В Неделю десятую по Пятидесятнице.О силе Божией благодати. Исцеление бесноватого отрока

В Неделю десятую по Пятидесятнице.О силе Божией благодати. Исцеление бесноватого отрока

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.

Мф. 9, 23

Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие мои, повествует нам о трагедии, которая может случиться на жизненном пути с любым человеком, это болезнь души, подпавшей под власть злобного, враждебного духа. Ведь враг борется с Богом постоянно, и поле битвы ‒ сердце человеческое. При одержимости человек, становясь бесноватым, теряет свою волю, свой разум, терпит над собой насилие и вполне подчинен злой силе, выполняя все самые бесчеловечные и немыслимые ее требования. Сколько примеров самого лютого беснования видим мы с вами в наши дни, сколько семей страдает от сыновей-наркоманов, от одержимых пьянством и от других проявлений этой тяжелой болезни духа. И самые опытные и знающие врачи становятся бессильны перед этой бедой. Сегодня Христос указывает всем скорбящим о своих страждущих родных и близких единственного на весь мир Врача ‒ это сила Божией благодати, которая приходит на зов верующего Богу сердца и является на усиленную молитву, подкрепленную постом. Другой силы на разгулявшегося по миру врага рода человеческого нет. А еще хочу вас предостеречь от возможности заболеть этим тяжким недугом одержимости. Дорогие мои, дорожку к нашему сердцу врагу открывает ложь, которой мы не боимся и частенько ради корысти и выгоды своей и даже просто ради желания произвести на собеседника впечатление пользуемся. Бойтесь самой малой и кажущейся безобидной лжи, это вражья удица, которой он пленяет души.

Чудо исцеления отрока, одержимого духом нечистым, приведенного к Иисусу Христу отцом с просьбой о помиловании и исцелении, есть яркое тому свидетельство. Он был единственный сын у отца и болел с детства. Много перестрадал с ним и отец. Его родительское сердце разрывалось от горя при виде страданий сына, когда тот, теряя человеческий облик, впадал в исступление. О болезни сына своего отец так поведал Спасителю: «В новолуние он беснуется и тяжко страдает…» (Мф. 17, 15) «…падает на землю, испускает пену, скрежещет зубами и цепенеет… Многократно нечистый дух бросал его в огонь и в воду, чтобы погубить его» (Мк. 9, 18, 22). «Злой дух насилу отступает от него, измучив его» (Лк. 9, 39).

Три евангелиста повествуют об этом событии, ибо все ученики Христа были его непосредственными участниками. И, очевидно, знание об этой возможной для человека беде крайне важно.

Ко многим уже, и безуспешно, обращался отец за помощью, когда до него дошел слух, что есть Целитель, помогающий страждущим, исцеляющий болезни и даже изгоняющий злых духов. Слухи о чудодеяниях, творимых Христом, наполнили Иудею, шел третий год Его служения. Как к последней надежде, взяв с собой больного сына, отец пошел на поиск Целителя. Но нашел он только учеников, к ним и обратился отец за помощью. Христос же, вскоре спустившийся с горы Фаворской, застал поджидавших Его учеников и несчастного отца в великом смущении. Надежды отца в очередной раз рухнули, а апостолы, которые уже получили от Господа обетование, что и им предстоит помогать людям, на деле оказались бессильны.

Други мои, представьте душевное состояние людей, царившее в этой толпе. Ученики были обескуражены несостоявшимся обещанием Христа, а отец ‒ неправдоподобностью слухов. Перед нами встает вопрос, почему же все-таки на сей раз по молитвам учеников не произошло чуда и тщетными остались надежды скорбного отца? «По вере вашей да будет вам», «вера твоя спасла тебя», – часто слышим мы слова Христа, когда Он, побеждая естества чин, начинал творить чудеса. Вера отверзает дверь милосердию Божию. Только несомненная вера человека ходатайствует за него пред Господом, и только по вере мы получаем просимое. Но кто же все-таки повинен в том, что просьба измученного, исстрадавшегося отцовского сердца осталась без ответа? Ученики ли усомнились в возможности противостать силе нечистого духа, устрашившись его? Отец ли, истощив ранее все надежды на человеческую помощь, засомневался в душе своей увидеть сына исцеленным?

