В 23-ю Неделю по Пятидесятнице. Об исцелении гадаринского бесноватого

В 23-ю Неделю по Пятидесятнице. Об исцелении гадаринского бесноватого

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Доро­гие бра­тия и сестры! Сего­дня за литур­гией было про­чи­тано свя­тое Еван­ге­лие об исце­ле­нии Гос­по­дом нашим Иису­сом Хри­стом тяжко страж­ду­щего бес­но­ва­того в Гада­рин­ской стране. Как жалок был этот чело­век! Он не оде­вался в одежду, жил не в доме, а в гро­бах. Дол­гое время бесы мучили его и до того сильно, что он бился о камни, его свя­зы­вали цепями и узами, сбе­ре­гая его; но он раз­ры­вал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус Хри­стос спро­сил его: как тебе имя? не потому, конечно, что не знал, ибо не может быть что-либо неиз­вестно Все­ве­ду­щему Богу? А потому, чтобы людям стало известно, сколько нечи­стых мучи­те­лей было в чело­веке. Он ска­зал: легион, потому что много бесов вошло в него. По тогдаш­нему рим­скому счету, легион заклю­чал в себе шесть тысяч. Зна­чит, шесть тысяч бесов изгнал Гос­подь из чело­века. Один бес может столько зла сде­лать, а тут шесть тысяч — и как только они не заму­чили жал­кого чело­века? Конечно, по воле Божией не могли этого сде­лать, так как Бог допу­стил им настолько мучить бес­но­ва­того, насколько это было нужно, по боже­ствен­ному пра­во­су­дию, для вра­зум­ле­ния и для науче­ния про­чих людей — языч­ни­ков, жив­ших в той стране, какому тяже­лому нака­за­нию могут они под­верг­нуться от Бога, если не обра­тятся от идо­лов к истин­ному Богу и не пока­ются в своих гре­хах. Такова власть Гос­подня над бесами! Они могут при­чи­нять чело­веку зло настолько, насколько попу­стит им Гос­подь, больше — ни на йоту. И над живот­ными они не имеют ника­кой вла­сти, если Гос­подь не попу­стит им войти в них и мучить; это видно из того, что бесы про­сили у Гос­пода поз­во­ле­ния войти в стадо сви­ное, что и было им поз­во­лено. И тот­час все стадо бро­си­лось в море и уто­нуло. Если бы такая власть дана была от Бога бесам над людьми, то они, по свой­ствен­ной им злобе в несколько часов или даже минут погу­били бы весь род чело­ве­че­ский. Но Гос­подь удер­жи­вает, дер­жаве Его со стра­хом пови­ну­ется все тем­ное сата­нин­ское царство.

Поз­во­лив войти бесам в сви­ней, Гос­подь пока­зал, что чело­век дороже мно­гих живот­ных, и не только живот­ных, но и всего види­мого мира с его мате­ри­аль­ным богат­ством. Нет ничего в этом мире рав­но­цен­ного бес­смерт­ной и бого­по­доб­ной душе человека.

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рит, что здесь нужно еще пони­мать таин­ственно, ино­ска­за­тельно, что под этими живот­ными нечи­стыми пони­ма­ются греш­ные люди. Ибо Гос­подь попус­кает бесам войти в греш­ного чело­века за его грехи и мучить его, а демоны осо­бенно любят все­ляться в блудно живу­щих людей.

Доро­гие бра­тия и сестры, бес­но­ва­тый чело­век, кото­рого исце­лил Гос­подь, — это образ всего чело­ве­че­ского рода, мучи­мого диа­во­лом. Бес­но­ва­тые были прежде, они есть и теперь, только теперь они дей­ствуют скрыт­нее и хит­рее, чем до при­ше­ствия Хри­стова. И теперь бес­но­ва­тых очень много, есть и явные, но боль­шин­ство из бес­но­ва­тых неяв­ные. Это скры­тое бес­но­ва­ние страш­нее для чело­века, потому что он не при­знает его за собой и не думает об исце­ле­нии, не стре­мится изгнать легион бесов, скрыто дей­ству­ю­щих в нем.

