чем теперь. Над святыми заветами наших отцов и дедов, над добродетелью и чистотою жизни, над непорочной верой нашей смеются и ругаются или вовсе отступая от Бога, или заделываясь как раз в немецкую веру баптизма, штунды, адвентизма и прочих мерзостей пред Богом.

Вот это наше беззаконие и богоотступничество и сознаем все как наш тяжкий грех пред Богом. Пусть же отбросим мы веселость и легкомыслие обычной нашей сутолоки житейской и воспрянем духом перед развертывающимися великими событиями нашей жизни по путям Божественного Промышления. Пусть будут пусты места увеселений, развлечений и всяческого развращения. Не время им. Да не будет пира во время чумы! Да не будет бесстыдного плясания на одной стороне Отчизны, когда на конце ее и за пределами ее родные наши братья будут за нас кровь проливать! Во имя их кровавого подвига да будут все строги к себе. Пусть все свято блюдут пост, молитву, доброделание, воздержание перед Богом. Пусть совершенно исчезнет из нашей жизни не только постыдное и страшное пьянство, но и самый запах вина и пива, ибо и возлюбленный наш ЦАРЬ, попечительный Отец Отечества, зовет своих подданных к трезвой и честной жизни. Пусть, наоборот, полны будут наши храмы православные, чтобы сюда, как наши благочестивые предки в годину испытания, устремлялись все от мала до велика, в сокрушении и благоговении припадая к Сильному Богу нашему, да умилостивится над нами за наше раскаяние и смирение перед Ним. Итак, братья, покайтесь, трезвитесь, бодрствуйте, молитесь и с верою повергайте себя великому Божественному о нас Промышлению!

Затем, видите, какая всему нашему Отечеству опасность предстоит теперь. Посему надлежит всем нам объединиться около общего и дорогого нашего Отца Отечества – нашего Боговенчанного Царя Батюшки. Вся жизнь его направлена на самое близкое общее с народом родным. Вся забота его устремлена на истинное благополучие этого народа. Смотрите, как часто наш возлюбленный Государь путешествует по стране Российской, входя в теснейшее общее со своим народом, беседуя со всяким крестьянином, вникая во всю жизнь и работу народную, скорбя о ее неустройстве или бедности и все делая для исправления того. И теперь Его сердце скорби исполнено перед грядущими на нас бедами. Дадим же Ему всякую поддержку; объединимся все около священного для всех нас Имени Царя нашего, да радуется Он, видя такое трогательное и горячее объединение около Его подданных. Да сольется вся Великая Русь в одну неразрывную семью великую, имя которой Святая Русь-матушка. Да ведают все народы, что Русь вся около Царя своего, что она ляжет костьми по повелению своего Государя за свое святое достояние. С нами Бог! Да будет единая Великая, славная Россия на благо всем своим чадам, верным своему Царю Батюшке!

Но одновременно с сим потребуются от всех нас великие жертвы на общее отечественное дело. Вот и сейчас идут наши христолюбивые воины на поле брани, а здесь остаются их семьи, обреченные, быть может, и на тяжкую нужду. А потом пойдет бесконечный ряд убитых и раненых, из коих одни нуждаются во всяком внимании и уходе, а у других семьи осиротевшие нуждаются и в куске хлеба. А там нужно увеличить так необходимый теперь воздушный флот. А там... Да и не перечислить всех открывающихся нужд, требующих наших жертв и приношений на алтарь Отечества. И будем жертвовать охотно и не скупо на все это. Пусть скупящийся знает, что он сторицею потеряет, если утаит у всего Отечества то, что мог бы принести. Пусть идущие за нас на поле брани христолюбивые воины знают, что здесь мы, остающиеся, не только имеем память о их славном подвиге, но имеем заботу и попечение и о их семьях, и о их болезнях и ранах, и о их бранных силах против врага. Пусть они там не падают духом от заботы о семьях своих. Они будут грудью своей отстаивать нас, а мы не допустим до сердец их какого-либо уныния или убыли скорбной, от которых и руки опускаются.

Вы же, отцы духовные, внушайте все это вверенным Вашему пастырскому попечению православным. Зовите их усердно на все указанное. Призывайте к покаянию, к молитве, к трезвости, к бодрости, к серьезности – от веселья и разгула. Призывайте к жертвам на нужды военного времени. Всякий Воскресный день после литургии исполняйте с умилением молебное пение во время войны с супостатами. Говорите поучения, всех воодушевляя, ободряя и к Богу приводя. За всякой службой устраивайте сборы пожертвований, которые и направляйте обычным порядком в Консисторию. Располагайте к пожертвованиям не только деньгами, но и вещами, например хлебом, от продажи которого и составятся необходимые средства на военные нужды. Призывайте всех к трезвости, являя на себе самих безукоризненный пример трезвости. Зовите к честной работящей жизни. Призывайте всех душевно объединяться около священного для всех нас Имени нашего Возлюбленного и народолюбивого Царя Благочестивого. Да будет единая, сильная, бодрая Русь Святая, благоговейно преклоняющаяся пред неисповедимыми путями Божественного Промышления! Аминь.

Омск. 22 июля 1914 года. День Святой
Равноапостольной Марии Магдалины

Наверх