В неделю вторую по Пятидесятнице III. Всех святых, в земле Российской просиявших. В Россию можно только верить

В неделю вторую по Пятидесятнице III. Всех святых, в земле Российской просиявших. В Россию можно только верить

В Россию можно только верить!

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Ежедневно Церковь вспоминает подвиг жизни многих святых. С первого века христианства и по двадцатый помнит Святая Церковь тех, кто жизнью своей устремился к идеалу святости и достиг его. И судя по тому, что постигли эту великую премудрость люди разных сословий и состояний, идеал этот доступен всем без исключения. В один ряд устремлялись и вставали под знамена святости государственные деятели и священнослужители – от патриархов до простых священников, полководцы и воины, монашествующие и миряне. Образ жизни их был различен, и найдем ли мы среди них для себя аналог жизненного пути? Ведь все они шли сквозь исторические условия той жизни, которую диктовало им их время. Но почему же все различия времен и меры подвигов стерлись, забылись, объединив всех, потрудившихся на пути к святости?

Сегодня же, други мои, мы совершаем празднество в честь и память наших соотечественников, святых в земле Российской просиявших. Многочисленна семья русских святых! С 988 года начала Русь просыпаться от глубокого сна в язычестве и входить в великую семью христианского рода. Церковь в Европе тогда уже покоилась на прочном фундаменте мученической крови. Возникавшие в среде ее разномыслия образовали в христианстве мужей силы и разума, восстающих на мудрования ересей. К этому времени Церковь в расколах уже познала мятеж человеческого ума, а пустыня воспитала множество преподобных. Приходили на Русь вести из христианского мира и ранее. Так, самовидец Христа святой апостол Андрей Первозванный, дойдя до Киевских гор, предрек на них христианское будущее. Святой папа Римский Климент, крещенный апостолом Петром, изгнанный с родины, принес в Херсонес с собой проповедь о Христе, за что и был потоплен врагами веры. Он оставил на Руси память о себе и частицы мощей. Но еще десять веков мрак язычества превозмогал над рассветом нового времени на Руси.

Псковская княгиня Ольга в 969 году пленилась светом истины Христовой, но просветить ею даже свою семью не смогла. И среди простых людей стали являться первенцы христианские. Но сурово и мятежно восставало язычество на право иначе думать, иначе жить. Пришедшие на Русь с православной верой из варягов горожанин Феодор со своим малолетним сыном Иоанном в 983 году были растерзаны киевлянами и открыли на Руси мартиролог святых за имя Христово. И это были мученики, память о которых сохранилась. А сколько было неведомых жертв, знает один Бог.

С тех времен в борьбе неспешно в народе нашем начала вызревать живая сердечная и безраздельная вера. Желанию жить Богом и Его носить в сердце своем на протяжении всей истории России сопротивлялись человеческие страсти, которые богоборчеством своим вызывали периоды, называемые в народном сознании «казнями Божиими». Немало казней пережила Русь в своем историческом развитии, но до XVII века христианство понималось как практический образ жизни, соответствующий нормам Евангелия, за что и назывался тогда народ русский богоносцем. Бог есть любовь, и русское сердце – милостивое и сострадательное от природы, уязвленное божественной любовью, от Бога получало в дар самобытные черты, неведомые другим народам. Иностранцы затруднялись понимать душевный строй и психологию русской души.

Русский поэт сказал о России: «умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить». Россия еще на заре своего обращения к православию возревновала о трех важнейших христианских добродетелях: о ревности по Богу, о верности Ему и о милосердии. Именно поэтому особым почитанием призвала она в ряды своих святых ревностного пророка Илию, милостивого правдолюбца святителя Николая и святого, верного Богу до смерти великомученика Георгия Победоносца. Именно они стали для русской души идеалом христианской веры, которая проявлялась не в ласкательстве, не в сытом довольстве, но в строгом ревностном призыве шествовать за Христом по крестному пути. Не отрекся народ наш от зова, взял крест свой и пошел сквозь бедствия, которые не сломили его, но закалили и дали России бесчисленное множество своих святых молитвенников.

Жизнь текла в своем историческом русле, и в борьбе за выживание засветились на Руси многие верные последователи Христа. До XVI века только предание сохраняло и копило известия о российских подвижниках, память о некоторых приживалась только по местам их подвигов, стихийно, без церковного прославления. Но формировалась, росла и крепла Церковь. Она стала для России тем стержнем, которые врата адова не одолеют. Она же, начиная с XI века и кончая XX, породила на Руси неиссякаемую по сей день божественную реку святых земли Русской. И сегодня, вглядываясь внимательно в историю государства Российского, нельзя не заметить, как велик вклад истории в формирование русской души и ее святости.

