В день Великого Четверга Страстной Седмицы. 2013 г.

Святая Страстная седмица – это особый период церковного года, когда Церковь даёт нам возможность через богослужение участвовать в последних днях жизни Христа Спасителя для того, чтобы перед нашим мысленным и молитвенным взором в концентрированном виде предстала жизнь Христова и то, что Он совершил для падшего человечества. В Страстной седмице особенное место занимает Великий Четверг. Невозможно, да и не нужно говорить об особой важности того или иного дня, а тем не менее, каждый день имеет свою особенную окраску и свою важность. В чём величие вот этого дня, Великого Четверга, как мы его называем? В том, что произошло нечто, что перевернуло весь цивилизованный мир, и без всяких экономических, политических, военных, ещё каких-то там преобразований мир изменился. Конечно, не сразу. Это изменение шло столетиями. И даже сейчас это влияние осуществимо, и оно реализуется. Несмотря на то, что мы могли быть сегодня в наших домах, заниматься своими делами, или просто без каких-то дел отдыхать, или банально спать (раз выдалась такая возможность), мы собираемся здесь. Степень нашего понимания того, что произошло тогда, две тысячи лет назад, у нас, конечно, разная. И в этой разности мы, конечно, все и умрём. Один из нас, может быть, проникнет в самую большую глубину того, что произошло, а для другого останется только стремление души, которое ум не в состоянии обнять – с этим тоже постоянно встречаешься. Но есть само стремление человека прийти в этот день и поучаствовать в том, что происходит здесь.

Мы, священники, выполняем несколько ролей в церкви, и одна из важных ролей – это учить. Поэтому мы обязаны по своей пресвитерской должности изъяснять для человека, что вообще здесь происходит. Это важно, потому что христианство называют умным деланием. То, что происходит с человеком в церкви, сначала происходит в его уме. Человек должен принять умом, а потом уже по мере осмысления он начинает сердцем это принимать и начинает любить. Перед тем, как отправиться на смерть, о которой Господь знал и прежде Своего рождения в Вифлееме, что это неизбежно должно произойти. И эта неизбежность закономерна.

Некоторые закономерности люди познают в своей жизни опытным путём. Хотя это всегда для человека бывает удивительно. Ну вот, например, предательство Иуды. Чуть ли не каждый день приходит человек с тем, что у него на сердце скорбь, и эта скорбь происходит оттого, что человека предали. И каждый раз заново приходится объяснять, что в этом есть закономерность. Человека, особенно хорошего, и добросовестного, и открытого, и честного, и который хочет добра, как правило, предают. И это есть правило, это есть закономерность. Отчего это происходит, можно разбирать, можно не разбирать, но это само по себе даже интересно. Другого как бы и не бывает. И так не бывает, чтобы мы ехали в метро, зашли в вагон, на следующей остановке вошёл другой человек, и вдруг он нас предал. Ну это невозможно. Предать могут дети. Предать может муж. Предать может жена. Предать могут родители. Предать могут друзья, подруги. Предать может начальник на работе. И наоборот: студенты – своего преподавателя. Иногда бывают предательства настолько невыгодны даже, потому что не всегда, как у Иуды, который 30 монет получил. На эти деньги можно было участочек в Иерусалиме купить – так сказать, неплохие деньги получил, 30 сребреников. А иногда бывает, что человек предаёт просто так, ничего за это не получая взамен. То ли из страха, то ли какая-то неудобная ситуация. Предают только очень близкие люди. Поэтому и Христа предал очень близкий человек – апостол Иуда, один из ближайших учеников. Поэтому нет ничего в этом удивительного. Всю человеческую историю даже можно так писать, как историю предательств. Как каждая эпоха, и история любой семьи, любых взаимоотношений двух людей, как правило, сталкивается с предательством. Поэтому даже социально-психологическом плане Христа не могли не предать, ведь появление такого Человека на общем фоне той духовной мерзости, в которой пребывают люди, появление такой чистоты, которая была у Сына Божия, не могла остаться без реакции.

Святые отцы Церкви давно, много веков назад заметили, что Христа распяли из-за зависти. А зависть бывает не только к каким-то хорошим автомобилям, или к красивым жёнам, или к положению в обществе, или к таланту. Самая страшная зависть – сатанинская – это зависть к красоте душевной. А Христос был не только – и мы много раз об этом говорили – самый благородный Человек на земле, потому что Он не из рода царского, хотя и царского в том числе, а Он Сын Божий. Высшего благородства на земле не бывает. Мы тоже в какой-то степени дети Божии, но по благодати, а Он – непосредственно зачат был в теле Девы Марии от Духа Святого, совершенно особый Человек. И все вот эти окружающие люди, которые не могли с Ним сравниться в Его благородстве, они по понятной причине Его возненавидели. Они день и ночь мечтали Его убить, потому что одно только Его присутствие в мире вызывало у них дискомфорт. Им было нехорошо, оттого, что Он есть, потому что Его присутствие, Его жизнь сама собой, даже когда Он о них ничего не говорил, выдавала их с головой. Потому что любой человек мог сравнить Его с ними. А они были люди интеллигентные, очень начитанные, весьма просвещённые, могли обо всём судить, это не простонародье было, нет, наоборот, это самая что ни на есть элита общества: и политическая, и, так сказать, «вождистская». И то, что Он таков, их просто бесило. А когда тебя что-то бесит, минимум, ты можешь орать, всё об этом всем рассказывать, жаловаться, клеветать и делать какие-то пакости; а если есть возможность, то можно и убить. Для этого самый лучший способ – тот, который фарисеи и избрали: натолкнуть на Него государственную власть. Чтобы государственная власть исполнила желание, надо чтобы государственная власть боялась это не исполнить, что было очень грамотно осуществлено, как это бывало попозже и с другими людьми. Это всё совершенно неизбежно.

