Вниманию духовенства и православных прихожан Пермской епархии

Вниманию духовенства и православных прихожан Пермской епархии

Сo времени введения выборного порядка при назначении членов причта на приходы в пределах епархии наблюдаются следующие нежелательные обходы такого порядка, одобренного и епархиальным съездом, бывшим в мае – июне сего года. Находятся клирики, которые, позабыв свое высокое священное звание, смущают прихожан, вооружая их против того или другого наличного члена причта, чтобы устроиться на их место. И такой интригой нередко поднимается на свой, часто ни в чем не повинный, причт доселе спокойный и благоустроенный приход. У причта или отдельных его членов выискиваются недостатки, на сходе составляется ускоренный приговор, чтобы удалить нежелательное лицо с прихода. Часто созывают такие сходы и грубые приговора представляют архиерею разные волостные комитеты, вопреки неоднократным распоряжениям правительства, чтобы указанные комитеты не вмешивались в не подлежащие им церковные дела. Подобно этому, в обход узаконенному порядку выборов членов причта, отдельными частями приходов или на волостных и сельских сходах составляются приговора о назначении на приход того или другого лица, хотя бы и не достойного такого назначения и не получившего разрешения на кандидатуру свою. Одинаково подобные недостойные клирики, для получения желательного им места, ведут чисто торговые договоры с прихожанами, уговариваясь на известную плату за требоисправления; в расчете же получить сан эту плату понижают до явно невозможных пределов, конечно впоследствии предполагая с таким же успехом перебраться на более обеспечивающий приход. В таких случаях часто прихожане проявляют недозволительную нетерпимость и насилие: требуют и вынуждают нежелательного им члена причта немедленно оставить занимаемую им квартиру, до увольнения или перевода архиереем запрещая и совершение богослужений.

Объявляю и духовенству, и православным прихожанам, что такие порядки совершенно недопустимы, чтобы не было расстройства и неблагочиния в приходской жизни. Нужно всем знать, что никто, тем более священнослужитель, не может быть уволен без следствия и суда. Если член причта не желателен, надо выяснить и доказать судебным порядком его провинности, чтобы за неправильное обвинение посвященного лица не подпасть тяжкому суду Божию, чтобы за это не отступило Божие благословение от всего прихода, – например, в том, что не благословит Господь на такой приход ни одного достойного клирика.

Тем паче предаю суду Божию, как недостойных сыновей первосвященника Илия, как Симона волхва, тех худых клириков, которые в забвении не продаваемой и не покупаемой Божественной благодати Священства различными происками, недостойной торговлей добиваются устроиться даже на несвободные места священноцерковнослужителей. Объявляю, что если будет выяснена искательность и подлость кого-либо в этом отношении, то по данной мне от Бога и от Церкви власти таких недостойных клириков предам самому строгому суду со всеми его тяжкими последствиями.

Все же прихожане пусть знают, что, выживая неугодных им клириков, они могут остаться и совсем без причта, – никто не пойдет и уже не идут на такие приходы; или же православные останутся с духовенством-лапотниками, ибо на такие приходы пойдут разве полные невежды, даже неграмотные. Время же наше требует образованного духовенства. Все должны неуклонно руководиться положением о выборах членов причта, припечатанным в №№ 20–21 «Епархиальных ведомостей».

Пермь. 13 августа 1917 года

Наверх