В неделю вторую по Пятидесятнице. Всех святых, в земле Российской просиявших

В неделю вторую по Пятидесятнице. Всех святых, в земле Российской просиявших

Сияние благодати Божией на Русской земле.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Вси святые земли Русской, молите Бога о нас!

Сегодня, други мои, вслед за праздником святой Пятидесятницы и праздником памяти всех святых угодников Божиих, во всей вселенной просиявших, вспомним мы благодарным сердцем и плод красного сеяния Духа Святого на нашей родной Российской земле. Вспомним, и прославим, и возблагодарим тех угодников Божиих, чьими трудами и скорбями и чьим величием духа мы есть то, что есть. Мы – православные христиане!

Угодники Божии – молитвенники земли Русской – сколько их? Им же несть числа, явленных и неявленных, начиная с первых веков христианства во вселенной, начиная от лампады веры, принесенной на Русь языческую святым апостолом Андреем Первозванным, и до наших дней. Святой Андрей – наш дважды русский апостол и дважды отец наш, ибо личным примером и проповедью потрудился он на Руси и еще и как родоначальник и основатель Византийской церкви, через которую позднее, в X веке, Русь приняла святое крещение.

Во мраке языческой ночи в первом веке прозвучало его неложное, даже и до двадцатого столетия, слово: …На этих горах воссияет благодать Божия… И воссияла!

Слово – семя, сильное Благодатию Святаго Духа, посеянное апостолом, самовидцем Христа. Оно незримо, неведомо для мира и глаз зрело в глубинах народного сознания в избранниках Божиих, когда об этом молчали летописи, чтобы явить себя миру на Руси в X веке Крещением Руси и рождением Святой Христовой Церкви.

В нынешней церковной службе перед нами встает вся Святая Русь в лице ее молитвенников и подвижников – от святого князя Владимира до святых подвижников наших дней. И в душе возникает непоколебимая уверенность, что никакие силы вражии не сокрушат то дело Божие, которое совершилось во имя Божие и под покровом Пресвятой Богородицы трудами, скорбями, добровольными лишениями, слезами и молитвами русских святых. Память о наших святых подвижниках поможет нам сохранить наше церковное единство и укрепит в нас уверенность в несокрушимой силе и правде нашей Святой Православной Церкви.

Опираясь на эту память и имея эту уверенность, мы легче и безопаснее переживем все жизненные тяготы общие и личные, не поколеблемся в нашей вере в Господа Иисуса Христа, в нашей верности Его Святой Православной Церкви.

Святые являются в Церкви иногда часто толпами, как бывало в периоды мученичества, а иногда редко, как новые звезды, вспыхивающие через века. Наилучшим способом познания христианской жизни является изучение жизни святых при свете слова Божия. Христианство в них познается не теоретически, а на конкретных примерах, на живых людях, веривших, молившихся, боровшихся, падавших и восстающих, любивших и жертвовавших собой. В жизни своей воплотивших идеалы Святого Евангелия.

Ничто не может так увлекать и одушевлять, как живой наглядный пример, и ни от кого нельзя так легко и так радостно научиться жить по-христиански, как от того, кто сам искренно и радостно работает Христу. И русские святые в этом отношении являются для нас особенно близкими, родными и понятными учителями.

Русские святые в большинстве случаев не стремились быть специально учеными-богословами или философами, и не потому, что они были противниками этого рода занятий, но потому, что не в эту сторону была обращена их душа. Их душа всегда жаждала жизненной, а не теоретической правды. Она искала видеть Христову правду прежде всего в себе, в своих поступках, в своем отношении к людям. Русской душе вообще свойственна потребность конкретности, наглядности духовной жизни. Для нее и Сам Господь не является далеким и недоступным. Она повсюду чувствует Его присутствие.

Наша любовь к храмам, к богослужению, к иконам, наша привычка окружать себя священными изображениями свидетельствуют о том, что мы понимаем религию не как правило нравственности, а как живое и реальное общение с небесным миром. И потому средоточием нашей религиозности является молитва, богослужение. Для русской верующей души и Бог, и Матерь Божия, и ангелы, и святые, и рай, и ад – не отвлеченные понятия, о конкретность, реальность, глубоко волнующая и умиляющая. В этом чувстве заключается сердцевина православного благочестия, умиленная евангельским повествованием и подвигами угодников Божиих, русская душа начинает ясно сознавать свою нечистоту, неправоту и недостоинство пред Богом. И от этого в ней рождается жажда спасения от греха, жажда жертвы, подвига, отречение от всех земных благ. При всем разнообразии своих индивидуальных свойств русские святые всегда живут в стихии церковности, ею духовно питаются и насыщаются; они носят в себе вековое, от Христа идущее и в Церкви пребывающее самосознание и самочувствие.

Все указанные свойства русской религиозности ярко обнаруживаются в каждом из русских святых. Среди русских святых мы видим людей всякого звания и положения – князей, епископов, монахов, бояр, купцов, крестьян; мужчин, женщин и детей – и все они напоены одним духом православного церковного благочестия. Живя в православной Церкви, русские святые не отдаляются и от повседневной действительности, от ее забот. Им близко все человеческое, на себе они познают  общие и горе, и радость. Но и житейскими заботами, и нуждами они живут во свете и духе православия. Им они осмысливают действительность. Исполненные благодати Святого Духа, ею одушевленные и окрыленные, они и в повседневной жизни проявляют необычайную духовную энергию.

