Проповеди на праздники:

Христианское равенство

Христианское равенство

В порядке воскресных литургийных евангельских чтений сегодня святая Церковь предложила вашему вниманию притчу Спасителя о талантах. По содержанию этой притчи, глубоко поучительной и жизненной, и будем мы беседовать в течение ближайших наших молитвенных собраний. Начало притчи чрезвычайно просто, а между тем оно наводит нас на глубочайшие вопросы жизни. Рече Господь притчу сию: Царствие небесное подобно человеку, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им своё имение. И одному дал он пять талантов, другому - два, иному - один, каждому по силе его, и тотчас отправился (Мф. 25, 14-15).

Прежде всего, в приведённых сейчас мною словах притчи, в самом начале её, мы встречаемся с самым жизненным вопросом, который всегда, можно сказать, приковывал к себе всеобщее внимание, а именно: откуда происходит, что означает и к чему обязывает неравное распределение всего вообще у людей, всех дарований, внутренних и внешних, духовных и телесных, которые в притче образно называются талантами? Известно, что древний, дохристианский мир смотрел на это чрезвычайно грубо: там личность человека не ценилась сама по себе, а зависела от внешнего положения; кто силён, кто знатен, кто богат, кто на жизненном пире захватил так или иначе видное место, - тот только и человек. Остальные - рабы, подчиненные, бедняки - это как бы жалкие полулюди... Величайшие философы древности не признавали за рабами и чужеземцами человеческого достоинства, считали их чем-то вроде низшей породы существ, их тяжёлое положение признавали и правильным, и не подлежащим никакому улучшению. Люди обездоленные часто были игрушкою в руках знатных и господ, и самая жизнь их зависела от каприза владык и ценилась очень низко. Знаменитый Катон велел перебить некоторых своих рабов за то только, что они были дряхлы. Траян, один из лучших римских императоров, отдал десять тысяч рабов для потехи зрителей в амфитеатр, где они, сражаясь, убивали друг друга, и эта резня продолжалась более ста дней. Время от времени, как грозное предзнаменование, со стороны этих обездоленных предпринимались попытки улучшить свое положение путём возмущений и кровопролитий. Тогда господствующие классы справлялись с возникающими общественными положениями мерами варварских насилий и жестокостей и посредством угнетений и притеснений добивались того, чтобы по возможности подавить в противниках всякое сознание человеческой личности.

Известно, что после возмущения рабов в Риме они распинались на крестах целыми тысячами. И если бы разрешение указанного вопроса отдать на произвол одних естественных, чисто человеческих соображений, то он всегда оставался бы вечным поводом к самым серьёзным и опасным столкновениям между людьми и сопровождался бы в жизни все более и более ужасающими последствиями.

Прав был бы тот, кто всех сильнее; жизнь человечества обратилась бы в войну всех против всех, в царство животных, а не разумных существ.

Разрешение вопроса дано Спасителем, и дано не путём внешних мер, не путём государственного законодательства или реформ общественной жизни, а указано в точке зрения нравственно-религиозной. И прежде всего, - в рассматриваемой притче ясно указано, что Господь, а не иной кто, раздаёт неодинаковые таланты. Но, заметьте, в притче не сказано, что господин меньше любит тех рабов, которым даёт меньше; не сказано, что он руководствуется одним капризом, а, напротив, каждому даёт он по силе его; не сказано, что эта неравномерность продолжится за пределы времени, назначенного на испытание, т. е. за пределы настоящей жизни. На эти обстоятельства нужно обратить внимание, и тогда сглаживается все жестокое, все недоуменное в неравномерном распределении талантов. Христианство, в противоположность языческому строю древнего мира, объявило и признало ценность отдельной личности, без отношения к внешнему, занимаемому ею в жизни положению. Поэтому, действительно, христианство объявило всех людей равными, но это равенство есть равенство высшее, духовное, религиозно-нравственное. В царстве Бога нет эллина и иудея, нет раба и свободного, нет мужеского пола и женского (Гал. 3, 28; Кол. 3, 11); все - дети одного Отца небесного, все равно искуплены кровью Христа, все призваны к одному спасению. Таким образом, все человечество образует одну семью, все люди становятся братьями: рабы перестают быть существами низшей породы; женщина, угнетённая в древнем мире, становится членом религиозного общества - Церкви, в полноте человеческих прав; иудеи перестают быть избранным народом и должны покончить с национальным самомнением и национальною исключительностью, и гордый мудростью грек должен признать презренного прежде варвара своим братом. Но всё это есть равенство пред Богом, не уничтожающее, по воле того же Бога, неравномерности в данных талантах. То верно, что человечество стало единою семьёй Отца Небесного: но ведь именно в семье замечается естественность различия возрастов, положений и обязанностей. Но при этом различии в правильной семейной жизни как трогательно и прекрасно сами собою слагаются все необходимые взаимные отношения! В семье - отец и мать, братья и сестры, дети различных возрастов, старец и ребёнок, - во всём, оказывается, здесь неравенство, а между тем отношения складываются правильно и ведут к соединению, к миру, любви и согласию, ко взаимному спокойствию и счастью, а не к разделению, не ко взаимной вражде и ненависти. Так, по плану Творца, при неравенстве данных талантов должно быть и в великой семье человечества. Неравенство талантов есть среда и условие для проявления самопожертвования, великодушия, бескорыстной работы, возвышенной любви, кротости, милосердая - со стороны богато одаренных; здесь же вместе с тем и среда для проявления терпения, смирения, покорности, преданности долгу, трудолюбия - со стороны других, менее одарённых. А так как жизнь людей представляет бесконечное разнообразие положений, и каждый богато одаренный по сравнению с другим, высшим, может быть назван менее одарённым, и обратно, - то какая здесь вследствие этого получается живая и многосторонняя школа добродетелей!