А уж настроить толпу – вообще не составляет труда. Сегодня – «Уря!», завтра – «Долой!»; Сегодня – «Осанна», послезавтра – «Распни!» Те же люди. Очень даже легко. Потому что когда в человеке действуют какие-то эмоции, а ими можно манипулировать, тогда, собственно, это и происходит. А голова, разум здесь отсутствуют. На этом основано всеобщее избирательное право. В любой стране большинство людей, абсолютное большинство (больше 90 процентов), рассуждать не способны в принципе. Поэтому берёшь человека, показываешь его всё время по телевизору, говоришь про него всё время одно и то же, смотришь, а он – оп! – уже и президент, а полгода назад его вообще никто не знал. Для чего это сочинено? Чтобы те люди, которые реально управляют процессами в мире, кого они захотят, того и поставили. А у так называемого народа? А у него есть иллюзия, что они это выбрали. Да ни из кого вы ничего не выбрали. Что вам дали, какую зубную пасту, тем «Блендамедом» и будете чистить, и никуда вы от этого не денетесь. Потому что не в состоянии обычный человек соображать, а уж чтобы докопаться, из каких ингредиентов эта паста состоит и сколь она вредна для здоровья – это, извините за выражение, нужно, по крайней мере, химиком быть на уровне какого-нибудь серьёзного университета. А у основных масс, если всё время говорят, создаётся иллюзия, что «все говорят». Три газеты напечатали, а автор один, а говорят: «Все говорят». Да никто ничего не говорит, все молчат. И в этой иллюзии люди живут, рубятся за какую-то демократию, которой никогда и нигде не было и быть не может в принципе. Принципиально. Это абсолютно сплошное надувательство. Но толпой манипулировать умели и тогда, две тысячи лет назад в Иерусалиме, и в современном Иерусалиме, и в современной Москве, и в Базеле – где угодно. Где нужны выборы, там есть определённого рода манипуляция, и всё это делается по принципу «кто сколько денег вложит», поэтому у кого деньги, у того и власть. А всё остальное – это просто игрушки. Компьютерные игры. Но ведь миллионы в это верят. Но если сотни верят в бога Кузю, а миллионы верят в то, что некоторые созвездия как-то влияют на наши судьбы, что там говорить… Если человек способен верить в инопланетян, в астрологию, или ещё в какие-то прогнозы, тут уже дальше на эту тему что-то говорить смысла нет. Сама жизнь человеческая это доказывает.

Христос пришёл на землю на смерть. Эта смерть была самая страшная из смертей, которая только может быть, потому что более жуткой казни по испытаниям невозможно даже себе представить. Плюс перед этим и в темнице был, и избит плетьми, и об Его главу сломали палку, мало того, ещё поиздевались: одели в багряную ризу, надели терновый венец; мало того, ещё и оплевали. Представьте себе картину: Царь вселенной, создатель всех, и даже этих мучителей. И они на него плюют…

А с другой стороны, в алтаре у нас окно, здесь идёт Литургия, совершаем Евхаристию, которая идентична той, которую совершил Христос тогда, в Великий Четверг в Сионской горнице в Иерусалиме. А что, а кто там в окне? А там дети ходят христианские: один ботинком ковыряет песок, другой на веточку верхом сядет, и думает, что он на коне, третий что-то другому толково объясняет, а папа с мамой стоят в храме молятся о чём-то, не знаю. Процесс воспитания идёт. То есть здесь совершается то, выше чего нет ни на земле, ни на небе. Родители при этом присутствуют, дети – на улице. И у них в сердце и в уме ничего не происходит. Потом, через год или два придёт мама и спросит: «Батюшка, что посоветуете? Он отказывается ходить в церковь». Я иногда даже говорю: «А что там делать?» Я хожу в церковь, потому что я знаю, зачем я иду, хотя я тоже и старый, а на Страстной Седмице ещё и усталый. Я знаю. Я даже не представляю себе, как это я буду дома сидеть в Великий Четверг. 45 лет я в Великий Четверг здесь, и я знаю, зачем я пришёл. А они не знают. И в родной собственной семье некому – ни отцу, ни матери, ни бабушке, ни дедушке, ни соседке, ни крёстному – им это рассказать. Поэтому, когда они приходят, они не знают, что здесь происходит, более того, им это не интересно. Им гораздо интересней компьютерные танковые бои. Почему? Там всё понятно: «Бух! Пиф-паф!» – танк побит. Всё понятно. Вот это интересно. А Христос, Его смерть, предательство Иуды, Тайная Вечеря – глаза пусты, их это сердце не задевает, поэтому им здесь делать абсолютно нечего. Искать виноватых – их сколько угодно. Весь мир в этом виноват, потому что весь мир отказался от Христа, а предлагает для дитяти разные соблазны, которые по своей активности превышают возможности ребёнка. Но что их может спасти? Только семья. А семья безмолвствует. Она этим вообще не занимается. А чтобы ребёнку было интересно, что здесь происходит, нужно, чтобы те чувства, которые у нас возникают, когда мы здесь находимся, передались им. Только так. Вот это есть воспитание, а не просто привёл-увёл. Само не произойдёт. Это надо взращивать, об этом надо думать, об этом нужно молиться.

