В 31-ю Неделю по Пятидесятнице. О слепоте духовной

В 31-ю Неделю по Пятидесятнице. О слепоте духовной

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Доро­гие бра­тия и сестры! Одна­жды один сле­пой про­сил мило­стыню, сидя при дороге, по кото­рой про­хо­дил Иисус Хри­стос в Иери­хон. Узнав от людей, что идет Иисус Хри­стос, сле­пой вос­клик­нул: «Иисусе, Сыне Дави­дов, поми­луй мя!» Гос­подь спро­сил его, что ему надо. «Я желаю, Гос­поди, - отве­чал он, - чтобы мне про­зреть». Иисус ска­зал ему: про­зри! вера твоя спасла тебя. И он тот­час исце­лился и пошел за Спа­си­те­лем, славя Бога. Весь народ, видя это, воз­но­сил хвалу Богу.

Вели­кое несча­стье быть сле­пым, ужас­нее того - ослеп­нуть духовно; и какое мно­же­ство людей сле­пых духовно! Слеп­нут духов­ные наши очи от чте­ния вред­ных книг, от пло­хих сооб­ществ, от излиш­него при­стра­стия к зем­ному и плот­ским удо­воль­ствиям. Но ничто настолько сильно не ослеп­ляет чело­века, как гре­хов­ные при­вычки, стра­сти. Гор­дость до того осле­пила диа­вола, что он вос­стал на Все­мо­гу­щего; среб­ро­лю­бие до того осле­пило Иуду, что он пре­дал сво­его Учи­теля и Гос­пода; зависть до того осле­пила сыно­вей пат­ри­арха Иакова, что они про­дали в раб­ство брата сво­его Иосифа; вла­сто­лю­бие воз­бу­дило Авес­са­лома вос­стать про­тив отца сво­его Давида. Пло­то­угод­ник из-за стра­сти бро­сает жену, детей, разо­ряет свое иму­ще­ство, здо­ро­вье, губит свою жизнь, а Ирод даже решился убить свя­того Иоанна Кре­сти­теля, несмотря на то что счи­тал его про­ро­ком. Гос­подь исце­ляет сле­по­рож­ден­ного; роди­тели его, соседи - все гово­рят, что он сле­пым родился, а сам он утвер­ждает, что исце­лил его Хри­стос. Но что же фари­сеи? Нена­висть осле­пила их разум: изгнаша его [сле­пого] вон, как живого сви­де­теля чуда, и не уве­ро­вали в Гос­пода. Вся Вифа­ния знала, что Лазарь умер и погре­бен, что про­шло уже четыре дня, что тело его уже под­верг­лось тле­нию. И вот в при­сут­ствии мно­го­чис­лен­ных сви­де­те­лей Спа­си­тель боже­ствен­ным Своим сло­вом: «Лазаре! гряди вон» вос­кре­шает его из мерт­вых. Что же иудеи? Они решили убить и Лазаря. Так рас­суж­дает чело­век под дей­ствием злобы, вот до чего дово­дит духов­ная сле­пота! Посмот­рим, доро­гие бра­тия и сестры, вокруг самих себя и мы уви­дим то же самое. Разъ­яс­ните какому-нибудь празд­но­любцу и рас­то­чи­телю, что уби­вать время в празд­но­сти, в пустых заня­тиях — зна­чит вести непра­вед­ную жизнь; что, живя раз­вратно, рас­то­чая име­ние и здо­ро­вье, он разо­ряет семей­ство, губит себя, роняет себя в гла­зах бла­го­род­ных людей, что полез­нее упо­треб­лять деньги на насущ­ные нужды, сде­лать какое-нибудь доб­рое дело; что гораздо лучше поси­деть дома и почи­тать какую-нибудь доб­рую книгу. Но разве не назо­вет он все это «несо­вре­мен­ным» и скуч­ным. Вкус не только к духов­ным насла­жде­ниям, но и к умствен­ным заня­тиям у него давно уже притуплен.

