В 27-ю Неделю по Пятидесятнице. Об истинном назначении праздничных дней

В 27-ю Неделю по Пятидесятнице. Об истинном назначении праздничных дней

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

В слы­шан­ном нами Еван­ге­лии повест­ву­ется, что Иисус Хри­стос учил народ в суб­боту в одной из сина­гог иудей­ских. Там была жен­щина, восем­на­дцать лет одер­жи­мая неду­гом немощи от нечи­стого духа; она была скор­чена и не могла выпря­миться. Уви­дев ее, Гос­подь ска­зал: «…ты осво­бож­да­ешься от недуга тво­его». И воз­ло­жил на нее руки, и она тот­час выпря­ми­лась и стала сла­вить Бога. Ста­рей­шина сина­гоги гово­рил народу, него­дуя, что Иисус Хри­стос исце­лил боль­ную в суб­боту, чего бы не сле­до­вало делать, по его поня­тию, в празд­ник. Но Гос­подь посты­дил этого закон­ника перед целым наро­дом. Он спро­сил его: «…не отвя­зы­вает ли каж­дый из вас вола сво­его или осла от яслей в суб­боту и не ведет ли поить? Тем более не над­ле­жало ли в день суб­бот­ний дочь Авра­амову, кото­рую свя­зал сатана… осво­бо­дить от уз сих?» Зна­чит, делать доб­рые дела и в празд­ники не грешно, доб­рыми делами и надобно чтить свя­тые празд­ники. Этим еван­гель­ским повест­во­ва­нием разъ­яс­ня­ется вопрос об истин­ном назна­че­нии дней вос­крес­ных и праздничных.

Бог, на вся­кое время покло­ня­е­мый и сла­ви­мый, хочет, чтобы для Его про­слав­ле­ния было опре­де­лено сво­бод­ное время, осо­бые дни, кото­рые мы назы­ваем празд­ни­ками: седь­мый лень суб­бота — празд­ник Гос­поду Богу тво­ему. Зна­чит, празд­ник есть время, посвя­щен­ное Еди­ному Богу, и мы в это время ничего не можем делать для себя, а все только во славу Божию. Помни день суб­бот­ный, еже свя­тити его: шесть дний делай и сотво­риши в них вся дела твоя. Целых шесть дней даю Я вам на работу, а седь­мой остав­ляю на слу­же­ние Мне. «В день же сед­мый — суб­бота Гос­поду Богу тво­ему» — так пове­ле­вает чет­вер­тая запо­ведь Божия, так пове­ле­вает Сам Бог. Он оста­вил нам шесть дней и только один уде­лил Себе, да и то для спа­се­ния нашей же души. Этот закон Гос­подь освя­тил при­ме­ром Своим: мог Он сотво­рить весь мир в один день, в одну минуту, однако же вос­хо­тел сотво­рить его в шесть дней; а в седь­мой почил от дел тво­ре­ния. Как свят этот закон, так и мы непре­ложно обя­заны соблю­дать эту запо­ведь Божию! Вме­сто седь­мого дня — суб­боты, мы, хри­сти­ане, празд­нуем пер­вый день недели, то есть вос­кре­се­нье, а это потому, что в этот день Гос­подь наш Иисус Хри­стос родился, в этот день Он вос­крес из мерт­вых, в этот день послал Духа Свя­того. Все вос­крес­ные дни — дни Божий, а не наши, и потому делать в эти дни должно только то, что слу­жит во славу Божию, во спа­се­ние наше. Но что же делает зависть сатаны? Он гово­рит своим сообщ­ни­кам — злым духам: «При­и­дите и оста­вим вся празд­ники Божий от земли». Наста­нет празд­ник Гос­по­день, надо бы от попе­че­ний мир­ских уда­литься, нужно бы в храм Божий пойти, Богу помо­литься, душою и телом отдох­нуть. А враг шеп­чет чело­веку: «Ну что за празд­ник, что за обедня? Зани­майся каж­дый делом своим», и хри­сти­ане слу­шают его; то и дру­гое сде­лать в празд­ник при­знают необ­хо­ди­мым, а испол­не­ние запо­веди Божией, спа­се­ние души своей счи­тают делом ненужным.

