В третью Неделю Великого поста, Крестопоклонную. Для чего износится крест Христов и что внушает нам его изнесение

В третью Неделю Великого поста, Крестопоклонную. Для чего износится крест Христов и что внушает нам его изнесение

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

По милости Божией мы теперь достигли середины Великого поста. Чтобы подкрепить и воодушевить нас к продолжению подвигов поста, Святая Церковь ныне представляет нашим взорам животворящий крест Христов. Этим она напоминает нам о тех страданиях и подвигах, которые Господь Иисус Христос подъял за нас и для нашего спасения и поощряет нас сострадать и сораспинаться Христу, чтобы достигнуть с Ним в славе и радости воскресения.

Созерцая крест Христов, подумаем, дорогие братия и сестры, как драгоценна бессмертная душа наша для Господа. Он принял на Себя наш человеческий образ — вочеловечился, чтобы в нас восстановить образ Божий, вознесся на крест, чтобы нас вознести на небо, пролил бесценную кровь Свою, чтобы очистить нас от грехов и искупить от мучительства ада; установил таинство покаяния для очищения грехов, приготовил трапезу из Своего пречистого тела и животворящей крови, чтобы напитать нас для жизни вечной. Спаситель сделал все, что могла сделать беспредельная любовь для спасения нашей души. Поэтому и должны мы сугубо дорожить своей душой, которая так драгоценна Богу, смирять себя постом, чтобы угасить в ней страсти, напитать душу молитвами, омыть слезами покаяния, украсить делами правды и милости, облечь в одежду целомудрия и чистоты, чтобы украшенная, как невеста, красотой духовной, могла она достойно встретить и узреть Христа Царя, от «гроба, яко Жениха, происходяща» и грядущего на облаках со славою судити живых и мертвых.

Представляя нам для подкрепления в подвигах поста святой крест, Святая Церковь вместе с тем ныне предлагает нам евангельское учение о христианском самоотвержении. «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе», — учит нас Господь. Почему же Он учит, чтобы мы отверглись самих себя, чтобы не слушались себя, не исполняли многих своих пожеланий? Потому, что мы сами большей частью желаем только греховного. А грехи губят нас, заставляют страдать и бедствовать. Жестоко обманывается в своих расчетах всякий грешник, желающий вкусить в грехе сладость. Если и вкусит он ее, то на краткое время. А затем следует горечь от терзания совести, пока страсти не заглушили ее, от скуки и душевной пустоты, неизбежной после удовлетворения греховных пожеланий — своих страстей. Каждая страсть сама по себе горька, болезненна. Поэтому и называется она страстью, что соединена со страданием. «Кая житейская сладость пребывает печали не причастна?» — говорится в одной церковной песне. Так невоздержание в пище и питии, особенно неумеренное употребление вина, доводят до расстройства здоровья, до разорения, до преждевременной и скоропостижной смерти. Прелюбодеяние истощает телесные силы, притупляет душевные способности и расстраивает семейное счастье. Гнев приводит к конфликтным столкновениям с ближними; злоба мщения увеличивает вражду.

Кто не подчиняется благой заповеди Господа о самоотвержении, тот становится рабом страстей, греха. «Творящий грех, — говорит непреложная истина, — раб есть греха». Вместо единого Благого Господа, грешник служит многим владыкам, самым опасным, злым тиранам.

Если хотим любить себя любовью совершенной, христианской, если желаем не временного счастья, но вечного спасения, то мы непременно должны смирить свое греховное самолюбие, отвергнуться себя, ограничить свои греховные желания, научиться отказывать себе во всем, когда этого требует закон Божий и церковные заповеди. Не будем послушливы греховным влечениям плоти: она ненасытима; чем больше станем поблажать ей, тем более она становится неукротимой. Обуздаем ее, охладим ее похоти воздержанием. Будем бдительны: она лукава, прикрывает свои требования то немощью нашей, то мыслью о невозможности воздержания.

