В неделю восьмую по Пятидесятнице II. Христос приоткрывает нам Божественные тайны и учит тайнам христианской жизни

В неделю восьмую по Пятидесятнице II. Христос приоткрывает нам Божественные тайны и учит тайнам христианской жизни

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие мои! Великим чудом, о котором повествует сегодняшнее евангельское чтение, Господь преподал миру дольнему наглядный урок, что Он, Он – Творец и Промыслитель и заботится о всех его потребностях духовных и физических, подает все необходимое для его жизни. Этот пример так многое проясняет для нас.

Сегодня повествуется об одном дне из жизни Спасителя. Начинался этот день для Него с трагического известия о гибели Иоанна Крестителя, что без слов напомнило о приближающемся Его собственном крестном подвиге. Эти думы заставили Его искать уединения для молитвенного общения с Отцом Небесным. Одиноко Он вошел в лодку, но, причалив к другому берегу, там увидел людскую толпу, искавшую Его. Не нашлось для Него пустынного места, где бы Он мог укрыться от людей.

Земля слухом полнится. Подходил к концу уже третий год общественного служения Христа, и слухи об исцелениях Им бесноватых, глухих и незрячих, и даже невероятная весть о воскресении мертвого юноши растеклись по Иудее. Да и само явление среди немилостивого мира беспредельно милостивого Человека и Чудотворца волновало умы. Слова: «приидите ко мне вси труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас» надеждой оживотворяли сердца, тем более что подкреплялись они делами. Обремененные тяготами жизни и болезнями, люди толпами шли из городов пешком. Мужи, женщины, дети искали Его, чтобы получить помощь. Господь и на сей раз, увидев множество людей, сжалился над ними. День прошел в деятельном общении. Исцеления сопровождались назидательной беседой. Внимая неслыханным доселе глаголам о жизни вечной, слушающие увлеклись настолько, что вовсе забыли о времени и насущных потребностях. Солнце уже преклонилось к закату, предвещая скорую ночь. Ученики решились прервать затянувшуюся беседу Учителя, предложили Господу отпустить народ, чтобы люди пошли в селения купить себе пищи. Ответ Спасителя был для учеников неожиданным: «не нужно им идти; вы дайте им есть» (Мф. 14, 16). Но что дать? Есть только пять хлебцев и две рыбы. И что это для толпы в пять тысяч человек, кроме женщин и детей? Представьте, дорогие мои, недоумение учеников при этом разговоре, ведь и для них Он еще просто любимый человек и Учитель. Но начинается священнодействие. «Взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все, и насытились, и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных» (Мф. 14, 19–20). Таящийся Великий Архиерей зримо является пред людьми. Так открывает Господь людям божественные тайны и учит тайнам христианской жизни. Насытив толпу Своим благодатным словом, Он укрепляет веру их в божественность Его учения чудом.

Дорогие мои, ведь в этом дан урок на все времена, и для нас показываются начала христианской жизни верой. Христос в каждом евангельском чтении преподает науку, как жить по вере. Будем знать и всегда помнить, что силу христианства мы начнем чувствовать и понимать только тогда, когда начнем деятельно жить по-христиански. Медленно вызревал в старом времени Новый Божий Завет с людьми. И насыщение пяти тысяч пятью хлебами еще не Евхаристия, которую впервые совершит в Сионской горнице Христос перед Своими страданиями, но только приготовление людей к ней. Церковь Христова родится для нас при сошествии Святого Духа, чтобы благодатно питать нас таинствами, чтобы могли мы жить ими в бушующем житейском море. От нас же требуется, чтобы мы не оставляли главной и существенной заботы о душе своей и о духовной пище для нее. А это есть всякий глагол, исходящий из уст Божиих (Мф. 4, 4). «Не заботьтесь, – говорит Господь Иисус Христос, – и не говорите: “что нам есть?”, или “что пить?”, или “во что одеться?”. Потому что всего этого ищут язычники; и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете во всем этом нужду» (Мф. 6, 31–31). Главная обязанность наша как последователей Христа – внимать учению, которое Он преподал миру, и это и есть забота о насыщении ее хлебом жизни вечной. Душа бессмертна, невещественна, богоподобна. Она тоже, как и тело наше, алчет и жаждет, но не того, что потребно для нашей телесной природы, она имеет нужду в питании, сродном ее существу. Господь научает нас прежде всякой заботы о телесных и временных житейских потребностях искать Царства Божия: «ищите прежде царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

В погоне за земными выгодами и удобствами жизни, в искании богатства и довольства во всем человек часто забывает учение евангельское и уподобляется евангельскому богачу, который, обращаясь к душе своей, говорил: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Грозный приговор: «безумный! В сию ночь душу свою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» неожиданно вторгается в безоблачную жизнь. И в наши дни многие, увлекаясь жизнью плотской, всем существом своим предаются заботе о земных приобретениях, об удовлетворении чувственных прихотей. Плотоугодие ставят превыше всего, забывая о небесном, будто не будет и конца такой преступной земной жизни. Но, дорогие мои, многое ли надо человеку для жизни? Главная потребность – вода и хлеб, одежда и дом, покрывающие нашу наготу и немощь, и нужно уметь, надо учиться нам всем довольствоваться малым.

Не будем забывать, что душа, связанная оковами бренного тела, томится в нем, как в темнице, и, причастная неистовству страстей и похотей телесных, болеет и не находит для себя удовлетворения и отрады от постоянного и упорного преследования ее низменными, своекорыстными мирскими целями и выгодами.

Возлюбленные! Такова ли должна быть жизнь тех, для спасения и вечного блаженства которых приходил на землю Сын Божий, претерпел мучение, поругание и крестную смерть? Всякий истинный последователь Господа Иисуса Христа должен помнить, что нечистой, преступной жизнью он вторично распинает своего Спасителя, прогневляет Правосудного Владыку и Господа.

Посему, други мои, оставим суету житейскую, отложим образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и обновимся духом ума своего (Ефес. 4. 22–23); доныне мы по собственной вине и нерадению и алчем, и жаждем, и наготуем душевно, но утолим святую потребность своей души, дадим ей чистую, спасительную пищу, которая преподается в святых храмах чрез проповедь Слова Божия и Священные Таинства; и Господь не лишит нас благ временных и сподобит Своего Небесного Царствия в вечности.

Аминь.


Наверх