В неделю пятнадцатую по Пятидесятнице. Ничто да не разлучит нас от любви к Богу

В неделю пятнадцатую по Пятидесятнице. Ничто да не разлучит нас от любви к Богу

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Други наши, в сегодняшнем Евангелии говорится об очень важном для жизни мира вопросе. И во все времена, и во всех поколениях, живущих этот вопрос не теряет своей великой значимости. «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?» Тогда перед Христом стоял законник, искушая Его. И не раз за три года Своего служения Христу приходилось отвечать Своим современникам на этот вопрос. И с тех пор на протяжении всей истории мира не иссякает поток совопросников. Один и тот же вопрос, но как по-разному он задается Христу. Одни ищут ответ на него, желая точнее знать веления Божии, другие же, подобно законнику, искушают Господа в поиске оправдания своих произвольных толкований закона ради своих отступлений от него.

Мир из уст Самого Бога – Бога, Который есть Любовь, получает однозначный и определенный ответ: «Возлюбиши Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22, 37).

Христос отвечает не только на вопрос о наибольшей заповеди закона, но истолковывает и возможности к ее исполнению. Все силы человеческого духа, все – без остатка и изъяна, должны быть отданы этой любви. Ничего не оставь, не припрячь для себя: ни сердечных пристрастий, ни душевных чувств, ни мыслей, но все неси к стопам Спасителя. Стань весь Его, и эту твою любовь и преданность заключит в Свои объятия Любовь Божия. Сквозь толкование Спасителя уже невозможно просочиться человеческому мудрованию. Все уловки человеческого лукавства останавливаются пред преградой благодатных божественных слов.

Мы с вами, дорогие мои в Церкви, которая ежегодно напоминает нам этот разговор Спасителя с человечеством. И мы уже твердо знаем, что прежде всего от нас требуется любовь к Богу. И если бы нас спросили: любишь ли ты Бога? Мы, конечно, без всякого колебания ответим, что любим Его. Но вот возникает вопрос: так ли мы любим? Если так, то почему сама жизнь наша иногда заставляет нас сомневаться в ответной любви к нам Господа. Мы часто, как малые дети, недовольны жизнью, в душе протестуем и жалуемся на Промысл Божий. Не значит ли это, что в нашем, именно в нашем отношении к Богу что-то не так? Приглядимся повнимательнее к своим отношениям с Богом, к своей любви к Нему.

«Возлюбиши Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею и всею мыслию твоею». Спаситель в этих словах поучает, как же любить Его.

Что значит любить всем сердцем Твоим? Если говорится о любви: всем сердцем, не значит ли, что бывает в нем еще и другая любовь? Да, не утаим от себя этого греха. Частенько сердце человека раздваивается: одна его часть любит Бога, а другая и в той же степени любит что-нибудь еще – кроме Бога. Но, други мои, такая любовь несовершенна. Такая любовь прискорбна для Божьего величества. Любить Бога всем сердцем – значит любить безраздельно, не отдавая его тому, что чуждо Богу. Не отягчая сердца своего разным пристрастиям.

Можно ли, любя Бога, в то же время любить грехи, служить какой-нибудь страсти? Любя Бога, желая быть с Ним и исполнять волю Его, не чуждаться тех обществ и людей, где мыслят, говорят и живут не по-Божьему? Говорить о любви к Нему, а служить миру и плоти? Как нам нестерпима неверность других по отношению к себе, так больно и Богу видеть нашу неверность, наше двоедушие. Любить Бога всем сердцем – это постоянно блюсти свое сердце, чтобы оно горело неугасимой лампадой пред Ним. Ничто да не разлучит нас от любви к Богу. Какие бы радости мирския ни предстали  пред нами: богатство ли, выгодное ли приобретение – ничем не увлечемся так, чтобы для них забыть Бога. Мы призваны Самим Богом к любви, так будем любить всех, близких, и дальних, и даже врагов, но только в Боге, для Бога, но никак не больше Бога. Вот это и значит любить Бога всем сердцем.

