В Неделю о блудном сыне. О покаянии

В Неделю о блудном сыне. О покаянии

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом..?

Дорогие братия и сестры! Эту священную песнь Святая Церковь поет с сегодняшнего дня за утренним богослужением. Это песнь о евреях, о далеком от нас событии. Она была сложена за шестьсот лет до Рождества Христова, в то время, когда евреи за грехи свои отведены были в плен. И там, в земле чужой, они вспомнили о родном отечестве. Их воспоминания и сердечные раскаяния вылились в печальных звуках этого песнопения. Святая Церковь, приготовляя нас к посту, научает этой песни, чтобы возбудить в нас покаянный дух, чтобы напомнить и нам об Отечестве Небесном. И когда мы теперь слушаем это песнопение, его звуки глубоко западают в душу, трогают, как будто в нем поется о нас, о чем-то знакомом, близком и родном. И это действительно так. Ибо в истории человечества было событие гораздо более печальное, чем то, что произошло с евреями (имею в виду грехопадение). И вот эта песнь напоминает нам о прежнем блаженном состоянии, напоминает о нашем Небесном Отечестве. Люди, хотя и согрешили, хотя и лишились этого блаженного состояния, однако не могут забыть его. «Аще забуду тебе, Иерусалиме, — поем мы в церковном песнопении, — забвена буди десница .моя». После грехопадения люди могли приблизиться к этому Отечеству Небесному только через покаяние. Проповедь о покаянии мы слышим из уст Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Проповедь о покаянии была возвещена Самим Господом Иисусом Христом. Первые слова Его проповеди были: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Покаяться — это значит опомниться, осознать свою греховность и губительность греховного пути жизни, признаться в грехах. Покаяться — это значит изменить свои мысли, свое отношение к Богу, человеку и к самой жизни, духовно переродиться. И первым шагом, или началом покаяния, является пробуждение человека от греховного сна, решимость оставить грех и начать жизнь по воле Божией. Чтобы ярче раскрыть этот важный момент в душе и жизни человека, Святая Церковь предлагает евангельское повествование о блудном сыне.

В этой притче, как в зеркале, видны все мы. Сердцеведец Господь в немногих словах, в лице одного человека показал, как обманчивая сладость греха удаляет нас от истинной жизни по Боге и как испытанная нами тяжесть греха, пагубная для души и тела, побуждает нас по действию благодати Божией обратиться (и многих действительно обращает) к жизни добродетельной.

У одного человека было два сына. Когда они повзрослели, сказал младший отцу: «Дай принадлежащую мне часть имения». И отеи, разделил им имение. Старший сын не взял своей доли и остался с отцом — это знак того, что он любил отца чистым сердцем, находил удовольствие в исполнении его воли и удаляться от него почитал безумием. А младший, собрав все свое имение, ушел из родительского дома в далекую страну и там расточил имение свое, живя распутно. Из этого видно, что он имел недоброе и нечистое сердце, не был сердечно расположен к доброму отцу, тяготился его опекой и мечтал пожить по воле своего развратного сердца. Но когда он все расточил на чужой стороне, настал великий голод и он начал нуждаться. Нанялся он к одному жителю страны той, а тот послал его пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое кормом (желудями и мякиной), который ели свиньи, но никто не давал ему и этого. Придя же в себя, он сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец, его и сжалился над ним и пошел ему навстречу, обнял и поцеловал его; простил его вину, ввел его в дом свой, одел в лучшие одежды и устроил по случаю возвращения пиршество. Так погибший сын снова обрел любовь отца своего. И он быстро получил прощение, потому что его обращение к отцу было не простым восклицанием, а глубоким раскаянием и осознанием своей виновности. Это был молитвенный вопль кающейся души, что свидетельствует о духовном перерождении. Вот от такого сердечного вопля сокрушения, дорогие братия и сестры, зависит и наше перерождение, и наше спасение. Только тогда, когда голос души заглушает голос плоти, когда человек в полном сознании своей виновности вопиет ко Господу: «Отче Небесный! Согрешил я против неба и пред Тобою, помилуй и прости меня!» — тогда может он надеяться на скорое прощение.

Братия и сестры! История блудного сына напоминает каждому из нас нашу собственную историю. В своей жизни мы также далеко отходим от Отца Небесного. И Он не удерживает нас при Себе силой. Если мы, имея развратное и неблагодарное сердце, не хотим жить по Его заповедям, Он попускает нам удаляться от Него и узнать на горьком опыте, как опасно жить без помощи Божией, по воле своего сердца, в грехах и пороках. Мы оскорбляем Бога своей недостойной жизнью, своим непослушанием Его святой воле, Святой Церкви и ее пастырям и духовникам. Часто бывает так, что нашу душу, удалившуюся от Бога, связанную страстями, обуревают сомнения, в ней исчезает теплота веры, страсть закрывает божественную любовь, совесть молчит. В эти минуты нашего падения, нашего удаления от Бога, нам непременно нужно оставить гибельный путь греха и всем сердцем обратиться к Богу, покаяться. И да будет уверен каждый из нас, что Господь увидит его искреннее обращение, с любовью встретит его, простит грехи и примет его в число детей Своих.

И сегодняшнее евангельское чтение учит нас, в чем состоит истинное покаяние и как нужно каяться. На примере блудного сына мы видим, что прежде всего необходимо «прийти в себя», то есть увидеть, почувствовать свои грехи, сердечно сокрушаться о них, сознавать свою ответственность, вину перед Богом. «Войди в себя, — призывает преподобный Ефрем Сирин, — и обратись ко Господу всем сердцем». Нашему внутреннему взору тогда откроется необходимость единения с Богом и ближними. Нужно обязательно примириться с ближними. Иначе Господь не примет нас и не простит нам грехи, если мы не простим ближним их грехов. Таким образом, примирение, взаимное прощение — это вторая ступень покаянного делания. Далее нам необходимо твердо решиться оставить греховную жизнь и «положить начало благое» жизни в Боге. Без такой решимости ни стяжание вражды и ненависти ко греху, ни познание своих грехов, ни осознание своей вины, ни даже сокрушение и слезы не могут привести к истинному покаянию. Именно отсутствием истинной ненависти ко греху и твердой решимости навсегда покончить с ним объясняется то, что многие христиане, покаявшись в каком-либо грехе и получив через духовника разрешение, скоро снова впадают в грех. С другой стороны, возвращение к прежнему греху может произойти, если кающийся не исповедал его. Освобождение от греховного бремени невозможно без исповедания своих грехов перед Богом и пастырем Святой Церкви. Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «Исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего. На этот существенный момент покаяния указывает и духовник, говоря перед каждой исповедью: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое».

Завершающей ступенью покаяния является обращение к Богу с молитвой о прощении, помиловании за все содеянное, раскрытое и исповеданное. Таким обращением завершаются все примеры покаяния, содержащиеся в Евангелии. «Боже, милостив буди мне, грешнику», — взывает мытарь. «Отче, согреших на небо и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; приими меня в число наемников твоих», — молится отцу возвратившийся блудный сын. Благоразумный разбойник, сила покаяния которого в один час сподобила его райского блаженства, обращается к распятому Спасителю с молитвой: «Помяни меня. Господи, когда приидешъ в Царствие Твое»

Итак, дорогие братия и сестры, всеми силами души, при помощи Божией будем и мы каяться, обратимся ко Господу всем сердцем своим, и Господь помилует нас. «Отец Небесный! Согрешили мы пред Тобою, прости нас, помоги нам исправиться и помилуй нас». Аминь.

Наверх