В день Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В день Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Доро­гие бра­тия и сестры! Свя­той апо­стол Павел запо­ве­дал нам посто­янно пом­нить настав­ни­ков наших, кото­рые про­по­ве­до­вали нам слово Божие, и, вспо­ми­ная их вели­кую веру, любовь и свя­тую жизнь, под­ра­жать им.

Свя­тая и слав­ная жизнь Иоанна Кре­сти­теля, память кото­рого мы ныне бла­го­го­вейно чтим и сла­вим, учит нас очень мно­гому. Пред­теча Гос­по­день - это обра­зец мона­ше­ской жизни и осо­бый покро­ви­тель, хода­тай и молит­вен­ник у пре­стола Божия за ино­ков, дев­ствен­ни­ков. Таким и счи­тали его пер­вые хри­сти­ане-подвиж­ники, его при­мер осо­бенно вооду­шев­лял их в отшель­ни­че­ских тру­дах. У него учи­лись уеди­не­нию, ибо он с дет­ства был в пусты­нях. У него учи­лись пре­дан­но­сти Богу, пост­ни­че­ству, ибо он питался слу­чайно попа­дав­ши­мися в пустыне рас­те­ни­ями. У него учи­лись про­стоте в одежде, ибо одежда его была из вер­блю­жьего волоса и пояс кожа­ный на чре­с­лах. У него учи­лись пре­дан­но­сти Богу, без­бра­чию, само­от­вер­же­нию, сми­ре­нию, нежа­ле­нию жизни ради сво­его спа­се­ния и спа­се­ния дру­гих - сло­вом, учи­лись доб­ро­де­те­лям, про­яв­ле­ния кото­рых так явственны в его жизни.

Как Пред­теча новой бла­го­дати, как про­по­вед­ник пока­я­ния, как ука­за­тель пра­вил бого­уго­жде­ния и руко­во­ди­тель ко Хри­сту, он обра­зец и настав­ник спа­си­тель­ной жизни вообще для всех хри­стиан. Все воз­расты и все сосло­вия, чем бы кто ни зани­мался, на какой службе или долж­но­сти ни состоял, - каж­дый най­дет для себя доста­точно вра­зу­ми­тель­ные нази­да­ния то в сло­вах его, то в раз­ных слу­чаях из его жизни.

С пер­вого взгляда жизнь Пред­течи Гос­подня кажется непод­ра­жа­е­мой по своей высоте и исклю­чи­тель­но­сти. Он был избран Богом еще от чрева матери и уже в ее утробе испо­ве­дал Хри­ста Гос­по­дом и почтил Пре­чи­стую Вла­ды­чицу «взыг­ра­нием». Вскоре после рож­де­ния мла­де­нец в пустыне воз­рас­тал и укреп­лялся духом под все­выш­ним покро­вом, в соот­вет­ствии со своим назна­че­нием. Оттуда осо­бым зовом свыше он был при­зван на подвиг при­го­тов­ле­ния людей к встрече с Гос­по­дом. Своей пла­мен­ной про­по­ве­дью он при­звал к пока­я­нию тысячи заблуд­ших людей, вра­зу­мил и ука­зал им путь спа­се­ния в Гос­поде Спа­си­теле нашем. Он удо­сто­ился кре­стить Спа­си­теля, слы­шать голос Бога Отца и видеть Духа Свя­того, в виде голубя сшед­шего на Иисуса Хри­ста. Совер­шив свой про­ро­че­ский подвиг, по Божию попу­ще­нию, он был заклю­чен в тем­ницу за бес­страш­ное обли­че­ние неправды. По злобе жен­щины, со сто­роны одной, и жено­по­доб­ной сла­бо­сти, со сто­роны дру­гого, он закан­чи­вает свою жизнь муче­ни­че­ски. «Чему же тут можно под­ра­жать, - поду­мает каж­дый из нас, - и чему поучаться нам, немощным?»

Свя­той Иоанн Пред­теча избран Гос­по­дом еще от чрева матери своей. Его зача­тие пред­воз­ве­ща­ется, его буду­щее слу­же­ние пре­ду­ка­зы­ва­ется, воз­ве­ща­ется и ожи­да­ю­щая его слава в бла­го­дат­ном Цар­стве. Вот черта, кажу­ща­яся более всех дале­кой отно­си­тельно нас, кото­рая, однако же, более всех близка нам. И мы все, хри­сти­ане, избраны от чрева матери, нам пред­воз­ве­щено и назна­че­ние наше. Свя­той апо­стол Павел пишет, что Бог избрал нас во Хри­сте Иисусе прежде созда­ния мира, чтобы мы были святы и непо­рочны пред Ним в любви и бла­го­даря этому стали наслед­ни­ками веч­ной жизни. То, что мы роди­лись от хри­сти­ан­ских роди­те­лей и через кре­ще­ние соде­ла­лись хри­сти­а­нами, что пер­вая по отно­ше­нию к нам милость Божия - это избра­ние нас при­част­ни­ками бла­го­дати Хри­сто­вой и уго­то­ван­ных нам веч­ных благ. В том и состоит упо­доб­ле­ние свя­тому Иоанну в избра­нии! Поста­ра­емся же быть ему подоб­ными и в оправ­да­нии избра­ния. Он пока­зал себя именно таким, каким был избран. Пока­жем и мы себя такими, какими избраны, к чему и свя­той апо­стол Петр при­зы­вает: «Посему, бра­тия, более и более ста­рай­тесь делать твер­дым ваше зва­ние и избрание».