В этот день Господь нам дал завещание. Сначала Он умыл ноги Своим ученикам, а потом преломил хлеб, благословил вино и сказал: «Сие есть Тело Моё и сия есть Кровь Моя. И вкушая это, творите это в Моё воспоминание» (Лк. 22, 19). И это есть высшая форма благодарения человека Богу. Потому что ну что может маленький человечек, практически беспомощное существо, чем может отблагодарить всемогущего Бога? Ничем. Только попытаться выполнить Его волю и попытаться сделать то, о чём Он просил. Поэтому участие определённых людей, которые живут на земном шаре в Таинстве Евхаристии – это есть выполнение его Божественной воли. Это что касается отношений человека и Бога. А если говорить о отношении друг к другу – надо относиться друг к другу так, чтобы иметь готовность умывать друг другу ноги. Всё христианство выражается в двух заповедях – о любви к Богу и о любви к ближнему. Любовь к Богу выражается в том, что человек стремится к Причастию, что он без этого не может жить, он в этом нуждается – в Причастии. Поэтому и называется «При-частие»: человек становится частью Божества. Мы соединяемся с Богом не только в молитве, но и телесно, через Его Пречистое Тело и через Его Пречистую Кровь под видом хлеба и вина, потому что это те продукты земли, возделывая которые человек их получает, и опять же их предлагает Христу Спасителю. И Христос благословляет нас и соединяет нас с Собой. Это выражение любви человека к Богу. А друг к другу? Иметь такую же готовность, как и Христос, умыть ноги своему ближнему, даже если этот ближний совершенно недостоин. Потому что если мы будем сравнивать достоинство Сына Божия с любым из апостолов, даже с первоверховным Петром, то мы увидим, что и Пётр недостоин, тем более, спустя день он очень легко отрёкся. Почему? Потому что испугался. Это же так естественно – испугаться. Хотя готовность у него была хоть сегодня же умереть за Христа. Он так думал. А на деле получилось, что отрёкся. И всё равно Христос ему первому умывает ноги. Есть ли у нас такая готовность послужить ближнему? А вот именно это отличает христианина от всех прочих людей.

Ради того, чтобы люди имели возможность причащаться, наша земля и покрыта христианскими храмами, она расписана фресками с изображением Священной истории и Ветхого Завета, и Нового, украшена иконами, на которых изображены и события этой истории, и лики святых, которые до нас жили по-христиански. Мы в этом мире не одни, мы просто в свою очередь тоже вступили тоже в эту христианскую историю, в эту реку. Мы продолжаем это движение, как наши предшественники, которые на нас с икон и смотрят, как бы приободряя нас. Они тоже причащались. И они тоже каждый на своём поприще служили своему ближнему и имели готовность всегда умыть друг другу ноги, отставив гордыню, самомнение, должности, богатства, какие-то знания и так далее. Потому что высшее благородство, Божественное, проявляется в любви, поэтому Великий Четверг – это день, когда проявилась любовь Божия, когда Господь, предваряя создание Церкви, указал, чем Она будет жить, и как Она будет создаваться. Со всего мира по вере в Иисуса Христа, в то, что это именно Он Провозвестник воли Божией, Отца Небесного, это Он хочет, чтоб мы с Ним соединялись в Святой Евхаристии и чтобы мы служили с любовью друг к другу, осуществляя ту миссию, которую Он первый на земле осуществил. Любой из людей, родившийся на земле через воды Святого Крещения может стать христианином и проходить тот же путь Христов, чтобы стать христианином. Вот это и есть смысл христианской жизни. И любой человек может его выбрать. Для этого не нужно ни обширного ума, ни образования, ни денег, ни славы, ни какого-то богатства, ничего для этого не нужно. Нужно только одно – вера. Вот если есть вера в Иисуса Христа, то это возможно для всех. А Господь каждому на этом пути готов помочь.

Наверх