В пятую Неделю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! После укрощения бури на Галилейском озере Господь наш Иисус Христос прибыл в Гергесинскую страну, которая была населена в то время по большей части язычниками. Страшная буря на море ужаснула апостолов, но еще более ужасное зрелище человеческих страданий ожидало в этой стране милосердного Человеколюбца и Его учеников.

Лишь только Спаситель вступил на противоположный от Капернаума берег моря, Ему навстречу вышли, влекомые невидимой силой, двое бесноватых… весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. Особенно был лют один из них, человек, известный в городе Гергесе; так что святые евангелисты Марк и Лука, чтобы нагляднее представить чрезвычайные страдания этого бесноватого и великую чудодейственную силу Господа Иисуса, только об одном этом бесноватом и рассказывают в своих Евангелиях, вовсе не упоминая о другом. Они говорят, что этот несчастный одежды не носил, что он часто и закованный в железо со страшной силой разрывал цепи и разбивал оковы на руках и ногах, так что никто не мог его укротить. День и ночь проводил он в гробах и горных ущельях и так одичал, так рассвирепел, что, гонимый бесом по пустыне, неистово кричал и уродовал свое тело, ударяясь о камни. Увидев Иисуса Христа издалека, он побежал к Нему, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!. Чтобы успокоить страдальца, помочь ему прийти в себя, собраться с мыслями, Господь спросил бесноватого: «Как тебе имя?» Но сила зла настолько овладела всем существом несчастного, что он не мог припомнить своего настоящего имени, а бесы в трепете перед всемогущей силой Господа, как бы желая ободрить себя своей многочисленностью, отвечали устами бесноватого: «Легион имя мне, потому что нас много». Святой евангелист Матфей говорит об исцелении обоих бесноватых, а поэтому опускает эти подробности. «И вот, — говорит он, — они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас». Что ты хочешь делать с нами, какое Тебе дело до нас?

Могли ли так взывать к неизвестному Страннику, Которого в первый раз видели, те, кто жил в языческой стране? Могли ли они от себя называть Его по имени, да еще Сыном Божиим? К тому же они были безумны… Ясно, что устами их взывали злые духи, о которых слово Божее говорит, что они веруют и трепещут, которые предчувствовали, что Господь изгонит их из людей, но были связаны Божиим повелением — не увлекать несчастных страдальцев в пустыню, а встретить Господа на берегу моря. И вот «тогда как люди почитали Христа за человека, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — бесы пришли исповедать Его божество, и апостолы, которые оставались еще невнимательными при укрощении бури на море, услышали теперь демонов, взывавших о том, о чем возвещало море своею тишиною. Бесы умоляли Господа и заклинали не ввергать их в бездну, в глубины мрачного ада, в темницу духов, где уготованы им вечные муки. Они думали, что теперь настало время их вечного наказания». Из этого следует, как страшны адские муки, если сами бесы страшатся их. Заметим и еще, что эти мольбы, эти жалобы и упреки бесов в том, что Господь пришел мучить их, обличали нелепую хулу фарисеев, будто Господь изгонял бесов силой князя бесовского. Вдали от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. Если запрещаешь мучить людей, то позволь, по крайней мере, мучить свиней. Для бесов невыразимое страдание заключается уже в том, что без попущения Божия они не могут никому вредить. И Он сказал им: идите. «Для чего Христос исполнил прошение демонов? — спрашивает святитель Иоанн Златоуст и отвечает: — Он сделал это не потому, что убежден был ими, но по многим премудрым целям. Во-первых, для того, чтобы освобожденным от них показать, как велик вред, причиняемый сими мучителями; во-вторых, для того, чтобы всех вразумить, что бесы без Его позволения не смеют прикасаться даже и к свиньям; в‑третьих, для того, чтобы дать понять, что бесы гораздо жесточе, чем со свиньями, поступали бы с людьми, если бы Господь не промышлял о людях, потому что всякому известно, что бесы ненавидят нас более, чем животных. В‑четвертых, для того, чтобы погибель свиней убедила всех, что бесы вышли». Итак, бесы, гонимые силой Христовой, вышли из одержимых ими людей и пойти в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

Таково зло по своей природе: оно коварствует и разрушает само себя; безумное, слепое и самоубийственное, оно может только губить и чаще всего гибнет само в общем разрушении, к которому стремится. Злые духи тьмы в ожесточенной ненависти против Царя Света — Христа захотели вызвать в людях негодование против Него! «Погублением свиней, — говорит блаженный Феофилакт, — демоны хотели огорчить их хозяев, чтобы они не приняли Христа». «Итак, если бесы не пощадили свиней, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — то тем более сделали бы это с людьми, если бы провидение Божие не обуздывало их».

Но для чего Господь попустил погибнуть свиньям? Для того же, для чего и теперь Он попускает падеж скота, наводнения, град, пожары, землетрясения и другие беды; для того чтобы вразумить людей в том, что душа человека несравненно выше тысяч свиней, а человек, заботясь о свиньях, часто забывает вовсе о своей душе. Лишением их стада Господь как бы так говорил гергесинцам: «Вы служите своим страстям, угождаете своей плоти, как свиньям; смотрите, чем может кончиться это ваше служение плоти: бесы, которые овладели вашими душами, доведут и вас до погибели, как этих свиней». Наконец, Господь попустил бесам погубить нечистых животных еще и для того, чтобы обличить саддукеев, которые, конечно, должны были услышать об этом чуде — они не верили, что есть духи невидимые. Чудо над бесноватыми показало, что эти духи существуют: иначе кто же заставил две тысячи свиней броситься в море?

Но жители Гергесинской страны оказались недостойными такой милости Божией и неблагодарными. Когда пасшие свиней сообщили им обо всем, то люди вышли навстречу Христу и, вместо того чтобы поблагодарить Великого Чудотворца, они просили, чтобы Он отошел от пределов их! не радовались они даже исцелению бесноватых: им было жаль своих свиней. «Познай из этого, — говорит блаженный Феофилакт, — где свинская жизнь, там живет не Христос, а живут демоны». Говорил некогда и апостол Петр: «Выйди от меня. Господи! потому что я человек грешный», но то был голос смиренной веры, проявление благоговейного страха от сознания своего недостоинства. Не такой страх овладел гергесинцами. Они как бы так рассуждают: «Страшен Этот Чудотворец для нас, подальше бы от Него, без Него спокойнее, будем жить, как жили доныне, и грешить по-прежнему». И Господь оставил их, согласно их желанию. Мы не можем строго судить гергесинцев: они были язычниками.

Не то же ли бывает и с нами, грешными, во время Божия посещения земными скорбями и бедствиями? Во время тех или иных вразумляющих наказаний Божиих сердце наше трепещет от страха, мы просим Господа: да мимо идет гнев Его праведный… Но крепко ли при этом наше желание, наше сердечное обещание Богу — раскаяться в прежних грехах и начать новую жизнь по заповедям Божиим? Не таится ли в самой глубине сердца нашего тайное желание поскорее избавиться от страха смертного, опять закрыть глаза и заснуть сообразно привычному порядку прежней греховной жизни?..

Итак, дорогие братия и сестры, не будем уподобляться гордым и неблагодарным жителям Гергесинской страны, чтобы Господь не отошел и от нас, как отошел Он от них, оскорбивших Его. Пойдем же вслед исцеленным, взывая: «Помилуй и нас, Господи, помилуй нас, недостойных, уповающих на Твою великую милость. Аминь».

Наверх