Христос оказался среди учеников в момент всеобщего смятения и Сам приоткрывает причину духовных болезней всех присутствующих. Исцелению отрока предшествует от Христа укор в неверии собравшихся. «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас?» (Лк. 9, 41) Но, жалея больного отрока и милосердствуя о скорбящем отце, Спаситель говорит отцу и нам всем: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». И по действию Божией благодати отец тотчас узрел в душе своей отсутствие истинной живой веры в Целителя. Хотя в момент обращения к Христу сам же засвидетельствовал пред Ним свое неверие: «если Ты можешь, сжалься над нами и помоги нам» (22 ст.). Разве в словах «если что можешь» не слышится все то же сомнение и недоверие? А от слов Спасителя душа ожила, и с искренним покаянием припал отец к Спасителю: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» (Лк. 9, 23–24) И только тогда Христос начал чудодействовать. Обратившись к больному, запретил духу нечистому: «Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него» (Мф. 9, 25–26). И слова тотчас стали делом.

И не очевидно ли для нас, что без личного осознания человеком своего маловерия и покаяния в этом невозможно было приступить к исцелению души. По сути, обоими ‒ и отцом и сыном обладал враг, только в разной степени и по-разному выраженной: у одного явно видимое беснование, у другого тайное, как отсутствие веры.

Христос, отвечая ученикам на вопрос, почему их молитвы не возымели силы на изгнание злого духа, сказал: «по неверию вашему; сей род (демонов) изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17; 29, 21 ст.). Вот и встает для нас вопрос: есть ли у нас такая крепкая вера, которая защитит нас от нападок злой силы? Вера свидетельствуется делами, а молитва и пост ‒ это тоже проявление нашей веры и несомненного доверия слову Божию, которое изрекает Господь в Святом Евангелии, и слова Его должны стать для нас путеводителем по жизни.

Вселенский учитель святой Иоанн Златоуст, живший в IV веке, говорит нам о значении поста, молитвы и веры: «Апостолам пост нужен, нам ли не нужен? Чудотворцам он помогает: можем ли мы пренебрегать его помощью, когда у нас так часто плоть воюет против духа?»

О необходимости веры, поста и молитвы увещевает нас и московский святитель митрополит Филарет, вторя вселенскому учителю: «Видишь ли, как апостолам Христос говорит о посте? Пост с верою много придает крепости. Но этого мало. Нужна еще молитва, и она должна предшествовать посту. Кто молится и постится, тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра».

Всем нам, дорогие мои, нужны и пост, и молитва для укрепления своей веры. Всем нам, сомневающимся, колеблющимся, всем маловерным, надо непрестанно просить Господа: «Верую, Господи, помоги моему неверию».

Если апостолам от маловерия угрожала опасность потопления, когда с ними был Сам Спаситель, и апостол Петр стал погружаться в пучину морскую, когда усомнился в слове Христа (Мф. 14, 31), и только крик его, обращенный к Спасителю: «Господи, спаси меня», ‒ помог ему.

Не замечаем ли и мы, други наши, в душе своей и в действиях какой-то раздвоенности? Сначала мы обойдем множество советчиков, постучимся в разные двери с надеждой там найти сочувствие и помощь, а уж потом только начинаем молиться и Господу, может быть, хоть Он поможет. В самом невысказанном нами помысле ‒ «уж если можешь» ‒ разве не слышит Господь все то же сомнение и даже недоверие? Так часто две силы: вера и сомнение противоборствуют в сердце и душе человека. Но помните, дорогие наши, что стоит только допустить хоть тень сомнения, и мы становимся неверны Господу. И нет отклика на наши прошения. Нам кажется, что мы несомненно верующие. Но так ли это? Ведь если бы вера наша была в силе, помыслы чисты, дела богоугодны, то мы получали бы от Господа всемогущего и всеведущего всякие блага без отказа и не были бы обманутыми в своих ожиданиях. Потому почаще будем просить у Господа самого главного в жизни – сильной и дерзновенной веры. «Верую, Господи, помоги моему неверию».

Пойдем же за Господом, верой, молитвой и постом призывая милосердие Божие, чтобы постоянно чувствовать Его помощь на тернистых путях жизни, а если иногда и изнеможем в доверии Богу и вере, не смутимся признаваться в этом вслух Господа: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Помоги нам, Господи, шествовать к Тебе по бурным волнам житейского моря, чтобы соединиться с Тобою навеки.

Аминь.
Наверх