В общем же, в такой только среде и при условиях разности в талантах возможно выполнение этого золотого правила христианства: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2). В такой только среде может расцвести пышным цветом и дать богатейшие плоды то новое семя жизни, которое принёс Христос на землю, которому имя - любовь. Так неравенство, по словам одного проповедника (Берсье), служит общественными узами между людьми, заставляет их опираться друг на друга, даёт средство и возможность бесконечного развития начала любви, а следовательно, нравственного совершенствования, а следовательно, истинного, разумного и высокого счастья. Посмотрите вокруг себя: не то же ли видите и в природе? Наблюдайте: полнейшего равенства нет нигде, потому что полнейшее равенство было бы безобразием. «Вы можете собрать тысячи листьев с одного дерева, сравнить их между собою: и вы не найдете из них двух, которые были бы совершенно тождественны и которые имели бы хоть одинаковые разветвления главных нервов» (Берсье). Неравенство даёт возможность бесконечного числа ступеней развития, а где развитие, там и совершенствование, там и жизнь; если бы остановилось это развитие, если бы было всё равным, то это было бы равносильно всеобщему застою и смерти. Так в области внешней природы, так в области и человеческого духа. И чем выше вы поднимаетесь в бесконечном царстве природы, тем более усиливается разнообразие, обуславливая собою красоту и гармонию этого дивного мира. Какая разница между звёздами и планетами, и какая в то же время чудная гармония и несказанная красота неба! На земле завершается это разнообразие в венце творения - в человеке, для его же блага и счастья, но продолжается и потом в царстве бесплотных духов, в самом мире ангельском.

Братья и дети! Все мы, здесь предстоящие, также имеем различные таланты, различные возрасты, общественные положения, жизненные блага, различные права, различные обязанности. Это таланты, врученные нам от Бога, каждому по силе его. Будем же работать на свои таланты, будем исполнять каждый свой долг, мал ли он или велик, в терпении, в труде и настойчивости, во взаимной любви и помощи, без ропота и озлобления на судьбу, без зависти к тем, кому, как нам кажется, дано больше, чем нам, талантов. Не велик и не блестящ и ваш долг, учащиеся дети, и в этом невеликом какое разнообразие способностей и дарований, условий благоприятных и неблагоприятных! Но кто не научится исполнять теперь малого долга, кто не поднимет этого бремени малого, тому как потом вручить великое? Кто не сумеет теперь работать на два таланта и пустить их в оборот, как управится с пятью?

Блажен же человек, который принял ярем свой от юности своея! (Пл. Иерем. 3, 27.) Ей, услышит он от Божественного Раздаятеля талантов похвалу, которая, по изображению притчи, по окончании времени испытания, т. е. земной жизни, совершенно уравняла имеющих и пять, и три, и два таланта (Мф. 25, 21). Похвала эта гласит: «Добрый раб, благий и верный! В малом ты был верен: над многим тебя поставлю. Вниди в радость Господа твоего». Аминь.

Источник: Протоиерей Иоанн Восторгов. Полное собрание сочинений, Т. 1-5. - СПб: Царское дело, 1995. – Т. 1, с. 140-145.

Проповеди на праздники:

Наверх