В Неделю по Богоявлении. Призыв человека ко спасению

В Неделю по Богоявлении. Призыв человека ко спасению

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Начат Иисус про­по­ве­дати и гла­го­лати: покай­теся! Счаст­ливо было время, доро­гие бра­тия и сестры, когда из уст Самого Спа­си­теля раз­да­ва­лась про­по­ведь: «Покай­тесь!» Счаст­ливы были люди, кото­рые слы­шали эту про­по­ведь и выпол­няли ее. Это была про­по­ведь не обык­но­вен­ного учи­теля или даже про­рока, это - про­по­ведь слад­чай­шего Иисуса, про­по­ведь вопло­щен­ной Любви. Как было не послу­шать такой про­по­веди? Как было не уми­литься душой, не попла­кать сле­зами рас­ка­я­ния? Если бы теперь воз­вра­ти­лось к нам то счаст­ли­вое время, если бы теперь явился среди нас Спа­си­тель наш и ска­зал нам: «Покай­теся!» Думаю, что каж­дый из нас пал бы к пре­чи­стым ногам Его, облил бы их сле­зами сокру­ше­ния, покрыл бы их креп­кими лобы­за­ни­ями горя­чей любви и с глу­бо­кими сер­деч­ными вздо­хами повто­рял бы только: «Гос­поди, каюсь я: при­ими мое пока­я­ние. Гос­поди, каюсь я: не помяни моих без­за­ко­ний…» Не так ли, доро­гие бра­тия и сестры? О, если бы это было так! Но не забу­дем, что Гос­подь вчера и днесь Тойже, и во веки, не забу­дем, что Он и теперь, как и тогда, непре­станно взы­вает к нам: «Покай­теся!» С готов­но­стью ли отзы­ва­ется наше сердце на этот зов боже­ствен­ной любви? Конечно, нет. Наша рас­се­ян­ность ино­гда дохо­дит до того, что мы даже совсем не слы­шим его, хотя этот голос Гос­пода, зову­щего нас к Себе, раз­да­ется для нас все­гда и везде. Не говоря уже о хра­мах свя­тых, где так громко слы­шится глас Божий, не говоря и о Свя­том Еван­ге­лии, где так ясно воз­ве­ща­ется нам свя­тая воля Его. Надо только обра­тить вни­ма­тель­ный взор на самих себя и на обсто­я­тель­ства нашей жизни или посмот­реть при­стально на окру­жа­ю­щую нас при­роду: и там и здесь мы можем слы­шать глас Гос­пода, зову­щий нас к Себе.

Гос­подь нас зовет к Себе через нас самих. «Разве не зна­ете, - гово­рит свя­той апо­стол, - что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?» Итак, мы храм Божий и Дух Божий живет в нас: нужно ли после этого дока­зы­вать, что Гос­подь нас зовет к Себе через нас самих? Мы Им живем и дви­жемся и суще­ствуем, при­ни­мая от Него боже­ствен­ные силы Его даро­ва­ний, потреб­ные для жизни и бла­го­че­стия. Что же после этого озна­чают наши свет­лые мысли, доб­рые чув­ства, как не бла­гие веща­ния в нас Божи­его Духа? А эта незем­ная радость, кото­рой играет сердце наше после каж­дого доб­рого дела, эти упреки сове­сти, так сильно тер­за­ю­щие нас за наши грехи, эти вздохи, выры­ва­ю­щи­еся по вре­ме­нам из нашей груди, или слезы уми­ле­ния, появ­ля­ю­щи­еся ино­гда на наших гла­зах, - что это такое, как не креп­кий глас Того, Кто гово­рит о Себе: «Се, стою у двери и стучу: если кто услы­шит голос Мой и отво­рит дверь, войду к нему, и буду вече­рять с ним, и он со Мною»?

Свя­той Вар­вар был в свое время страш­ным раз­бой­ни­ком: три­ста душ пали под убий­ствен­ным ножом его, в том числе и два свя­щен­ника. Кто бы мог пове­рить, что такой чело­век, зама­те­ре­лый в убий­ствах, мог когда-нибудь оду­маться? Но силен грех, а бла­го­дать Божия в нас еще силь­нее. Не слы­шал Вар­вар гласа Божия в себе среди убийств и шум­ных бесед с това­ри­щами; но, когда он остался один в вер­тепе, когда углу­бился в самого себя, тогда внутри него, в упре­ках сове­сти, так громко и сильно раз­дался голос Божий, что Вар­вар вдруг совсем пере­ме­нился. Подобны Вар­вару были пре­по­доб­ный Давид и Мои­сей Мурин, - и тот же глас Божий из анге­лов тьмы пре­вра­тил их в анге­лов света. Слы­шится, доро­гие бра­тия и сестры, слы­шится и в нас этот голос Божий, но беда наша в том, что он оста­ется без вся­кого воз­дей­ствия на нас, подобно тому, как и в хра­мах раз­да­ются гла­голы Божий, но зву­чат как бы помимо нашего сердца или даже помимо нашего слуха.