Заставьте при­знаться гор­дого, что он не таков на самом деле, как он мнит о себе; но разве это воз­можно? Его с тру­дом тер­пят, а он вооб­ра­жает, что он необ­хо­дим, что без него не могут обой­тись. Рас­тол­куйте ску­пому, что Бог дает ему богат­ство на его соб­ствен­ную пользу, а также и для дру­гих, но как трудно тро­нуть его камен­ное сердце! И в наше время есть люди, кото­рые смот­рят и не видят, слу­шают и не разу­меют. Есть люди, кото­рые ни в чем не видят при­сут­ствие Творца и Про­мыс­ли­теля мира. Ни види­мая при­рода, ни ося­за­тель­ные собы­тия, в кото­рых явно видна рука Божия, ни чудеса, пре­вы­ша­ю­щие законы при­роды, - ничто не спо­собно обра­тить их ум и сердце к Богу. Не думайте, что неве­рие осно­вы­ва­ется на каких-либо неоспо­ри­мых дан­ных. Нет! Глав­ная опора неве­рия - нече­стие сердца.

Начало пре­муд­ро­сти - страх Гос­по­день. Нет страха Божия - нет и пре­муд­ро­сти. В злую душу не вой­дет пре­муд­рость, потому что душа отвра­ща­ется от нее. Как пло­то­угод­нику не глу­миться над уче­нием Хри­ста о само­от­вер­же­нии? Как не отри­цать ему уче­ние о буду­щей жизни, веч­ных муче­ниях? При­ем­лемо ли для чело­века, поста­вив­шего своей целью наживу, хри­сти­ан­ское уче­ние о нес­тя­жа­тель­но­сти? Понра­вится ли често­лю­би­вому Тот, Кто обе­щал Своим после­до­ва­те­лям не поче­сти, не славу, а гонения?

«Почему вы не пони­ма­ете речи Моей? - спра­ши­вает Спа­си­тель иудеев и Сам отве­чает: - Вы потому не слу­ша­ете, что вы не от Бога. Кто от Бога, тот слу­шает слова Божии»!

Вот корен­ная, веко­веч­ная при­чина неве­рия - этой сле­поты духов­ной - наше пло­то­уго­дие, любовь к зем­ному, гор­дость, а не науч­ные истины. Вели­кие грехи, плот­ская жизнь уда­ляют чело­века от Бога, и мерк­нут в его душе свя­тые истины, если не про­све­тит его Хри­стос, Свет истин­ный; не разо­рвать ему самому уз стра­стей, кото­рыми сам свя­зал себя, если не раз­ре­шит их Тот, Кто и узы ада рас­тер­зал и вереи веч­ные сломил.

Когда про­ся­щий сле­пой услы­шал, что идет Хри­стос, не имея телес­ного зре­ния, уви­дел Его очами сердца сво­его, уве­ро­вал, что Он есть Бог, и, с глу­бо­кой верой взмо­лив­шись к Нему: «Иисусе, Сын Дави­дов, поми­луй меня!» - тот­час изба­вился от сле­поты. Спа­си­тель под­твер­дил его веру, когда ска­зал: «Про­зри! вера твоя спасла тебя». Видели Гос­пода и Пилат, и Анна, и Каиафа, но вос­при­ни­мали, как и про­чие из толпы, кото­рые смот­рели на Него без веры, а не так, как апо­столы, поэтому ника­кой не полу­чили пользы от того, что видели Его. Но свя­той апо­стол Павел видел Его очами сердца сво­его и своей силь­ней­шей верой, как видел Его уве­ро­вав­ший и исце­лив­шийся слепой.

Будем же ста­раться, доро­гие бра­тия и сестры, очи­щать свою душу и сердце от вся­кой скверны плоти и духа, от вся­кого греха, чтобы про­зреть духовно, чтобы полу­чить исце­ле­ние очей души своей и ясно видеть Спа­си­теля сво­его. Усердно помо- лимся Ему:

«Ты - про­све­ще­ние ума моего, Иисусе мой! Ты - спа­се­ние отча­ян­ной души моей, Спасе мой! Ты Один можешь про­све­тить меня тем­ного, научить меня непо­треб­ного, очи­стить сквер­ного, воз­двиг­нуть пад­шего, дать мир душе моей, сму­ща­е­мой при­ло­гами стра­стей, сво­бо­дить от сети, еюже змий запят мя страстьми плот­скими, блуд­ным навож­де­нием и злым уны­нием. Про­свети душев­ные очи мои, да нико­гда усну во гре­сех в веч­ную смерть». Аминь.

Наверх