Свя­той Иоанн уда­ля­ется в пустыню, чтобы воз­рас­тать и при­го­тов­ляться к сво­ему слу­же­нию. Это вели­кий урок роди­те­лям и вос­пи­та­те­лям! Ска­жете: неужели и нам надо ухо­дить с детьми сво­ими в пустыню? Нет, не в пустыню ухо­дить надо, а устра­няться от всех про­ти­во­хри­сти­ан­ских обы­чаев и хра­нить своих чад от пагуб­ного вли­я­ния. Ибо и свя­той Иоанн был уда­лен про­мыш­ле­нием Божиим в пустыню с той целью, чтобы там воз­расти в совер­шенно новых пра­ви­лах и на иных нача­лах, без при­меси ста­рых иудей­ских поряд­ков. Хри­сти­а­нин-мла­де­нец в кре­ще­нии полу­чает семя новой бла­го­дат­ной жизни. Дух мира и обы­чаи его совер­шенно про­ти­во­по­ложны этой жизни. Поэтому и надо отда­лить от этих обы­чаев ново­кре­ще­ное дитя, чтобы они, как тер­ния и вол­чцы, не пода­вили в нем ростка новой жизни. Если устро­или так, то это и будет для мла­денца пусты­ней. Кроме того, надо дер­жать его под вли­я­нием цер­ков­ной бла­го­дат­ной жизни, пока он укре­пится и ста­нет спо­соб­ным выйти на дела­ние по сво­ему назначению.

Воз­рос­ший и при­го­тов­лен­ный Пред­теча вызы­ва­ется на свое дела­ние гла­сом свыше. Слы­шится и хри­сти­а­нами, доро­гие бра­тия и сестры, этот голос Божий, когда они всту­пают в тру­до­вую дея­тель­ную жизнь. Этот голос пере­да­ется через роди­тель­ское бла­го­сло­ве­ние, через совет и бла­го­сло­ве­ние духов­ника, а вни­ма­тель­ные, испол­нен­ные стра­хом Божиим веру­ю­щие, имеют ука­за­ния свыше через голос сове­сти, всем этим руко­вод­ству­ются и идут путем жизни пре­бла­го­сло­вен­ной, несмотря порой на внешне небла­го­при­ят­ные условия.

С вели­ким усер­дием и любо­вью совер­шал Пред­теча Гос­по­день свое слу­же­ние, не щадя жизни, не взи­рая на лица, не под­да­ва­ясь сомне­нию. Этот урок прост, и мно­гими, воз­можно, не очень рев­ностно, не вполне совер­шенно испол­ня­ется. Где бы Гос­подь нас ни поста­вил, на какую бы службу или работу, мы должны испол­нять ее доб­ро­со­вестно во всем, как тре­бует закон Божий, закон сове­сти, житей­ский и граж­дан­ский, - во всем имея в виду благо ближ­него и славу Божию. На это ука­зы­вал свя­той Иоанн, давая лицам раз­ного рода осо­бые настав­ле­ния. Когда собрался около него народ и неко­то­рые спра­ши­вали, что им делать, он отве­чал: «У кого две одежды, тот дай неиму­щему, и у кого есть пища, делай то же», то есть помо­гайте друг другу, кто чем может. Спра­ши­вали его мытари, что им делать, и он ска­зал им, а в их лице - всем началь­ству­ю­щим: «Ничего не тре­буйте более опре­де­лен­ного вам». Вои­нам он запо­ве­дал никого не оби­жать и доволь­ство­ваться своим жалованием.

За нели­це­при­ят­ное обли­че­ние неправды свя­той Иоанн был заклю­чен в тем­ницу и муче­ни­че­ски, через усек­но­ве­ние главы, закон­чил свою жизнь. За то он про­слав­лен на небе и сла­вится во всем хри­сти­ан­ском мире, а винов­ники его смерти и здесь нака­заны (Ирод с Иро­ди­а­дой были сосланы в ссылку, где бедно жили и бед­ственно умерли) и по смерти, конечно, будут стра­дать вечно.

И мы, доро­гие бра­тия и сестры, доб­ро­со­вестно совер­шая свое слу­же­ние, не должны бояться и падать духом, если нас постиг­нут скорби, при­тес­не­ния, если будут потери и даже опас­ность, гро­зя­щая жизни. Пусть злоба тор­же­ствует. Есть Все­ви­дя­щее Око и есть пра­вед­ное воз­да­я­ние каж­дому по делам его. Зем­ная жизнь очень коротка, и потери ее - вре­мен­ные, а загроб­ная жизнь - без конца. Малой ценой и крат­ко­вре­мен­ной поте­рей обре­сти веч­ный покой - какая слав­ная и вели­кая награда! «Нынеш­ние вре­мен­ные стра­да­ния ничего не стоят в срав­не­нии с тою сла­вою, кото­рая откро­ется в нас», - гово­рит свя­той апо­стол Павел. А что хотя­щие жить бла­го­че­стиво бывают гонимы, то это закон здеш­ней жизни, среди непра­вед­ного мира, и Гос­подь стра­дал, и все апо­столы, и все свя­тые, в боль­шей или мень­шей сте­пени. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако сви­де­те­лей [муче­ни­ков и стра­даль­цев]… с тер­пе­нием будем про­хо­дить пред­ле­жа­щее нам поприще, взи­рая на началь­ника и совер­ши­теля веры Иисуса. Итак, доро­гие бра­тия и сестры, взи­рая на образ свя­той жизни свя­того Иоанна, Пред­течи Гос­подня, будем под­ра­жать ему в доб­ро­де­те­лях, при­не­сем плоды, достой­ные пока­я­ния, и спо­до­бимся веч­ных обе­то­ван­ных нам благ. Аминь.

Наверх