А чтобы легче было отречься себя, не слушать, не исполнять своих греховных пожеланий, будем чаще взирать на крест Христов и вспоминать при этом, во имя чего Христос пострадал на кресте. Пострадал за нас и для нас по неизреченной любви к нам, чтобы загладить пред бесконечным правосудием Божиим бесчисленные беззакония наши, вынести на Себе Едином все те страдания, которые надлежало бы претерпеть каждому из нас и всем нам. Закон правды требует за грех наказания, за добродетель — награды. Без страданий и крестной смерти Спасителя Бог не мог спасти нас, хотя милосердие Его бесконечно. Но тогда оскорблено было бы правосудие Божие, которое так же бесконечно, как и милосердие. Мы сами от всего сердца жалеем преступников, подлежащих наказанию, но глубоко возмущаемся, когда преступник закона остается безнаказанным. Правда человеческая иногда изменяет себе; правда Божия — непреложна! Осталось одно единственное средство, чтобы и милосердие Господне проявилось по отношению к нам в высочайшей степени и в полной мере была удовлетворена правда Божия. Единородный Сын Божий принял на Себя тяжкую вину всего человеческого рода пред Божиим правосудием и претерпел за нее страшные страдания.

Так, на кресте Богочеловека милость и истина встретились, правда и мир облобызались. Как ни велика бездна грехов наших, они все покрыты в очах Божией правды этой жертвой бесконечной цены и достоинства, и милосердию Божию открылось безграничное поприще прощать, щадить и миловать нас, грешных. Но миловать только тех, которые прибегают к Его неизреченному милосердию. Без нас Господь не может спасти нас. Нужна живая вера в Спасителя нашего и жизнь по вере, нужно исполнение Его святых заповедей, а в случае падения — немедленное раскаяние и исправление.

Если Спаситель все претерпел ради нашего спасения и был распят за нас, то не тем ли более мы должны ради себя, ради своей духовной пользы взять на себя крест (все тяготы, страдания, напраслины, болезни земной жизни), отвергнуться себя, чтобы следовать по стопам Его! Не тем ли более мы должны распинать плоть свою со страстями и похотями? Каким бы ни казался нам трудным пост, какими бы ни представлялись трудными для нашей плоти молитвенные подвиги, мы должны помнить, что нет другого пути ко спасению, как нет иного имени под небесами, им же подобает спастись, кроме имени Иисусова. Пусть плоть вопиет против нашего духа, выставляет свои препятствия: слабость, уныние, недовольство, — при кресте Христовом как всеоружии божественном борьба с ней не должна казаться страшной, неодолимой. Мы должны быть убеждены, что пострадавший за нас Христос Спаситель не оставит нас Своей божественной силой, осенит нас и поможет в этой борьбе, что все возможем об укрепляющем нас Иисусе, — должны веровать, что только подражанием Христу и исполнением Его заповедей мы можем явить себя достойными спасающей благодати Божией и неосужденно во спасение совершить подвиг поста. Не мы первые на этом пути, и считать его невыносимым — значит идти против самих себя. Постом, молитвой и терпением всяческих страданий спасались все святые Божий и показали нам тому пример. Труден подвиг поста и вообще несения своего креста. Но что дается нам без труда и подвигов? Воздержанием и молитвой святые люди укрощали все нечистые влияния и действия плоти, силой креста отражали все злые наветы диавола и побеждали миродержителей тьмы века сего.

Святые мученики и все угодники Божий наряду с апостолами свидетельствовали о воскресении Господа, о Его любви и силе. Так и каждый из нас, дорогие братия и сестры, в терпеливом перенесении своих испытаний может стать причастником подвига мучеников. Некоторые святые отцы пишут, что и те из нас, кто терпеливо, с упованием на Бога борются со своими страстями, в какой-то мере причастны делу мучеников. Но не будем забывать, что долг апостольства, призвание служить Богу, Церкви и людям лежит на всех нас, и мы вполне можем ответить на этот призыв. Так, все святые несли свой крест и с радостью отдавали свою жизнь, как истинные служители Христовой правды. Они сознательно желали стать жертвой чистой и непорочной, и становились ею. Во время гонений на христиан юная Мавра говорила своему юному супругу Тимофею, который терпел страшные муки и звал ее разделить с ним мученичество: «Боюсь, брат мой, чтобы мне не устрашиться, когда я увижу страшные муки и разгневанного игемона, чтобы не изнемочь мне в терпении по молодости лет моих». Мученик отвечал ей: «Огради себя крестным знамением, сестра моя, уповай на Господа нашего Иисуса Христа и будут для тебя муки елеем, изливаемым на тело твое, и духом росы в костях твоих, облегчающим все болезни твои». И оба они в самом расцвете лет своих и красоте юности с радостью приняли мученические венцы вечной славы и блаженства на небесах. Отвергаемся и мы себя, дорогие братия и сестры, терпеливо, с молитвой и надеждой на Господа возьмем крест свой и понесем его, чтобы и нам удостоиться быть причастниками мученических подвигов, небесных венцов и вечной блаженной жизни. Аминь.

Наверх