В неделю тридцать первую по Пятидесятнице II. По вере вашей да будет вам

В неделю тридцать первую по Пятидесятнице II. По вере вашей да будет вам

Лк. 18, 35–43

Сказал Иисус: На суд пришел Я в мир сей,

чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.

 Ин. 9, 39

Чье сердце не содрогается при виде слепца, кто не воспринимает это как самое горькое несчастье, выпавшее на долю человека. Ощупью идет по жизни незрячий, весь во власти милостей или немилостей окружающего его мира. Страшно для нас потерять в жизни зрение телесное. Но насколько трагичнее и страшнее, дорогие мои, может стать слепота духовная, когда все в жизни будет восприниматься в искаженном виде. Предостережение Спасителя обращено к человечеству: ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Ведь всем живущим предстоит выбор: или внидите в радость Господа своего, в счастье уготованное вам от сложения мира, или не вем вас, и тогда мрак вечного отвержения поглотит несчастного. Временная – земная жизнь, и вечная – небесная, это одна большая жизнь каждого из нас, из которой не выбросишь и не сотрешь ни одного своего ни деяния, ни поступка. Забывая эту истину, мы, подобно незрячим, идем по жизни, не зная, куда идем. И именно об этом сегодняшнее евангельское чтение, где доступным для каждого живущего примером из самой жизни говорит Господь об этом выборе.

Дорога на Иерихон не похожа ли на жизненный путь человечества? Кого только нет на этом пути! Шум и гам многолюдного потока, идут по нему каждый со своим видением и представлением о жизни, со своим разумением и своими заботами. Тут же, при дороге жизни, сидит слепец с протянутой рукой и питается только слухами о жизни да крохами милостей проходящих мимо. А жизнь идет мимо него. Весть о явлении Пророка из Назарета, по слову которого и слепые прозревают, доходит до него, но что ему проку в этом известии? Он – житель Иерихона. Но вот новый слух: Пророк идет по той же дороге жизни, что и несчастный слепец, что и все несчастные. Целитель рядом. Сердце несчастного встрепенулось от этого известия, и ожила душа верой, вопль воскресшей надежды не могут заглушить никакие прещения толпы, никакие преграды, встающие на пути веры. И сердечный стон молитвы-мольбы услышан Господом: прозри, вера твоя спасе тя (Лк. 18, 42). Вопреки всем земным законам совершается чудо. Слепец прозрел и видит телесными очами пред собой человека, а духовными уже зрит Бога. Слова Господа о силе веры мы слышим постоянно. По вере вашей да будет вам, и отверзлись очи слепорожденного, отверзлись очи двух галилейских слепцов. Верую, Господи, помоги моему неверию, и бесноватый отрок исцелел.

С явлением Иисуса Христа свет Истины, свет Познания Божьего домостроения воссиял миру. Но для человеческого разумения он становится доступен только через веру. Свет веры Христовой душе верующей и живущей по вере открывает человечеству тайны жизни, рассеивает мрак неведения, просвещает светом истины. И он дает неоспоримое знание о том, что конец земной жизни не прекращает бытия человеческой души, что за гробом для нее открывается другая жизнь, вне времени, на вечность. Вечная жизнь в другом измерении, с другими законами. Земная жизнь для всех живущих – только преддверие вечности, а потому и крайне важна. И как знания законов земли важны, чтобы земнородным пройти путь по земле, так важны и необходимы знания законов неба для нашей жизни в вечности.

Бог благоволил открыть людям знание о Себе. Познание Бога и Его воли должно быть основной заботой каждого христианина. Дорогие наши, обратимся каждый к своей совести и спросим себя: стало ли для нас Святое Евангелие, в котором с нами разговаривает Господь, постоянным желанным чтением, по нему ли мы ориентируем свою жизнь? Если да, то благо нам, особенно если прочитанное, вплетаясь в повседневную жизнь, руководит делами и чувствами нашими. Но как проверить, насколько живо и действенно для нас слово Божие? Прочитав утром очередное зачало, часа через три задайте себе вопрос, о чем же сегодня говорил с вами Господь? И  многие из нас поймут, что не к нам было обращено прочитанное слово Божие, мы уже забыли, о чем в нем шла речь. И это станет для нас свидетельством, что духовная слепота и неведение омрачают наш путь жизни, что мы идем ощупью и спотыкаясь, с постоянным опасением упасть. Пример же евангельского слепца послужит для нас примером, где и как искать помощь. Господь Иисус Христос всегда рядом. Только осознай необходимость в помощи, вознеси к Господу сердечный вопль: «Господи, хочу прозреть, хочу живой, действенной веры, преобразующей жизнь мою», и чудо прозрения совершится. Благоуветливый глас Отца Небесного: прозри, вера твоя спасла тебя, иди с миром, – услышится в душе.

Вера твоя спасла тебя! Но где взять веру ослепшему от самомнения и гордости человечеству? И что значит телесная слепота иерихонского слепца по сравнению со слепотой нашего времени? Она особого свойства, не осознавая своей слепоты, люди ищут источник ведения не в религии и духовном просвещении, а в мутных источниках слепотствующего гордого ума. Трудно вцепившимся в землю восклониться от нее к небу. Многие совсем не хотят ни знать, ни слышать о какой-то еще жизни, кроме земной; о каких-то пророках с их обетованиями. И сквозь такую слепоту даже Господь проникнуть не может, ибо человек стал плотью вполне.

