В субботу седмицы первой Великого поста (о духовном удовольствии молитвенного пребывания с Господом)

В субботу седмицы первой Великого поста (о духовном удовольствии молитвенного пребывания с Господом)

В субботу седмицы первой Великого поста (о духовном удовольствии молитвенного пребывания с Господом)

Ныне сподобились вы Трапезы Господней и чрез Святое Причащение приняли в себя Господа. Какая великая милость Божия! И не место бы теперь слову, но не могу удержаться, чтоб не пригласить вас исповедать сию великую милость и воспользоваться ею как следует.

Душа наша есть тварь жаждущая, а Господь есть всенасыщение. Пришедши в вас, Он принес вам вседовольство. Се, вода, от коей пиющий «не вжаждется во веки» (Ин.4, 14), по обетованию Его. Господь в вас – свет ведения, Господь в вас – широта любви, Господь в вас – радость и мир, Господь в вас – упование славы. Чего еще искать? И куда еще устремлять сердце свое? Удержите даровавшего вам Себя Господа и довлеет вам.

Удержите Господа и насладитесь Им. Не скоро обращайтесь к другим предметам. Не давайте ни мыслям рассеяния, ни желаниям поблажки, ни чувствам послабления. Продолжайте духовное удовольствие молитвенного пребывания с Господом. Душа ваша искала Господа, и Господь желал души вашей: вот вы вместе теперь, не отходите же от Господа.

Когда приходит дорогой гость, чего не готовы бываете вы сделать для него, чтоб ему было приятно у вас и он не скоро ушел от вас? Се, Господь посетил вас: а кто дороже Его? Истощитесь же в средствах усладить Его в вас пребывание и не отгоните от себя. Знаете, что Ему угодно: все то и предлагайте Ему, все же неугодное Ему отстраните от себя. Любит Господь смирение, кротость, правоту, миролюбие, чистоту, терпение, благопокорность, трудолюбие, всякое воздержание: все то и позаботьтесь возыметь и предложить Ему. Не любит Господь зависти, вражды, гордости, пересудов, тщеславия, рассеянности, лености, гнева, невоздержания: от всего этого и удерживайтесь. И Он навсегда пребудет с вами, а с Ним и всякое довольство.

Мы ищем вседовольства сердечного – так уж устроены, но найти его нигде нам нельзя, кроме Господа. Господь есть всё для нас: Он живот наш, Он свет наш, Он покой наш, Он радость наша, Он сила наша, Он ограда наша, Он всё наше. Ныне Он пришел, чтоб исполнить нас всех благ. Вкусили вы Господа, увидьте же, как благ Господь. Увидьте и не обращайте инуды сердца своего. Подражайте душе, в виде невесты изображенной в Песни песней. Та душа, обретши Господа, вот как описывает свое всеблаженство. «Ощутила я, – говорит, – приближение Его, и вострепетала вся внутренность моя, услышала голос Его, и сердце мое «изыде в слово Его». Имя Его есть для меня миро излиянное, и Он – весь «желание» и «сладость» (Песн.5, 4, 6, 16)!» Вот к этому призваны и вы ныне – упокоиться сердцем своим в Господе.

И да не искушает вас искушающий искать довольства сердцу своему в чем-нибудь ином! Та же душа Песни песней, тщетно вне Господа искавшая того, чего желало сердце, вот как в урок нам исповедует ошибку свою. «Искала я Его, – говорит, – в себе самой, в своих совершенствах внутренних и внешних – и не находила: «на ложе моем... взысках Его, но поисках Его, и не обретох Его» (Песн. 3, 1). Тогда сказала я в себе: «Встану... обойду... городу", пущусь в удовольствия общественные и наслажусь всеми благами мира, но и там искала – и не нашла Того, «Егоже возлюби душа моя: поисках Его, и не обретох Его!» Пойду «на торжищах и на стогнах поищу... егоже возлюби душа моя», поищу довольства в сделках общежития и в приятностях семейной жизни, но и там не нашла я Того, «Егоже возлюби душа моя: поисках Его, и не обретох Его!» (Песн.3, 2)». Как же наконец она нашла Его? «Мало, – говорит, – егда преидох от них, и обретох». Как отстранилась я от всего и устремилась к Единому Господу, обрела, «Егоже возлюби душа моя». "Обретох... и удержах Его, – говорит, – и не оставих Его» (Песн.3, 4).


Видите, как, обретши после тщетных исканий, крепко держится она Того, в Ком нашла свое успокоение и довольство. А нам, и без особого труда, и без испытательных уклонений, дает Себя Господь. Будем же уроками других ограждать себя от покушений – делать опыты искания довольства где-нибудь на стране, когда, по милости Божией, обладаем уже источником всякого довольства. Господь говорит: «Я стою при дверех и толку... Кто услышит... вниду к нему и вечеряю с ним и той со Мною» (Откр. 3, 20). Эта Вечеря есть всеуслаждающее вседовольство. Наслаждайтесь же сею Вечерею и не ищите других сластей. Препояшьте «чресла помышлений ваших» (1Пет. 1, 13) и приобретите навык сосредоточивать все в Едином Господе. Затем и пришел Он к вам ныне и так приискренне приобщил вас Себе, чтоб, дав вам вкусить Себя, отнять у вас все другие желания. Вонмите сему призванию и в глубине сердца скажите: «Отселе мы твои, Господи, и ничего не хотим, кроме того, чтоб только быть всегда в Тебе и с Тобою!» Аминь.


Наверх