В день Рождества Христова. (Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение)

В день Рождества Христова. (Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение)

Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение.

Лк.2:14

С тех пор как ангелы в высотах небесных воспели эту дивную, радостную песнь, она неумолкаемо раздается на земле в течение девятнадцати с лишним столетий. В сырых подземельях и убогих катакомбах христианской древности, в величественных базиликах последующих веков и в великолепных храмах современного христианского мира верующие во Христа, подражая ангелам, славили и славят всевышнего Бога, ниспославшего Сына Своего возлюбленного для водворения мира на земле.

Но почему же мы не находим мира? Где он на земле, когда печальная действительность резко противоречит ангельскому миру, когда верной характеристикой общего склада нашей жизни могут служить грустные слова пророка Иезекииля: «Он (Глаголющий) развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: «Плач, и стон, и горе»".

Действительно, развернут теперь над нашим Отечеством «свиток страданий», пьет оно из чаши великого горя, плач и стон слышатся в нем от края и до края. И разве можно говорить о мире в текущей нашей жизни, когда сыны России, под влиянием неведомых в старину пагубных учений, разрывают на части материнское сердце Родины междоусобной братоубийственной войной, презирают всякую власть и попирают все святое, возлюбив эгоизм современных сверхчеловеков! Итак, нет мира на земле. Мир, конечно, есть, но понимаемый не в смысле безмятежного человеческого существования. Мир, о котором дивно пели ангелы в немой тишине рождественской ночи, есть мир Бога с родом человеческим, мир земли с небом, вследствие прощения людям первородного греха через Христа Искупителя, пострадавшего за них. Этого мира искали еще ветхозаветные люди. Как рабы греха, они не имели мира с небом и средств успокоить свои мятущиеся души.

Сознание отчужденности от Бога вызывало в людях глубокую скорбь. Погрязши во зле, они задыхались в смраде неправды, насилия, обмана и всяких пороков. Так было им душно, что некоторые из них исход видели в смерти, а счастье считали возможным лишь в мраке могилы и нерушимом безмолвии вечности. Явились даже апологеты смерти, как Гиезий, поэты самоубийства, как Сенека. Но вот ветхозаветное человечество, исстрадавшееся в чаянии спасения, дождалось, наконец, великого утешения – родился в Вифлееме Христос, Сын Божий. Пожив среди людей, вступая в общение и беседы с ними, Он, конечно, и по человечеству Своему видел, что все люди ищут себе успокоения: одни – от трудов непосильных и житейских невзгод, другие – от какой-то внутренней тоски, иные – от физических и духовных страданий и от недовольства своим общественным положением. И все измученные суровой жизнью услышали от Божественного Учителя драгоценную весть о том, в чем заключается мир душевный и истинное счастье человека. «Возьмите иго Мое на себе, – учил Иисус Христос, – и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем; и обрящете покой душам вашим».

Возлюбленные братия!

И мы, истомленные ужасными событиями современной действительности и по грехам своим удалившиеся от общения со Христом, жаждем водворения мира Христова в наших душах и в нашей обычной жизни. При каких условиях осуществимо это пламенное наше желание? Представим прежде всего те обстоятельства повседневной жизни, при которых мы бываем спокойны и наслаждаемся миром. Если окружающие проявляют по отношению к нам любовь и расположение, хвалят нас и строго оберегают наши интересы, мы тогда переживаем приятные минуты покоя и мира. Однако подобный мир иногда не бывает Христовым миром, так как нередко соединяется с пренебрежением высшими запросами духа и потворством греховным расположениям и страстям, препятствующим быть в общении со Христом. Истинный мир Христов, поскольку он обнаруживается в жизни, мы можем понять лишь тогда, когда в радости и скорби, в несчастье и успехах будем созидать его путем, начертанным Самим Спасителем.

Как высоко поучительны для нас в этом отношении события из земной жизни Иисуса Христа!

Вот Он, Мессия, совершает Свое служение людям. Одни говорят о Нем, что Он благ, другие – что Он прельщает народ. Насколько было тяжело Иисусу Христу видеть постоянно человеческую неблагодарность и слышать богохульные отзывы о Себе и Своих чудесах, мы до некоторой степени можем понять на основании внимательного рассмотрения собственной жизни. Если мы творим ближним добро, а с их стороны встречаем непримиримую вражду и ненависть или мы высказываем что-либо безусловно справедливое и слышим незаслуженные обличения во лжи и обмане, как мы в таких случаях волнуемся, возмущаемся и готовы гневно бросать в обидчиков стрелы беспощадной мести, а Христос не переставал благодетельствовать Своим врагам, сохраняя в душе мир. Мы часто раздражаемся горьким ропотом недовольства, претерпевая крайнюю скудость и лишения в необходимом для жизни. Христос же, Царь царствующих и Господь господствующих, родился в вертепе, положен был в яслях и в течение Своей жизни нередко испытывал телесную усталость, голод, жажду, и все это Он сносил терпеливо, храня в душе полный мир. Мы нередко обнаруживаем рабский страх пред сильными мира сего и боимся людских речей и низкого общественного мнения о себе. Христос же за правду Божию перенес оклеветания в Своем бессмертном смирении, величии и спокойствии духа. Недоброжелательство к нам ближних быстро изменяет наше отношение к ним, а Христос, даже пригвожденный ко кресту, молился за своих распинателей и тем показал, что мира Его нет предела...

Вот, братия мои, какой мир оставил на земле Спаситель. Это мир человеческой души с Богом, успокоенной близостью к Нему, это обновление жизни людей и основание ее на началах всеобъемлющей любви и всепрощения – другими словами, это мир, проистекающий от общения с Богом. Только при свете жизни Иисуса Христа и руководстве Его Божественным учением может быть устроена мирная человеческая жизнь. И если бы все люди прониклись Христовым учением, все вырвались из затхлого и вязкого болота зла на прямой путь правды и сбросили с себя цепи рабства греху, то, несомненно, на земле воцарились бы мир и во человецех благоволение. Тогда не было бы почвы или основания для проявления злой воли в политической, социальной и экономической жизни, с чем мы, к сожалению, сталкиваемся теперь.

Итак, есть мир на земле, но он не вмещается в людях: дарован он всем, но пребывает лишь на достойных его. И знайте, возлюбленные, что мир не сделается общим достоянием человечества, пока люди не усовершенствуются в исполнении Христова учения и пока не перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы. Лишь тогда каждый живущий на земле с полным правом может повторить слова ангельской песни: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение». Аминь.

Наверх