Что значит любить Бога всею душою своею? Наша душа управляет нашей жизнью, а ею самой управляет дух наш (1 Сол 5, 19), а через него – Дух Божий (Гал. 4, 6). Под душою в Священном Писании разумеется жизнь наша, все, чем мы живем, существуем, все дорогое для нас, дары, данные от Бога нам. Любить Бога всей душой – значит быть готовым для Бога жертвовать всем дорогим для нас, всеми способностями душевными, всеми дарами вещественными: состоянием, здоровьем, временем. Ум употреблять на познание Божиих велений и Его Святого Закона, состояние для прославления Его Святого Имени, на помощь бедным ради Бога, – здоровье и время, для служения Богу постом и молитвою, для служения больным и сирым.

Для Господа надо быть готовым на всякий труд, на всякую жертву, даже на самую смерть, если Господь призовет нас к тому. Все для Господа, и ничего для себя – вот что должно стать правилом нашей жизни. Так любят Господа всей душей. Так любили Господа мученики, которые ради Господа и Его святого имени кровь свою проливали. Так любили преподобные, которые для Господа расставались со всеми соблазнами мира, чтобы, забывая себя, служить Ему в преподобии и правде молитвой и чадам Божиим, посылаемым от Него на их жизненном пути.

Что значит любить всею мыслию твоею? Доказательством нашей искренней любви к Господу станет для нас то, что мысли наши чаще всего устремляются к Нему. Мысль наша постоянно бывает чем-то занята. И если мы понаблюдаем, какой калейдоскоп интересов толпится в уме, мы поймем, что мысли наши меньше всего заняты Богом. А это как раз и свидетельствует о мере нашей любви к Нему. Утром, начиная день, и вечером, отходя ко сну, во время работы и во время отдыха, в горе и в радости, в довольстве и в бедности, – что мешает мысли нашей сперва обращаться к Нему, Своему Создателю и Благодетелю? Удрученные горем, мы ни на минуту не можем освободиться от мыслей о своем несчастии. В радости мы надолго предаемся переживаниям счастья. А ведь соучастником нашей радости и нашего горя всегда является наш Творец и Благодетель – Бог.

Так, други наши, если и горе и радости наши мы понесем к стопам Спасителя мыслью ли о Нем, молитвой ли к Нему или просто сердечными воздыханиями, Он примет это как нашу любовь и верность Ему. Так как мы мыслью своею не поклонились богу чуждему, Господь Своей участливой Любовью ответит на нашу скорбь и на радость. И явятся в нас постоянные мысли о Боге, о Его помощи, о Его милостях и о Его бесчисленных благодеяниях. А это и значит, что мы любим Бога всем помышлением своим.

Мы призываемся любить Господа, еще и «всей крепостью своей» (Лк. 10, 27). Что же это за неведомая нам сила? Сила и крепость человека – в единстве и цельности его духовной жизни. Крепок и силен тот, у кого нет раздвоения и малодушия, у кого в полном согласии  сердце, душа, ум и воля. Такого человека разубедить, поколебать в вере невозможно. Он способен на самые высокие подвиги в делах веры и любви.

Есть ли в нас, дорогие мои, эти четыре столпа, единством которых явственно свидетельствуется наша любовь к Богу? На этот вопрос придется каждому ответить самому. А за этим ответим себе и на вопросы: любим ли мы Господа так, чтобы живо ощутить Его ответную Любовь? О Нем ли наша первая мысль? В Нем ли наши чаяния и надежды? Ему ли прежде всего мы отдаем время и силы свои? Для Него ли и славы Его Святого Имени живем мы здесь, на земле? Ему ли предана наша земная жизнь и наши чаяния в Вечности?

Но, други мои, если мысли наши, сердце наше обращены к земле, погружены в интересы земные и далеки от утешений духовных, от предметов Божественных? Если ни храм, ни молитвы, ни благотворение во имя Господа, ни слово Божие не трогают нашей души? Это значит, что мы еще не начали любить Господа любовию истинною, полною, совершенною. Ответить на эти вопросы нам крайне важно, ведь по слову Спасителя на двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Первой заповеди мы коснулись подробно, о второй нам еще предстоит разговор. Но я назову ее сейчас, чтобы вы поразмышляли о ней заранее.

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» – сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

Дорогие мои, Христос, соединяя эти две заповеди, ясно сказал нам, что любовь к Богу немыслима без любви к ближнему. Да будет с помощью Божией жизнь наша земная для нас училищем богопознания, благочестия и добродетели, где любовь к ближнему для нас едва ли не самый важный урок, который постоянно преподает нам жизнь. Он является проверкой истинности нашей любви к Богу.

Аминь.


Наверх