Взы­вал неко­гда Гос­подь к пад­шему Адаму: «Где ты» Адам слы­шал голос Божий, но вме­сто того чтобы ото­зваться на него с сокру­ше­нием сердца, созна­нием своей винов­но­сти, он решил скрыться от Вез­де­су­щего между рай­ских дере­вьев… Не то ли же бывает и с нами? Раз­да­ется ино­гда и в нашей душе: «Греш­ник, где ты? Еще шаг, и ты — в про­па­сти; оду­майся, оста­но­вись…» А мы, вме­сто того чтобы оду­маться и оста­но­виться, бежим от пре­сле­до­ва­ния сове­сти и думаем заглу­шить спа­си­тель­ный голос ее шумом мир­ских забав и удо­воль­ствий. И голос Божий оста­ется в нас бесплоден.

Гос­подь зовет нас к Себе через житей­ские обсто­я­тель­ства. Жизнь наша - это учи­лище, где Гос­подь воз­дей­ствует на нас подобно тому, как муд­рый настав­ник на своих питом­цев. Для пре­успе­я­ния питом­цев в науке и нрав­ствен­ном ста­нов­ле­нии, настав­ник то награж­дает, то нака­зы­вает их, то сбли­жает их с такими лицами, кото­рые могли бы иметь на них бла­го­твор­ное вли­я­ние. Нечто подоб­ное бывает и с нами. Гос­подь изли­вает на нас Свои мило­сти: дает богат­ство, наде­ляет силой, вен­чает честью и сла­вой - не для того ли, чтобы мы чаще обра­ща­лись к Нему с бла­го­дар­ной молит­вой, чтобы сво­ими избыт­ками дели­лись с мень­шей бра­тией Его, своей силой защи­щали невин­ных, своей вла­стью оти­рали слезы несчаст­ных? А все это не есть ли зов Его к нам: «Иди ко Мне». «Доб­рый и вер­ный раб! в малом ты был верен, над мно­гим тебя поставлю; войди в радость гос­по­дина тво­его». Пре­по­доб­ная Мела­ния Рим­ля­ныня не знала ни числа, ни цены сво­ему богат­ству, но знала, для чего Гос­подь осы­пал ее мило­стями, и что дес­ни­цей при­ни­мала от Него, то левой рукой раз­да­вала бра­тии Его, — и, таким обра­зом, богат­ство для Мела­нии было голо­сом, кото­рым Гос­подь воз­звал ее в Цар­ство Свое. А о бед­но­сти и нуж­дах и гово­рить нечего. Гром не гря­нет, чело­век не пере­кре­стится, как гла­сит народ­ная муд­рость. «Если внеш­ний наш чело­век и тлеет, то внут­рен­ний со дня на день обнов­ля­ется», - гово­рит апо­стол. И кто этого не чув­ство­вал, кто не испы­тал? Когда мы бываем сми­рен­нее, бла­го­че­сти­вее, уме­рен­нее в жела­ниях, как не в горе и нужде? Когда у блуд­ного сына, упо­ми­на­е­мого в Еван­ге­лии, было в руках отцов­ское наслед­ство, он в даль­ней сто­роне только ел, пил и весе­лился, не думал ни об отце, ни о родине, а когда истра­тил все богат­ство, когда во время голода не только куска хлеба, но даже корма, кото­рым пита­лись живот­ные, не мог нигде выпро­сить, - вот тогда-то он почув­ство­вал всю тяжесть сво­его поло­же­ния, тогда-то он вспом­нил об отце и бро­сился в его объ­я­тия. О, если бы мы были вни­ма­тель­нее к обсто­я­тель­ствам нашей жизни, как часто мы слы­шали бы голос Гос­пода к нам: «Покайся!»