Кому из нас не изве­стен нынеш­ний такой род бес­но­ва­тых, как пья­ницы? Кто не слы­шал и кто не знает, как они тер­зают и мучают не только самих себя, но жен своих, детей, роди­те­лей. Как по дей­ствию бесов­скому или сами дово­дят себя до само­убий­ства или тер­за­нием, побо­ями дово­дят до смерти род­ных. Не хва­тит сил опла­кать тот дом, где завелся пья­ница: ад, истин­ный ад воца­ря­ется в нем; каж­дый день слезы и стоны. О, ужас­ная страсть! Ужас­ное бес­но­ва­ние! Кто тут вино­ват? Конечно, сам пья­ница, дошед­ший до этого демон­ского состо­я­ния через свою алч­ность к вину. Чтобы изба­виться от этого бес­но­ва­ния, чело­веку надо реши­тельно бро­сить пьян­ство и всем серд­цем обра­титься к помощи Гос­пода Иисуса Хри­ста, Кото­рый один Своею бла­го­да­тью может увра­че­вать эту ужас­ную, гибель­ную страсть. Пол­чища бесов все­ля­ются в чело­века за невоз­дер­жа­ние, нера­де­ние о себе, за леность и холод­ность к молитве, за мало­ве­рие и неве­рие, за уда­ле­ние от Бога и Свя­той Церкви. Бывают и насто­я­щие бес­но­ва­тые, в кото­рых все­ля­ются бесы по неис­по­ве­ди­мым судь­бам Божиим и про­из­во­дят в них умствен­ное поме­ша­тель­ство, про­из­но­сят через них страш­ные хулы и сквер­но­сло­вия, гонят и мучают их. Тако­вых, как пишет апо­стол, Бог пре­дал сатане во измож­де­ние плоти, да дух спа­сется. Такие бес­но­ва­тые нахо­дятся в состо­я­нии невме­ня­е­мо­сти, они не сознают, что делают, Гос­подь их спа­сет. А пья­ни­цам вме­ня­ются их поступки, ибо они ума и сво­боды дей­ствия не лишены и с них взы­щется за их пьян­ство и за их без­об­ра­зия. Пья­ницыЦар­ствия Божия не насле­дят, конечно, если не оста­вят пьян­ство и не пока­ются, не изме­нят своей жизни.

Но есть, бра­тия и сестры, дру­гой род бес­ну­ю­щихся. Это — злые люди, раз­дра­жи­тель­ные, гнев­ли­вые. Видали вы гнев­ли­вых, сер­ди­тых, злых людей? Как они нехо­роши в гневе! Как обез­об­ра­жи­ва­ется у них все лицо, глаза! Все мы бываем раз­дра­жи­тельны, все склонны к гневу, а потому все должны в пока­я­нии про­сить у Гос­пода духа кро­то­сти, сми­ре­ния и тер­пе­ния. Есть еще несколько видов тихого (мол­ча­ли­вого) или зло­ре­чи­вого бес­но­ва­ния: таково бес­но­ва­ние людей завист­ли­вых, кото­рых сне­дает чужое сча­стье или бла­го­со­сто­я­ние и кото­рые либо в мол­ча­нии стра­дают, видя сча­стье ближ­них, либо поно­сят, кле­ве­щут на тех, кото­рым завидуют.

Есть бес­но­ва­ние ску­пых, алч­ных до денег, кото­рые для при­были и умно­же­ния их готовы на вся­кую неправду, а из-за их утраты готовы нало­жить на себя руки, у кото­рых демоны до того оже­сто­чили сердца, что их не может рас­тро­гать ника­кое бед­ствие или несча­стье ближних.

Есть бешен­ство плот­ской стра­сти: одер­жи­мые им впа­дают в тоску и отча­я­ние, если не удо­вле­тво­ряют свою страсть, или реша­ются на самые позор­ные дей­ствия ради ее удо­вле­тво­ре­ния. Чтобы не одо­лела та или дру­гая беше­ная страсть, надо обуз­ды­вать ее в самом заро­дыше; когда она уси­лится, тогда крайне трудно овла­деть ею, да без бла­го­дати Божией и невозможно.

Есть бесов­ская страсть к зре­ли­щам. Есть еще у людей бес­но­ва­ние, когда чело­век боится или отвра­ща­ется Церкви, бого­слу­же­ния, псал­мо­пе­ния и чте­ния слова Божия и вообще свя­тыни. Сюда же отно­сится бес­но­ва­ние ниги­лизма, отвер­га­ю­щее все свя­тое, все истины откро­ве­ния, все, что дорого для разум­ного суще­ства, осо­бенно для хри­сти­а­нина, что уте­шает, укреп­ляет, укра­шает и воз­вы­шает чело­века. Есть бес­но­ва­ние сра­мо­сло­вия, сквер­ня­щее сердце, душу и уста сквер­но­слова. Вот сколько видов бес­но­ва­ния, да еще и не все они перечислены.

Чтобы не стать жерт­вой ковар­ства лука­вых, злых и нечи­стых демо­нов, нужно вра­че­ваться от этой нрав­ствен­ной болезни, а исце­ля­ется она только сми­рен­ною верою в Гос­пода Иисуса Хри­ста, поправ­шего силу диа­воль­скую искрен­ним, глу­бо­ким пока­я­нием, молит­вою и постом. «Сей же род изго­ня­ется только молит­вою и постом», — гово­рит Гос­подь. Для того, между про­чим, и уста­нов­лены Свя­той Цер­ко­вью посты, чтобы хри­сти­ане имели сво­его рода ору­жие про­тив диа­вола и бес­чис­лен­ных коз­ней его. Помоги нам, Гос­поди, изба­виться от всех коз­ней диа­воль­ских, укрепи в нас веру и наставь, вра­зуми и помоги нам спа­стись. Аминь.

Наверх