До других доходят слухи о вечной жизни, но если путь туда должен утеснить их земную жизнь, то пусть уж слухи остаются слухами. А кто-то пытается даже изобретать и свои, противные здравому смыслу, законы земной жизни. Скудная духовным знанием и жизненным опытом, молодежь стремится открыть для себя особый, будто новый источник ведения, не понимая, что открывают только широкий простор человеческим страстям. Отвергая Богооткровенную Истину, не понимая последствий такого выбора, человек становится противником Богу, и отец лжи деятельно поведет его за собой. Такое заблуждение кончается полной слепотой, нарушением психики, искажением разума и духовной смертью задолго до смерти телесной. Когда путь веры и доверие Божиим законам отвергнуты, видящие становятся подобны слепцам. Мир наводнен знаниями о земном и погружен в неведение о духовном. И горькие слова Спасителя: имеющие глаза не видят, и имеющие уши не слышат – сбываются над живущими в двадцатом веке.

Но милостив Господь! И за неверные, заблудшие души борется любовь Божия. Всякие жизненные невзгоды и злоключения предупреждают их о трагической ошибке в надежде, что, сокрушенный скорбями гордый разум человека еще сможет прозреть, чтобы покорно склониться пред божественною мудростью. Для верующей же души скорби становятся надежной защитой от подстерегающей ее гордыни. Вот та причина, по которой закрыт для нашего времени путь духовного подвига.

Многовековой опыт истории показал, что, отвергая божественное водительство, человечество блуждает во тьме лжи. Совершенно ослепленное тьмо, оно начинает обоготворять все то, что держит его в плену заблуждений. Благодарение Господу, что свет веры Христовой еще озаряет землю, и Церковь Христова – корабль спасения – носится по бушующему бранями житейскому морю, проповедью Истины и Святыми Таинствами руководя нас ко спасению. Дорогие мои, как же надо нам дорожить светом веры и истинным духовным просвещением! Не станем смущаться разномыслиями о превосходстве современного просвещения пред учением веры Христовой, нападками на Церковь как устаревшую в современном мире. Это все духовная слепота силится исказить Истину. Никто не дерзнет отрицать пользу человеческих знаний для земной жизни, но и их мы получаем только в Божественном свете Истины, просвещающей всякого человека.

Уже два тысячелетия Господь Спаситель идет по жизни рядом с нами и продолжает Свою спасительную миссию, ради которой и вступил на земной жизненный путь. Звучит для человечества евангельская весть, что не будет смерти для душ, явившихся в жизнь. Вечность, бесконечная вечность ждет всех земнородных! Как зеницу ока, дорогие мои, надо беречь веру нашу православную и доверие Слову Божию. Если вдруг тень сомнения омрачит ее, будем в своей душе повторять мольбу иерихонского слепца – Господи, да прозрю!

Против слепоты духовной целит только вера в Сына Божия Иисуса Христа. Она отверзла очи евангельскому слепому; она и несомненный залог нашего вечного спасения. Вопль слепца: Сыне Давидов, помилуй мя! – сотворивший чудо, пусть станет и для нас неоспоримым свидетельством силы веры. Ведь недаром, други наши, вопли пяти слепцов и по сей день звучат в мире со страниц Святого Евангелия. Милость Божия не иссякает для ослепшего человечества, и по сей день являются в мире дела Божии. Теперь, как и в то далекое от нас время, даже и слепорожденные по милости Божией прозревают. Семидесятилетний плен безбожия ослепил нашу прежде Святую Русь, но не чудо ли: дети духовно слепых родителей, Богом чудесно просвещенные, несут теперь в родительские дома свет веры. И познают современные слепцы свет Богопознания, разгоняющий тьму заблуждений, исцеляющий закоренелые духовные язвы. Не видя Спасителя, мы слышим в Евангелии голос живого Бога Отца и, следуя за голосом Пастыря, не потеряем той дороги, которая ведет в радость Царства Небесного.

Школа жизни сурова. Невзгоды и несчастья земной жизни – один из важнейших уроков в ней. Обступили ли нас беды и скорбь, не забудем, что Господь рядом и слышит безмолвный шепот верующего сердца: «Господи, помоги!» Постигло ли нас грехопадение, и бичующий глас совести сердечной тугой ослепил душевные очи, воззови только: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня!» На покаянный вопль не замедлит явиться умиротворяющее помилование от Господа. Чудо прозрения всего видимого и невидимого совершится. В довольстве и радостях не расслабляется душа верующего: «Иисусе, Сыне Божий, слава Тебе!» – звучат в сердце слова благодарности. Не разбиваются и не сокрушаются сердца верующих. Они в руке Божией и доверяют себя Ему. Для верующего и жизнь – Христос, и смерть – приобретение, ибо все Им, все от Него и все к Нему.

Так, други наши, утвердимся в вере в Господа Иисуса Христа, Сына Божия, отбросим самомнение и самочиние, покоримся всецело божественному водительству, как самому надежному путеводителю по земной жизни и еще более необходимому и важному для вечной загробной жизни, как бесценное сокровище нашего спасения. Будем же непоколебимо стоять в исповедании нашей веры в Спасителя и, чувствуя свои немощи, подобно евангельским слепцам, будем усердно вопить и просить: Иисусе Сыне Божий, помилуй нас! Веруем, Господи, помоги нашему маловерию!

Аминь.

Наверх