Время празд­нич­ного дня, про­ве­ден­ное по запо­веди Божией, не теря­ется, а при­об­ре­та­ется. Те семей­ства бла­го­ден­ствуют, где строго соблю­да­ется празд­нич­ный день. Самые бога­тей­шие страны те, в кото­рых самым стро­гим обра­зом освя­ща­ется вос­крес­ный день. Если бы людям не было дано запре­ще­ние от Бога удер­жи­ваться в извест­ные дни от работ, то мно­гие из нас довольно скоро истра­тили бы свои силы. Запо­ведь Божия о покое в празд­ник спа­сает наше здо­ро­вье и жизнь, исце­ляет от гибель­ного при­стра­стия к зем­ному. Нару­ше­ние запо­веди Божией о покое празд­нич­ных дней неиз­бежно нака­зы­ва­ется. Труд в празд­ники без край­ней нужды не будет иметь успеха, при­об­ре­тен­ное впрок не пойдет.

Помни день суб­бот­ний, еже свя­тити его. Как же мы должны свя­тить его? Не думайте, что будто бы для испол­не­ния этой запо­веди довольно только пре­бы­вать в церкви, посвя­тить на слу­же­ние Богу два-три часа, а оста­ток празд­нич­ного дня можно про­во­дить в уве­се­ле­ниях. В запо­веди гово­рится о целом дне, зна­чит, нужно про­во­дить весь день свято, в доб­рых и бла­го­че­сти­вых заня­тиях. Как вста­нем утром, вспом­ним, что нам надо бла­го­да­рить Гос­пода за все Его мило­сти, какие мы полу­чили от Него в про­шед­шую неделю, что нам надо про­сить у Него про­ще­ние в тех гре­хах, кото­рые мы совер­шили в это время, молить Его, чтобы Он помог про­ве­сти насто­я­щий день и гря­ду­щую сед­мицу свято. В каж­дый празд­ник надо неот­ложно идти в храм на бого­слу­же­ние, пожерт­во­вать, по силе воз­мож­но­сти, на содер­жа­ние и укра­ше­ние храма Божия, на свечку, на поми­но­ве­ние живых и усоп­ших. Надо читать дома слово Божие и дру­гие свя­тые книги, зани­маться делами бла­го­тво­ре­ния — посе­щать боль­ных, несчаст­ных, печаль­ных, заклю­чен­ных и дать, по силе воз­мож­но­сти, кому совет, кому уте­ше­ние; помо­гать нуж­да­ю­щимся; если не имеем средств, то помочь сво­ими руками — тру­дом. Истинно доб­рое дело нико­гда не грешно делать. Если будем в празд­ники Гос­поду слу­жить, ближ­ним помо­гать, то Гос­подь не отсту­пит от нас, помо­жет во всех наших делах и заня­тиях, дела наши пой­дут успешнее.

Грешно, доро­гие бра­тия и сестры, бра­ниться, бес­чин­ство­вать, упи­ваться вином, раз­врат­ни­чать и во вся­кое время, но несрав­ненно греш­нее совер­шать подоб­ные грехи в празд­ники. Если и рабо­тать в празд­ники грешно потому только, что работа пре­пят­ствует слу­же­нию Гос­поду и спа­се­нию души своей, так насколько же пре­ступ­нее про­во­дить это время в раз­лич­ных бес­чин­ствах и без­за­ко­ниях! Какая бы про­изо­шла пере­мена у нас к луч­шему, если бы мы свя­тили празд­нич­ные дни как сле­дует. Бла­го­сло­ве­ние Божие сни­зо­шло бы тогда не только на наши души, но и на все наши пред­при­я­тия и дела.

