В четвёртую Неделю по Пасхе, о расслабленном

В четвёртую Неделю по Пасхе, о расслабленном

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос воскресе!

Дорогие братия и сестры! В апостольском и евангельском чтениях сегодня повествуется об исцелении расслабленных: апостолом Петром — Энея, восемь лет лежавшего в постели в расслаблении и об исцелении Спасителем расслабленного, тридцать восемь лет лежавшего в крытых ходах у Овечьих ворот в Иерусалиме. Здесь находилось великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

Иисус увидел расслабленного, лежащего там, и говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так. Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел. Было же это в день субботний. Посему иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек… Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе… Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Из евангельской истории мы знаем, что беснование, как и многие другие болезни, особенно было распространено перед пришествием Христа в мир. Наличие всякого рода болезней, как душевных, так и телесных, было как бы характерной особенностью того времени. И это не случайно. Как свидетельствует история, в это время человечество находилось в состоянии глубокого нравственного упадка. Свет истинной веры, носителем которого был еврейский народ, угасал по причине всевозможных заблуждений представителей внешней фарисейской религиозности. Языческий мир, потеряв веру в истинного Бога, в поисках смысла жизни все глубже и глубже погружался в бездну греха, разврата и порока. Но это состояние греховности, порочности — ненормальное состояние человека: человек был сотворен не для греха, а для вечной и святой жизни. Вот почему всякий грех — будь он большим или малым — пагубно действует не только на душу человека, но и на его естественную природу. Грех поражает не только душу и ее духовные способности — ум, волю и чувство, — но повреждает и разрушает физические силы человека. «От многих моих грехов немощствует тело, немощствует и душа», — слышим мы в церковном песнопении. «Многи раны грешному», — свидетельствует Священное Писание. «…Несть мира в костех моих от лица грех моих», — восклицает пророк Давид. Грех — это самый страшный враг человека, который является для него преградой в Царство Небесное. Человек, впавший в грех, утрачивает свободу в своих действиях и поступках; он становится рабом греха, послушным орудием диавола. Насколько велика сила расслабления от греха, мы видим из повествования о чуде исцеления расслабленного, о котором говорится в сегодняшнем евангельском чтении. Тридцать восемь лет человек терпел тяжелую болезнь за грехи свои, пока Спаситель не исцелил его. В этом расслабленном отобразилось все недугующее грехом человечество, столько тысяч лет страдающее расслаблением греховным. На примере этого больного мы видим, насколько велика и, казалось бы, непреодолима власть греха над человеком, но в то же время видим, насколько больше и непостижимее любовь Божия к человеку-грешнику. Этот пример милосердия Господа наглядно свидетельствует о том, что Господь пришел в мир спасти человека от греха и его последствий, что Господь не хочет смерти грешников, но желает им спасения. И как бы глубоко ни погряз человек во грехе, он не должен отчаиваться, думая о спасении своей души, потому что любовь Божия и милосердие Его к нам безграничны. Не ради праведников, но за беззакония грешников пострадал и принял крестную смерть Сын Божий. И кровью Его омыты грехи людей. «Кровь Иисуса Христа… очищает нас от всякого греха», — свидетельствует слово Божие.

Дорогие братия и сестры! Мы все в какой-то степени подвержены действию греха — одни больше, другие меньше,— и многие из нас тяжко недугуют различными болезнями как производными от наших грехов. Но нам иногда кажется невозможным победить живущий в нас грех, и это потому, что мы полагаемся только на свои силы, но человек никогда не победит в себе грех, если не обратится за помощью к Господу нашему Иисусу Христу, если не станет усердно прибегать к тем благодатным и спасительным средствам, которые имеет Святая Церковь, — святым таинствам покаяния и причащения.

Христос воскрес, и Его животворящая крестная сила в нашей немощи совершается. Христос воскрес, и по вере в Его воскресение стали укрепляться и спасаться все расслабленные грехом и пороком. Святой апостол Петр сказал Энею, восемь лет страдавшему расслаблением: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. К такому же исцелению силою воскресшего Христа призываемся и все мы, обремененные и обессиленные многими недугами, скорбями, невзгодами житейскими и болезнями.

Святая Церковь в четвертую неделю по Пасхе в апостольском и евангельском чтениях говорит уже не об апостолах и женах-мироносицах, свидетельствовавших о чуде воскресения Христа, а о нас самих, о нашем расслаблении и немощах, о нашей великой нужде и спасительных плодах Христова воскресения.

Святая Церковь указывает нам, что достаточно каждому покаяться, осознать свое бессилие, расслабление, свою немощь и нищету духовную, свое недостоинство перед Богом. Достаточно возревновать о Боге, о своем спасении, проникнуться решимостью спасаться, как Господь Сам дарует нам силу припасть к благодатным дарам Церкви Христовой, к ее молитвам и таинствам, к ее священнодействиям и общению с Церковью Христовой. Часто, однако, слышится возражение: «У меня есть желание припасть к благодатным дарам Святой Церкви и спасаться, но этими желаниями все дело и оканчивается. Сознаю, что это ужасно и страшно, однако не нахожу в себе решимости и силы, чтобы начать дело своего спасения. Почему это? Отчего так происходит?» Это происходит оттого, что мы страдаем расслаблением духа. Расслабление духа — это основная опасность и основной недуг у верующих людей нашего времени. Расслабление духа — это потеря связи и единства всех способностей человека: ума, чувства и воли, то есть распад душевных проявлении, потеря согласованности и крепости душевных сил, а главное — потеря их живой связи с Богом, отход от Бога в жизнь «по стихиям мира сего». Признаками этой болезни являются нерадение, разленение, малодушие, распущенность, беспечность о своем спасении и своих ближних. В самом деле, где расслабление духа и души — там слабая, колеблющаяся вера, небрежная, холодная, нудная молитва; там праздность, болтливость, уныние, мнительность и ропот; там гордость и сомнение; там нерасположение и вражда к людям; там утрата внутренней связи с Богом и людьми; там расслабление, немощи, болезни тела.

И наоборот, где возгревание духа, живая, светлая вера в Воскресшего — там любовь и братолюбие, там полнота жизни и радости о Господе нашем, там и здравие тела.

Будем же, братия и сестры, укреплять свой расслабленный дух спасительной верой в воскресшего Христа, заботой о своем спасении и любовью к ближним. С чего начинать? Начинать надо с обретения навыка ежедневной молитвы, неотложного навыка зрения своих согрешений, покаяния, частой исповеди и неосуждения людей, навыка неукоснительного посещения храма Божия, чтения Священного Писания, навыка сердечного внутреннего отношения к Богу и человеку, молитвенной связи с Ним. Пора, давно пора начать обретать эти спасительные навыки. «Промедление, — говорили наши предки, — смерти подобно». Теряя попусту время в этой жизни, живя только земными интересами, забывая о своей бессмертной душе и не заботясь о ней и ее будущей вечной участи, мы утрачиваем эту вечную блаженную жизнь. А кто живет в Боге, по Его святым заповедям, и во всем верен Святой Церкви Христовой, тот несомненно и в будущей вечной жизни будет с Богом.

Да поможет нам Господь обрести эти спасительные навыки высоконравственной христианской жизни, укрепить в себе расслабленный дух и тело, чтобы всегда быть с Господом нашим Иисусом Христом.

«Крестом Твоим, Христе, хвалимся и Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не вемы». «Тебе, воскресшему Богу нашему, поем и взываем: помилуй и спаси нас, Господи!» Аминь.

Наверх