XI век, начало христианства на Руси, суровая борьба новой христианской идеологии с язычеством. Язычество еще в полной силе, сам князь Владимир – язычник и вполне сын своего времени. Но беспокойство по другой жизни уже просыпается в нем. Его послы идут по миру, исследуют, как и чем живет мир вокруг. На выбор им предстали иудаизм, мусульманство и христианство. Созвучнее русской душе оказалось христианство. И зазвучал над Днепром голос князя – не то призыв, не то угроза: «Кто не идет на Днепр креститься, мне не друг». И еще не понимая далекой перспективы происходящего, потянулись киевляне свидетельствовать о своем отношении к власти и силе правителя. В князе, чтобы стать примером для подражания своим подданным, закладывались основы святости. Стоя на холме над Днепром с воздетыми к небу руками, он молился: «Боже Великий, сотворивый небо и землю! Призри на новые люди сия и дай им, Господи, уведети Тебя, истинного Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помоги, Боже, на сопротивного врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежду козни его». Такова программа новой христианской жизни на Руси и заветы святого князя Владимира русскому народу.

С X века в песнопениях и молитвах сохранялась память о княгине Ольге. В XI веке Киево-Печерский монастырь стал общерусским духовным центром, а Феодосий, его игумен, был признан святым. Тогда же началось стремление народа и к почитанию своих просветителей в вере князя Владимира и княгини Ольги.  Но общецерковная канонизация князя Владимира произошла только в XIII столетии.

Мученическая смерть юных братьев – князей страстотерпцев Бориса и Глеба – стала на Руси одним из первых примеров христианского благочестия и смирения. И началось почитание мирян. В русском сознании идея святости связалась не только с аскетическим монашеским подвигом, но с жизненным подвигом стояния в вере.

Суров исторический путь России. Краткие периоды мирной созидательной жизни сменялись опустошительными разорениями то в междоусобной войне, то при нашествии завоевателей. И эти испытания русские люди воспринимали как наказание Божие за грехи. Припадала Русь в покаянии к Спасителю, и сила покаянных подвигов опять порождала святых. В XIII веке княжеские междоусобицы сменились на два с половиной столетия мучительным ордынским игом. И тогда страх за гибель Руси, за попрание своей веры явил множество святых и из князей, и из простонародья, и из монашествующих. «Ничем не заставите вы меня отречься от христианской веры, хотя и нахожусь я в великой беде», – отвечает князь Василько на предложение купить жизнь ценой веры. Черниговский князь Михаил с боярином Феодором отправились в Орду с думой, что идут на смерть: «Я бы хотел кровь свою пролить за Христа и за веру христианскую». И пролили, и не они одни.

Так формировался в сознании народа идеал мученичества за веру, идеал жертвенности, готовой во имя Божие пройти сквозь любые испытания ради спасения души. Но сама жизнь предложила еще оценить как святость и подвиги многих князей, мудростью и силой встающих на защиту своего народа от тирании иноземцев. Двадцатилетний князь-воин Александр Невский шел на врага со словами: «Не в силе Бог, а в правде». Он же, становясь политиком, бесстрашно отправлялся в Орду со словами: «Иду отмолить людей от беды». В народе ради спасения души являлось стремление к очищению, вызревали думы о духовных победах над собой, когда надо преодолевать врага в себе самом, ведь именно за мои грехи явились эти всеобщие страдания. Жили тихо и сурово. Время Божиих наказаний становилось на Руси временем формирования русского характера, русской веры и русской святости.

В период русской истории XIII–XIV веков русская Церковь и ее иерархи выполняли великую миссию, сохраняли единство и в народе, и среди враждующих князей, но главное – берегли истинную православную веру. Два святых митрополита – Петр и Алексий – неустанные созидатели и труженики, два заступника и покровителя Москвы. Петр – борец, политик, миссионер и целитель, на своих первосвятительских плечах вынес тяжелейшие времена родины нашей. Святитель Алексий готовил победу на Куликовом поле. Он же основал в Москве четыре монастыря, и духовно-политическая жизнь России начала концентрироваться вокруг них. Начало великому подвижничеству было положено под Москвой сподвижником митрополита Алексия преподобным Сергием Радонежским. Он не оставил по себе ни единой строчки, сторонясь учительства. Его учением для России стала его жизнь во Христе и созидательные труды его учеников, закладывавших на культуре духа основу государственности российской, пронесшие свет христианской жизни в самые дальние и глухие уголки родины нашей. Преподобный Сергий убедительно явил, что только добром и любовью надо созидать жизнь, ибо, злом отвечая на зло, человек порождает новое зло.

Святость потекла по России. Духовными образцами для русского человека становились преподобные монахи-строители, игумены – вожди простонародья. Назову лишь некоторых. Стефан Пермский, Кирилл и Ферапонт Белозерские, Сергий и Герман Валаамские, Савватий и Зосима Соловецкие, Савва Сторожевский, не счесть святых подвижников этого времени. В каждом городе были свои святые и свои чудотворные иконы, которые почитались как небесные покровители именно этих мест. Князь Довмонт-Тимофей стал предстателем за Псковскую землю.

