В неделю девятнадцатую по Пятидесятнице. О любви

В неделю девятнадцатую по Пятидесятнице. О любви

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие мои, други наши, нынешнее евангельское чтение предлагает нам для размышлений очень важную тему. Речь пойдет о любви, о такой любви, что прокладывает для человека путь к Богу. И если все притчи Господа раскрывают для земнородных пути в Царство Небесное, то нынешнее слово Самого Христа основополагающее на этом пути, ибо Сам Бог есть Любовь. И Любовь хочет и ждет нашей ответной любви.

Заповедь Господня светла, просвещающая очи, и она гласит нам: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 35–40).

Возлюби, и жив будешь; возлюби, и Святой Дух будет тебе спутником в жизни, и тысячи спасутся возле тебя. Любовь – сила, таящая в себе энергию жизни. От слияния Божественной любви с человеческой является духовная жизнь в человеке; от любви человека к человеку порождается жизнь земная, человеческая. Поэтому в Святом Евангелии Господь так часто говорит о любви. Но хорошо зная природу души человеческой, которая с духовного понимания скоро возвращается к плотскому, себе более сродному, он раскрыл божественное истинное понятие и смысл этого слова. Апостол Павел же в своем послании к коринфянам наполнил для нас это слово жизненным содержанием, исключающим всякое ложное его толкование. «Любовь долготерпит, милосердствует… не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 4–7). Из этого пояснения становится ясно, что любовь зовет нас к полному самоотвержению. И любимый апостол Христа Иоанн вторит Павлу: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

«Возлюби ближнего твоего как самого себя». Возможно ли это? Ведь это значит, что всякого ближнего я должен поставить на свое, на мое место, я должен делать для него только то, что хочу для себя, что полезно мне самому. Отдать не только то, что у меня просят, но и больше того, отдать последнее. Не расточим ли мы себя на всех этих ближних, не затеряемся ли в их среде, не потеряем ли себя? Я-то, положим, и отдам, но мне-то дадут ли, не останусь ли я ни с чем? И человеческие суждения берут верх над словом Божиим, несмотря на Его обетования. Конечно, хорошо бы мне стать чадом Божиим, но как бы иначе, без таких невозможных для меня жертв. Да и ближних-то бесчисленное множество предлагает мне жизнь. Как безошибочно определить, который из них завтра не станет моим недоброжелателем и даже врагом? Оказывается, что смотрим мы на всех оценивающим взглядом, и оценки эти, как в школе, колеблются от пятерки до двойки.  И при раздумьях о божественной любви страх парализует нашу душу.

Мы, безусловно, способны отвечать любовью на любовь любящих нас, любить некоторых из своих друзей, можем полюбить и благодетелей, можем полюбить и за пристрастие свое к красоте, к проявлению таланта, за страсти, которым привержены мы сами. Но как полюбить своих недоброжелателей, клеветников, гонителей? При нашем малодушии это кажется невозможным. И бунтует дух наш, бунтует до отвержения самой заповеди Божией.

Довольствуясь малым, мы любим любящих нас, любим нужных нам людей и отказываемся от понятия о любви, данного нам Богом. А при серьезном воззрении на наши отношения со всеми оказывается, что любим-то мы себя. Эгоизм и самость, самоутверждение и самодовольство властвуют над людьми, а возрастают они на страстях.

И противление человечества заповеди Божией породило в мире множество видимостей любви, любви-суррогата, когда вместо самоотречения в душах наших прижилось и властвует самоутверждение. Сколько же примеров, дорогие мои, видим мы сейчас вокруг себя такой нежизнеспособной любви, когда добрые отношения, называемые любовью, в одночасье рушатся и переходят в отношения неприязни и полного разрыва даже и в семьях наших. И это явное свидетельство о том, что в наших добрых отношениях нет подлинной христианской любви. В наше время слово «любовь» перестало быть делом любви. И беззаконие в мире возрастает и ширится; и пророчество Господне «за умножение беззакония оскудеет любовь» (Мф. 24, 12) близко к исполнению.

В Евангелии Господь развенчивает всякие подделки выдуманной человеком любви, называя носителей такой любви грешниками. «Если любите любящих вас… делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за это благодарность? Ибо и грешники то же делают» (Лк. 6, 32–33). Путь любви совсем другой, и Господь дает нам и указание, как исполнить ее на деле самой своей жизнью. Понимание истинной, подлинной любви по Богу, любви Божией: «Любите врагов ваших, и благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая… и будете сынами Всевышняго»  (Лк. 6. 27, 35). Кажется, так просто, так мало требуется от нас, чтобы стать наследником Божьего обетования. «Но», это постоянное «но». А дальше помыслы и мыслишки, что я приобрету и что потеряю? Какое соотношение: обретение Царства Небесного или земного кратковременного довольства. Так предается нами любовь Божия.

Дорогие мои, надо нам всем учиться вполне доверять Богу, у Него не бывает неправды человеческой, у Него не бывает ошибок. Он есть Любовь. Пока еще Господь терпеливо ждет нашего сыновнего отношения к Себе. Мы знаем Его слова: «Сыне, дай Мне твое сердце», а  смысл их такой: доверься без раздумий и колебаний, иди ко Мне по водам бушующего житейского моря.  Отец земной не медлит со своей помощью к сыну и дщери плачущим, не замедлит и Господь Отец наш Небесный прийти к заблуждающимся и блудным детям Своим. Будем учиться любви Божией и начнем с того, что будем учиться снисходить к ошибкам и заблуждениям ближних, будем жалостью покрывать все то, что сегодня коробит наши души, научимся сострадать страдающим не только телесными болезнями, но и душевными, а в со-страдании уже начинает проявляться любовь. Так полюбим любовь в Божественном ее понимании, сначала она будет нам и в нас отзываться страданием, но когда мы явим верность в этих страданиях, в душах наших она расцветет благоуханной благодатью Царства Небесного уже здесь, на земле.

Хочу привести вам понятие о школе жизни мирского человека, Василия Андреевича Жуковского, жившего в девятнадцатом веке, для того чтобы нам представить реальное положение дел относительно себя.

«Наука жизни есть признание воли Божией – сперва просто признание, что она выше всего и что мы здесь для покорности;

потом смирение в признании, исключающее всякие толки ума или страждущего сердца, могущие привести к ропоту;

потом покой в смирении и целительная доверенность;

наконец, сладостное чувство благодарности за науку страдания и живая любовь к Учителю и Его строгому учению.

Вот четыре класса, которые необходимо должны мы пройти в школе жизни».

За всю жизнь нам надо осилить четыре этапа в нашем отношении к Богу, чтобы вызрела в нас любовь, по которой Господь узнает в нас Своих чад. Умышленно повторю эти этапы: признание воли Божией и покорность ей, смирение, ограждающее от ропота, покой и доверенность Богу, и последнее – чувство благодарности за науку и живая любовь к Нему. 

Будем же, други мои, помнить и ценить Любовь Отца Небесного, которая объемлет нас. Она божественна и могущественна – милосердствует нам, долготерпит наши немощи и неправды и, главное, никогда не перестает. Она способна воззвать нас со дна адова и вернуть достоинство сына всем в покаянии припавшим к Отцу. Любовь Отца ждет лишь нашей ответной любви, не лишая, однако, нас выбора в жизни. Отец продолжает любить и ждать возвращения нашей любви.

Аминь.

 

 


Наверх