Примеров масса! Мы видим, как, движимые Святым Духом, Божии люди укрепляют и облагораживают семейную жизнь (праведная Иулиания); покоряют и завоевывают природу (русские подвижники Севера Сергий и Герман Валаамские; Зосима и Савватий Соловецкие); устраивают государственную жизнь (святые Александр Невский, Алексий – митрополит Московский; святитель Гермоген – Патриарх и патриот Всероссийский); привлекают к православной культуре инородцев и язычников (святые Леонтий Ростовский, Стефан Пермский); создают духовную литературу (святые Димитрий Ростовский, Тихон Задонский); руководят духовной, повседневной жизнью мирян (прп. Серафим Саровский, Оптинские старцы).

Одним словом, Святые Божии люди стоят в самом центре жизни русского народа, духовной, государственной, общественной, семейной, хозяйственной. Они стоят, осмысливая ее и питая ее духом православия, духом Христовой Правды. Именно в этом и заключается огромное значение русских святых в жизни русского народа. Они соединяют собой Небо и землю, почему и называются земными ангелами и небесными человеками.

Особая служба всем российским святым, установленная на Церковном соборе 1917–1918 годов – это наша память и благодарность, наше моление и прошение о помощи ко всем святым, потрудившимся на земле нашей. Праведники во веки живут – таково определение Божие о них. Наши святые сродники живут и действуют, имеют власть и силу помогать просящим у них помощи.

 

В кратком слове трудно вспомнить поименно всех наших святых, в разное время пронесших по Руси Свет Христовой истины и донесших ее до наших дней. Упомянем лишь некоторых. Первые святые IV века, первые всходы – седмочисленные Святители Херсонские, кровью своей освятившие землю нашу. Вспомним Ольгу – богомудрую – и ее внука равноапостольного Владимира, великих просветителей Руси, в X веке работавших Христу. Первых наших ко Владыце ходатаев и наставников ко истинней вере.

Первые мученики и блаженные страстотерпцы Христовы Борис и Глеб – юные проповедники незлобия христианского. А дальше – проповедует православие и паче трубы вопиет священная и великая Лавра, от преподобного Антония начало приемшая. Сколько достопамятных деяний и примеров дают нам они – Божии угодники монахи. Там и летописцы, и художники, и безмездные целители – врачеватели душ и телес.

Умоляют и учат нас дерзновенно исповедать православие самой нашей жизнью, не бояться страха вражия, многие подвижники, жившие и в Литве – Иоанн, Антоний, Евстафий, и в земле Почаевской – Иов. Московская земля дарует послушания рачителей, чудных житием и разумом, начиная от основателя и первоначальника града Москвы – благоверного князя Даниила. Как не остановиться нам на воспоминании об этом святом князе, если он и нынче так громогласно заявил о себе всей Руси в XX столетии. Не без его предстательства и трудов снова, после долгих лет забвения, ожил монастырь, который он построил, в котором был игуменом. Даниловский монастырь нынче снова славит Бога и своего святого игумена.

Сонма святителей: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа; собора преподобных: великого Сергия и Никона; Христа ради юродивых – Василия и Максима. Святые новгородские, суздальские, казанские, иркутские, псковские святые – Пскову стена необоримая – святые Довмонт, Никола Блаженный, преподобный и мученик Псково-Печерский чудотворец Корнилий. Разве не пребывает он с нами доселе в своей святой Обители? А недавнее чудо – новая церковь во имя святого игумена – не плод ли его теплых молитв и покровительства?

Различны жизненные пути всех этих святых, но во всех них жил дух Христов. У всех личный подвиг духовной борьбы и возрастания переплетался со служением Церкви, Родине и ближнему. Было бы очень долго перечислять примеры русской святости XV–XVII веков. Но, несомненно, во все времена и при всех обстоятельствах существует одна общая черта – Русская Православная Церковь и ее святые хранят благодать Святаго Духа и сияют святостью во все времена. Димитрий Ростовский, Митрофаний Воронежский, Серафим Саровский и сонмы других имен сияют не меньшей славой, чем имена подвижников Древней Руси.

Мы же, други мои, часто чувствуем себя одинокими в вере. Порою жизнь нас тяготит, и вера, как стержень, колеблется, а иногда будто и уходит. Но пусть не смущаются сердца наши. Наши небесные покровители с нами. Они не оставили землю Русскую и нас зовут укрепляться силой живой веры,  ею проходя сквозь превратности современной нам жизни. Твердая вера в обетования Божии звучит и из уст, и из примеров жизни угодников Божиих.

«Мы радостны и покойны всегда. Христос – наша жизнь, свет, покой. С ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией мы не боимся. Веры надо больше, больше ее надо иметь нам. Забыть свою самонадеянность, ум, ученость и дать место благодати Божией. Не люди спасают Церковь, а Христос», – сказал митрополит Петроградский Вениамин, стоя на пороге мученической своей кончины…

Все святые Божии угодники жили верой и силой Святого Духа. Духом Святым. Дух Святой их родил, Дух Святой их взрастил, Он их и прославил.

Будем постоянно просить угодников Божиих, наших святых предков, чтобы их предстательством и молитвами не утратили и мы святыню православной веры, и она сохранит и спасет всех нас.

Аминь.


Наверх