XV век отмечен несколькими важнейшими событиями, повлиявшими на ход истории русской духовности. В 1448 году русская Церковь освободилась от опекунства греческих митрополитов и стала автокефальной, а в 1480 году Русское государство окончательно свергло татаро-монгольское иго. В самосознании россиян и ее церковных вождей явилось представление о России как хранительнице на земле истинно православной веры. Митрополит Московский Макарий возмечтал превратить Российское царство в святую Русь. В 1547 году он собрал собор по канонизации русских подвижников, призывая святых российских встать на защиту родной земли. Тогда вспомнили всех прославляемых народной памятью святых – от княгини Ольги, князей Бориса и Глеба до святых последних времен, и было положено основание церковной их канонизации. «Изволися Духу Святому и нам».

Но недолго продлилась радость духовная, новые беды – казни Божии уже в 1570 году накрыли Русь. Опричнина черной смертоносной тучей пронеслась над городами и весями, трехлетний голод уморил тех, кого миновала первая беда, не замедлила и эпидемия чумы. В таких скорбях и бедах выживала Русь, а Церковь в 1589 году укрепилась установлением в ней патриаршества, и очень своевременно.

На пороге уже стояло новое испытание, угроза полной гибели государства Российского. Смутное время, когда смута явилась в умах и душах россиян. Безвременье и безначалие было приостановлено мужеством Патриарха Российского Гермогена. Своим стоянием в истине, своими воззваниями к всеобщему покаянию он всколыхнул россиян. Внял народ его молитвам и его призыву. Русь опять устояла тогда, но вторая половина XVII века все же стала временем угасания русской святости и ознаменовалась смутой уже и в Церкви. Был канонизирован только царевич Димитрий Углический, а старообрядческий раскол стал одним из самых трагических событий в истории русской Церкви.

XVIII–XIX века Россия оставляет проторенный веками путь святости, обращаясь к Западу, и русская православная духовность вытесняется светским миросозерцанием. В первую половину этого века общецерковные прославления святых не совершались совсем. Только в 1757 году состоялась первая канонизация – святителя Димитрия Ростовского. «Век просвещения» нагрянул на Россию, уводя ее со своего самобытного пути.

XX век показал миру конечный результат отступления русского человека от Бога и веры предков. Оплакивают былое величие России и ее Церкви российские иерархи. «Все поругано, заброшено, осквернено». Но опять в горестных сердцах таится надежда и покаянный шепот веры: «Впрочем, не в величии и силе Бог. Пришел Он путем поругания и уничтожения. Должно быть, это и путь Его Церкви, если только Она остается верной Ему». И ушла Святая Русь в это время в глубокое  подполье, собирая силы, чтобы вновь явить себя миру. Прошла сквозь революцию и войну, сквозь семидесятилетний плен у своих соплеменников. И уже в конце этого века подтвердила она наблюдения за историей государства Российского: «когда грехи или ереси волнуют Церковь, Господь воздвигает праведников, чудотворцев и богословов, которые вещают людям истину – и истина побеждает. Победоносно гремит истина из уст праведников веры, чудесами и мученичеством довершая свидетельство своей правоты».

Россия двадцатого века! Чья душа тогда не вострепетала, не пришла в ужас? Мы теряем Россию, Родину нашу! А у кого-то жили в душе и более высокие ценности: мы можем потерять и веру нашу православную. И это гибель окончательная. Те, кто помнил в России евангельские заветы, сокрушением сердца приникли к Спасителю, вспомнили, как надо молиться и те, кто забыл о молитве. Кровью своей омывали свою забывчивость и те, кто отступил от вековых идеалов Святой Руси. С 1917 года и по 1945-й в крови и огне предстала страдающая Русь пред Богом, и миру стало очевидно, что в Церкви нашей православной побеждает благодать и истина. «Не в силе Бог, а в правде». Сколько же ведомых и неведомых нам святых за имя Христово явилось на Руси в это время – в темницах, лагерях, на полях битв за други своя. Сколько россиян вернулись к живительным источникам веры? Счет им вел Один Господь. Не было еще на Руси такой обильной жатвы за имя Христово, за веру православную. Патриарх Тихон с сонмом святителей, священномучеников, мучеников. И вот опять жива Русь!

Надолго ли? Но думается и верится, что небесная рать русских святых не выдаст нас врагу, Господь не посрамит их исключительного духовного подвига и не затворит Царства Небесного перед неверной, но умеющей каяться пред Богом Россией. Нам всем, дорогие мои, надо помнить деяния и призыв русских святых: «Россия, будь такой, какой ты нужна Христу». Дорогие мои, не забывайте открывать церковный календарь, ведь каждый день отмечен и памятью новомучеников российских. Зовите же их молитвы на помощь себе. Они – наши путеводители по бушующей жизни.

Аминь.


Наверх