Великая суббота 1964 г.

Великая суббота 1964 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет! Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися, и датися в снедь верным» (Херувимская песнь Великой субботы).

Сегодня Святая Церковь вспоминает сошествие Господа Иисуса Христа во ад и изведение оттуда душ всех ветхозаветных праведников, которые проникнуты были верою в грядущего Мессию.

Нынешний день, возлюбленные во Христе братия и сестры, был некогда днем решительной и окончательной борьбы, борьбы не на жизнь, а на смерть между двумя царствами — царством тьмы и зла и царством добра и света. Сатана, посрамленный некогда в пустыне Иисусом Христом, к тому времени успел распалить сердца врагов Христовых самой сильной против Него злобой до такой степени, до какой человек сам собою никогда не в состоянии и дойти. Враги Христовы до того поддались влиянию духа злобы, что злоба их против Господа Иисуса Христа совершенно вышла из границ не только умеренности и приличия, но и здравого смысла. Так, умер Христос на кресте и похоронен, и, казалось бы, чего им еще нужно, когда они достигли своей цели? Но злоба людская на этом не успокаивается, она и умершему не дает покоя, оскорбляя Его, называя Его перед Пилатом льстецом и обманщиком. Злоба людская гроб Христа утверждает печатью и приставляет к нему стражу. Но гроб и стража не могли удержать Жизнодавца. Тогда злоба людская прибегает к подкупу: дает страже деньги, только бы она не говорила правды, решается, таким образом, не только надругаться над правдою вообще, и божественной в особенности, но и вступить в прямую борьбу с нею. Дальше уже идти некуда: иметь все доказательства истинности воскресения Христова и вместе с тем прилагать все усилия к тому, чтобы не допустить огласиться этой истине в народе, — что может быть гнуснее этого поступка! Но, пока злоба людская ругалась так над высшей правдой и любовью, Сын Божий, Сын Девы в то самое время поражал вконец исконного врага нашего — диавола и всю темную, злобную силу. Лукавый, услышав вопль Единородного со креста «Боже мой, Боже мой! для чего Ты Меня оставил? » (Мф. 27, 46), в своем безумном ослеплении подумал: если бы сей Иисус был Единородный Отцу, то Отец не оставил бы Его. А поэтому сатана уже торжествовал, что он вот-вот восприимет к себе на вечное жительство в преисподних ада и душу сего Праведника. И пока он так ликовал в своем омрачении и ослеплении, вдруг темницы ада освещаются, и перед сатаною и всею темною силою является Единородный Сын Божий, соединенный с душою человеческою. Обомлела сила вражия, увидев Иисуса Христа, и поняла свою ошибку. Любовь божественная восторжествовала наконец над злобою сатанинскою. Сатана, увидев себя и все свое полчище связанным, и узников, выводимых из темницы в райские обители, сильнозатрепетал и испугался. Страшно отселе для демонов имя Иисусово, невыносимо и нестерпимо для них знамение честнаго и животворящего креста. Правда, и сейчас духи злобы обитают в воздушных пространствах и ищут, кого поглотити, но уже не как князи, а как разбойники. Они имеют влияние лишь на тех, которые добровольно им предаются.

По одержании победы над сатаною Спаситель торжественно препровождает души ветхозаветных праведников в райские обители, а затем душа Его возвращается к Своему телу, лежащему во гробе, и вот оно оживает и само одухотворяется. Попрана напоследок и смерть: Христос воскрес! «Мир вам!» — вещает Он тут ученикам Своим, являясь им по воскресении, и мир, сходяй с небесе и превосходяй всяк ум (Флп. 4, 7), объемлет радостотворным трепетом сердца их. Окрыленные божественным всепрощением, благоволением и благодатию, они текут после сего с непостижимым мужеством к народам и племенам, не ведущим Бога, с проповедью о Распятом, со словом мира, любви, правды, свободы, братства, и слово их, казавшееся миру на первых порах безумием, с течением времени приемлется с любовью царями, и мудрецами языческими, и целыми народами. Так Победитель ада и смерти явил Себя, наконец, и Победителем греха и всего зла, внесенного в мир грехом первого человека через диавола.

Вспоминая ныне сошествие во ад Спасителя мира и изведение из ада всех ветхозаветных праведников и победу над адом, мы должны, дорогие братия и сестры, радоваться, потому что ныне «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало» (тропарь 7-й песни канона Пасхи). Мы должны всегда радоваться о Господе, потому что Христос — наше упование и наша надежда и в этой земной жизни, и в будущей, по неложному Его обетованию: «Аз с вами семь во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Аминь.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх