В Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную

В Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам: трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его: яко мертвыя возставля-ет, и смерть упраздни. Сего ради поклоняемся погребению Твоему и востанию».

Дорогие братия и сестры! Так высоко прославляя, возносит крест Христов Святая Церковь. Почитая крест Господень, она напоминает нам о нашем собственном кресте, который мы должны нести для очищения и спасения своей души. Крестное знамение — это наша надежда и спасение. Всем тем, кто от усиленных трудов и поста начинает изнемогать, крестное знамение дает новые силы для духовных подвигов; тем же, кто по лености своей еще не начал подвига покаяния, крест является напоминанием… Время идет — что сделал ты для своего спасения? Какими подвигами постарался искупить свои грехи? Что ты спишь?

Крест Христов! Нет ничего более близкого и в то же время более святого для каждого из нас. С самой купели крещения Святая Церковь освящает нас этим святым изображением. С раннего детства умная и любящая мать благословляющей рукой кладет изображение святого креста на наше чело. Крест, как драгоценная святыня и верное оружие против духовного нашего врага, диавола, находится на груди у каждого православного христианина. И в конце нашей жизни святой крест изобразится на неизбежном для каждого из нас гробе и безмолвным стражем станет над могильным холмом как знамение нашей веры в Спасителя и надежды воскресения.

Господь наш Иисус Христос добровольно взошел на Голгофский крест, взяв на Себя грех мира, принял и «наказание» за эти грехи, то есть голгофские муки и смерть. И все это по любви к нам, чтобы избавить нас от наказания за наши грехи. Царство диавола сокрушено, человек освобожден и спасен, воцарился Бог, и владычествует крест, которому поклоняются все племена и народы, о котором говорим вместе с апостолом Павлом: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа». «Посему и на двери наши, и на чело, и на очи свои, и на уста, и на перси, и на все члены наложим себе сей животворящий крест, — призывает нас преподобный Ефрем Сирин, — вооружимся сим непобедимым оружием христиан, сим победителем смерти, сею надеждою верных, сим светом кротких… опорою православной веры, спасительною похвалою Церкви. Ни на один час, ни на одно мгновение не будем… оставлять его, повсюду нося с собою, и без него не станем ничего делать; но спим ли, встаем ли, работаем, едим, пьем, идем в путь… — все члены свои будем украшать животворящим крестом. И не убоимся от страха нощнаго… и беса полуденного… ибо сопротивные силы, видя его, трепещут и удаляются».

Но, увы, братия и сестры! Мы так привыкли к образу креста, что часто не задумываемся над его сущностью. Крест делается для нас чем-то настолько с детства привычным, что мы перестаем ощущать его духовную силу, а между тем крест является для каждого из нас оружием борьбы с диаволом и крепкой поддержкой во всех жизненных обстоятельствах. Своими руками, распростертыми на кресте, Христос как бы простирает нам Свои отеческие объятия, как бы зовет нас к Себе, обнимая весь мир: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Придите к Нему все, кто падает под грузом скорбей и искушений; придите все, кто страждет, одолеваемый недугами и болезнями; придите все, кто чувствует себя обездоленным, одиноким, и руки, распростертые с этого креста, примут вас в свои объятия, согреют ваше сердце, облегчат трудности и сложности вашей жизни, и светлый луч мира и покоя осветит вашу душу.