А обра­щаем ли мы долж­ное вни­ма­ние на тех людей, с кото­рыми Гос­подь сбли­жает нас? Дети! У вас есть роди­тели, дав­шие вам жизнь и вос­пи­та­ние. Роди­тели! У вас есть дети, кото­рые будут вас поко­ить и уте­шать в ста­ро­сти. Супруг! У тебя есть супруга, кото­рая делит с тобой и радость и горе. Дру­зья! У вас есть близ­кие, кото­рые подают вам доб­рые советы, забо­тятся о вашем сча­стье и услаж­дают ваши горе­сти… Ска­жите сами, - немолч­ные ли это вест­ники, громко про­по­ве­ду­ю­щие, что Сам Гос­подь силой любви пре­бы­вает внутри вашего семей­ства, что Он послал вам таких людей, за кото­рых вы вечно должны бла­го­да­рить и про­слав­лять Его? Не зем­ные ли это ангелы-хра­ни­тели, через кото­рых Сам Гос­подь хра­нит и под­дер­жи­вает нас на скольз­ком пути жизни?..

Пре­по­доб­ный Нифонт во цвете лет сна­чала удив­лял всех быст­рыми успе­хами в нау­ках и нрав­ствен­ном ста­нов­ле­нии, но после мало-помалу так при­вык к рас­пут­ной жизни, что его и узнать было нельзя: празд­ность, пьян­ство, буй­ство было люби­мым состо­я­нием юноши; его упре­кали, ему угро­жали, а он был бес­чув­ствен­нее камня.

Но мило­серд Гос­подь! Встре­ча­ется одна­жды с Нифон­том преж­ний его друг Нико­дим и, взгля­нув на лицо его, обез­об­ра­жен­ное раз­вра­том, с изум­ле­нием гово­рит: «Друг мой! Не узнаю тебя: лицо твое ужасно!» Немного слов, но они так сильно подей­ство­вали на юношу, что он пере­ме­нился и столь уго­дил Богу свя­то­стью своей жизни, что удо­сто­ился от Него мно­гих откро­ве­ний. Подоб­ным обра­зом Гос­подь при­звал к Себе и муче­ника Иустина и пре­по­доб­но­му­че­ницу Евдо­кию. Так зовет Он к Себе каж­дого из нас, посы­лая к нам доб­рых людей и руководителей…

Гос­подь зовет нас к Себе и через окру­жа­ю­щую нас при­роду. Сам Он во время зем­ной Своей жизни не раз ука­зы­вал на нее, как на такую книгу, в кото­рой для нас много полез­ных уро­ков, - и надо только смот­реть на все в подо­ба­ю­щем духе - и тогда при­рода откроет для нас целое учи­лище благочестия.

Посмот­рите на то, что откры­ва­ется перед нами: небо и земля воз­ве­щают славу Божию и при­зы­вают нас к про­слав­ле­нию Бога, Творца и Пра­ви­теля всего мира. «Небеса про­по­ве­дают славу Божию, - гово­рит свя­той Псал­мо­пе­вец, - и о делах рук Его вещает твердь». Эта про­по­ведь не смол­кает ни днем ни ночью, она слышна во всех кон­цах все­лен­ной, она понятна для всех наро­дов. И солнце, и луна, и звезды, и неиз­ме­ри­мые про­стран­ства небес все­гда и всем воз­ве­щают о все­мо­гу­ще­стве, пре­муд­ро­сти и бес­пре­дель­ном вели­чии Божием. И земля, на кото­рой мы живем, и все, что видим на ней, также сла­вят Бога. Посмот­рите на поля, леса, горы, холмы, долины, моря, реки, источ­ники, озера, на самых раз­ных живот­ных, на рас­те­ния - все это сви­де­тель­ствует о все­мо­гу­ще­стве, пре­муд­ро­сти и бла­го­сти Божией и все побуж­дает нас бла­го­го­веть перед Богом и слу­жить Ему. Вся­кое созда­ние Божие, вели­кое и малое, гово­рит нам, что оно от Бога полу­чило бытие и Им так мудро сохра­ня­ется в бытии для своих целей. Через каж­дое Свое тво­ре­ние Гос­подь зовет нас к Себе, к испол­не­нию Его закона и воли Божией. Вот почему один свя­той отец, ука­зы­вая на при­роду, гово­рит: «Мне и книг не надо: у меня есть одна боль­шая книга, в кото­рой для меня напи­сано все, что нужно для позна­ния Бога и про­слав­ле­ния Его, эта книга - при­рода». Вот почему свя­тые муче­ница Хри­стина и вели­ко­му­че­ница Вар­вара, когда с пол­ным вни­ма­нием обо­зрели это вели­че­ствен­ное небо, - тот­час оста­вили идо­ло­по­клон­ство и при­знали еди­ного истин­ного Бога.

Гос­поди! Открой нам слух, рас­крой наше сердце, да будем видеть и слы­шать Тебя все­гда и везде. Да всем серд­цем будем верны Тебе и про­сла­вим все­свя­тое и вели­ко­ле­пое имя Твое Отца и Сына и Свя­того Духа. Аминь.

Наверх