Верность Богу (17 января 1927 года.)

Верность Богу (17 января 1927 года.)

«Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16:10).

На днях я беседовал с одним интеллигентом. Я узнал, что он не ходит в храм Божий, не причащается Христовых Тайн, но говорит, что верит в Бога и не отрекается от Православной Церкви. Разъяснил ему: «Знаете ли вы, что христианин не только имеет веру, но и свидетельствовать ее должен своею жизнью. Всякий раз, когда колокол церковный зовет нас в храм Святой, мы обязаны туда идти для молитвы. И по правилам церковным подлежит исключению из общества христианского, если кто, без уважительной причины, не пойдет в храм три воскресенья подряд. Какой вы христианин, если не исполняете уставов своей веры? Ведь каждое общество имеет на своего члена известные правила, и если кто этого не выполняет, тот исключается из общества. Вы не говеете, и разве не знаете, если христианин не приобщается Святых Христовых Тайн, он умирает духовно?» (Ин. 6:53).

Мой собеседник отвечал: «Я все это сознаю, я не отрекаюсь от веры. На Пасху я стоял около своего дома, на коленях, в снегу и плакал, когда совершали крестный ход около храма. Я был без шапки и молился!.. Да, я малодушный, но я верующий!..»

На это я возразил: «Приятно, что вы не отошли от веры в Бога и не думаете отойти. Но что же, дорогой, сказать вам в ответ могу я, если Сам Спаситель Милосердный говорит Своим последователям: «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от него Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф. 10:33). Ведь все ваши сослуживцы и знакомые знают, что даже на Пасху вы не были в Церкви. Значит, в их глазах вы – неверующий. Такой взгляд на себя вы не отвергаете – я действительно неверующий.»

«А это мне нужно, так как я могу лишиться работы, а у меня семья, без меня она пропадет с голоду. Но все же я верующий в Бога!..»

Вот лицо нашего интеллигента, считающего себя верующим. Что это, как не отречение от Христа: отречение ради материальных благ! Боже! Как тяжело это за человека, как будто и религиозного! Он даже и не понимает, что он предает свою веру святую – за деньги! Как будто предлог извиняющий – семья!.. Нет, здесь прямое неверие. Если бы он был христианин, если бы верил в Бога, то возложил бы упование на Него, и не посрамился бы.

Господь промышляет о лилиях и о птицах, позаботится и о нем, и о семье его, лишь бы сам он оказался бы тружеником: с Божьею помощью он выберется из самого тяжкого положения, что можно подтвердить фактами жизни: «Я был молод, – говорит пророк, – и состарился, и не видел праведника оставленным, и потомков его, просящими хлеба» (Пс. 36:25).

Вот именно нет у многих из нас веры, а за неверие наше Господь и не проявляет Своих милостей (Мф. 13:58). Таково отношение к вере в Бога и у большинства современных интеллигентов. Боже! Как низко пало так много людей!.. О нынешних искушениях в вере интеллигенции можно сказать словами Апостола: «вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр. 12:4). Где гарантия в том, что наша интеллигенция не станет публично отрекаться от христианской веры, как это было во время гонений на христиан при римских цезарях? Гарантии нет, если теперь, ради материальных благ, наши интеллигенты легко отходят от веры в Бога; ибо неложно слово Господне: «Неверный в малом неверный и во многом» (Лк. 16:10). А как хорошо было бы, если бы вся наша интеллигенция, колеблющаяся в вере, проявила подвиг – открыто исповедовала свою преданность Христу Богу, посещая храмы православные, исполняя долг говения, посты соблюдая, и иные святые христианские дела. Поверьте, никто бы не умер от голода и нищеты, потому что «ибо Бог христианский и из мертвых воскресит надеющихся на Него» (2Кор. 1:8–10), и внешне не посягали бы на их веру. Господи! Укрепи малодушных! Дай им силы вернуться в лоно Церкви Твоей!..

17 января 1927 года.





Наверх