Дорогие братия и сестры! Поклоняясь кресту Господню и Его страданиям, мы ощущаем свою вину и ответственность за страдания Богочеловека. Заглянем в глубину своего сердца и мы увидим, что из-за наших грехов и беззаконий Христос пострадал. Разве своими грехами мы не отрекаемся от Него, как Петр? Разве не бежим в страхе, видя нашего Учителя уничиженным и оскорбленным? Разве теми же устами, которыми мы поем Ему: «Осанна!» (т.е. молитвенное: «Спаси!»), нам не приходится кричать: «Распни Его!»? Может быть, не словами, а делами и помышлениями мы принимаем участие в Его распятии. Совершая безнравственный поступок, мы продаем своего Спасителя. Очень часто ради почета, нам воздаваемого, или материального благополучия и жизненного спокойствия, или стакана вина мы забываем и Христа и Голгофский крест. Уподобляемся ли мы Симону Киринейскому, облегчившему Господу Его крестный путь? Нет!.. Мы всегда стремимся скинуть крест со своих плеч, ропщем, когда нам кажется, что крест непосильной ношей ложится на наши плечи. При малейших жизненных трудностях, а тем более при крупном горе, нам кажется, что Божий промысл к нам безжалостен, что он карает нас незаслуженно. «Другие и хуже меня, да живут в счастье и довольствии, где же тут справедливость?» — вот что в таких случаях мы обыкновенно говорим. Это уже не просто жалоба, а обдуманный ропот с примесью зависти и осуждения. Происходит это оттого, что мы не чувствуем внутренней, таинственной, связи между крестными муками Христа и нашими скорбями. В сегодняшнем евангельском чтении, обращаясь к нам, Спаситель говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою [т.е. жизнь свою, умертвит все страсти и вожделения] ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». Господь повелевает совершенно отречься от себя, отречься от сатаны и от всех дел его, и от всего служения его, и всей гордыни его и взять крест свой, то есть терпеть все то, что есть горького и скорбного в нашей жизни, посылаемого нам для нашего очищения, вразумления и укрепления в добродетели, и терпеть искушения, причиняемые нам демонами и людьми. Этим видом креста Господь освящает наши страдания и роднит их со Своим собственным крестом. Мы пристрастились к жизни плотской, мы сжились с грехами, они делаются как бы нашими природными членами и все больше и больше укореняются в нас, борьба с ними становится труднее и упорнее, мы часто теряем себя для Бога и делаемся каждодневной добычей врага. Ведь грехи наши разлучают нас временно от Господа. Они могут разлучить нас и на бесконечные веки, если не обратимся и не раскаемся от всего сердца. Отчего у нас нет решительности в борьбе с грехами? Мы очень любим временную, греховную жизнь, боимся огорчать свою плоть; в погоне за чувственными удовольствиями забываем божественное благородство своей души, предназначение ее к бессмертию и вечному блаженству; забываем, что она бесконечно дороже целого мира со всеми его сокровищами, которые как тень пройдут. Обличая такое безумное наше поведение, Господь говорит: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» Есть и еще одна причина, почему мы решительно не оставляем греховной жизни, — потому что многие из нас тайно стыдятся своей веры, стыдятся исповедовать её, жить по Христовым заповедям, по Его Евангелию, следовать за Ним, чтобы не потерять уважения, почета, славы, богатства. Часто уклоняемся от пути правды из опасения навлечь на себя насмешки, порицания, клевету. Сложившийся образ жизни, своеобразные, превратные взгляды товарищей на жизнь, на веру и Церковь не позволяют этим людям сойти с того распутья, на котором они себя поставили, и не дают им опомниться, прийти в себя, размыслить о своей судьбе. Но если хочешь, христианин, идти за Христом и войти в славу Его, то ты должен непременно следовать за Ним, исполнять Его заповеди, смиряться, молиться, любить Его, страдать и терпеть за Него. Терпением вашим спасайте души ваши. Ужасное возмездие ожидает неверных христиан за то, что они отвергли великое Божие попечение о себе и жертву Господа нашего Иисуса Христа, принесенную и за них на кресте. Они стыдились Его, Его Евангелия, жизни по Евангелию. Постыдится и Он их, когда придет судить мир во славе Отца Своего, не признает их Своими и навеки отринет их от лица Своего. Итак, пока имеем время, отвергнем страсти, похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую, не убоимся креста, вводящего в вечную славу, и невозвратно последуем за Христом, куда бы Он ни повелел, ибо где Он, там и слуга Его будет. Аминь.

Наверх