Одна­жды один знат­ный чело­век по имени Варда сильно забо­лел: на груди его появи­лись глу­бо­кие раны и неис­це­ли­мые язвы; долго и жестоко стра­дал он. В день свя­того муче­ника Мокия врачи, быв­шие при боль­ном, и про­чие домаш­ние ушли в храм на все­нощ­ное бде­ние. Боль­ной очень скор­бел о том, что недуг не поз­во­ляет ему пойти и покло­ниться чудо­твор­ному гробу пре­по­доб­ного Сэмп­сона Стран­но­при­имца, нахо­див­ше­муся в том храме. В уте­ше­ние скорби явился боль­ному некий муж-ста­рец и ска­зал: «Встань». Страж­ду­щий отве­чал: «Я не могу встать: все члены мои рас­слаб­лены от тяж­кой болезни». Явив­шийся ста­рец повто­рил свое при­ка­за­ние: «Я тебе говорю: встань, иди в храм свя­того муче­ника Мокия, кото­рого сего­дня вос­по­ми­нает Свя­тая Цер­ковь, и помо­лись у гроба свя­того Самп­сона». Ска­зав это, явив­шийся стал неви­дим. Боль­ной же ощу­тил в себе кре­пость сил, начал поне­многу под­ни­маться с одра и не чув­ство­вал больше боли в ранах своих. Сняв повязки, он в вели­кой радо­сти уви­дел, что раны его совер­шенно зажили. Скоро поспе­шил Варда в храм Божий и там воз­бла­го­да­рил Гос­пода за свое чудес­ное исцеление.

Так, древ­ние хри­сти­ане любили посе­щать свя­той храм в празд­ники и полу­чали от Гос­пода исце­ле­ние и вели­кую милость для души и спа­се­ния. А кто не мог быть в храме Божием, тот дома усердно в это время молился. Так, в день памяти свя­того муче­ника Лав­рен­тия пре­по­доб­ная Мела­ния Рим­ля­ныня по болезни, сопро­вож­да­ю­щей чадо­ро­дие, не могла быть в храме. Однако не оста­вила молитвы: всю ночь, когда в храме совер­ша­лось все­нощ­ное бде­ние, она про­вела без сна в пении псал­мов и усерд­ной молитве. Она и утро встре­тила с молит­вой на устах. При­к­ло­нив колени, она родила сына.

Доро­гие бра­тия и сестры, празд­ники — дни покоя как для тела нашего, кото­рое в это время должно отдох­нуть и запа­стись новыми силами, так осо­бенно этот покой необ­хо­дим для души нашей, чтобы ей легче было воз­не­стись к небес­ному и при­бли­зиться к Богу в мире и бого­мыс­лии. Мысль о Боге нико­гда, конечно, не должна остав­лять нас, но пре­иму­ще­ственно в празд­ники мы должны упраж­нять свою душу в бла­го­че­сти­вом созер­ца­нии дел мило­сти Божией через бла­го­го­вей­ную молитву, чте­ние и слы­ша­ние слова Божия. В молитве мы бесе­дуем с Богом, а в слове Божием Бог с нами бесе­дует и пере­дает нам гла­голы жизни веч­ной. То и дру­гое может быть совер­ша­емо бес­пре­пят­ственно только тогда, когда душа наша осво­бо­дится от житей­ских забот. Обы­ден­ные заботы и труды в празд­ник не дают нам ни как сле­дует помо­литься, ни при­нять уча­стие в мир­ных и бла­го­че­сти­вых собе­се­до­ва­ниях, в чте­нии слова Божия и дру­гих душе­спа­си­тель­ных писа­ний. Празд­нич­ная же работа, как неза­кон­ная и не бла­го­слов­лен­ная от Бога, нико­гда не может иметь успеха, напро­тив, она ста­нет поме­хой в тех делах, кото­рые законно совер­ша­ются в буд­нич­ные дни. Так дей­стви­тельно и бывает, что Гос­подь явно карает нару­ши­те­лей празд­нич­ного покоя. Вот что гово­рит Гос­подь Все­дер­жи­тель через про­рока Аггея: «Ожи­да­ете мно­гого, а выхо­дит мало… за Мой дом, кото­рый в запу­сте­нии, тогда как вы бежите, каж­дый к сво­ему дому. Посему-то небо заклю­чи­лось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений».

Итак, шесть дней рабо­тай и делай (в них) вся­кие дела твои, а день седь­мой — … Гос­поду, Богу тво­ему. Аминь

Наверх