В 21-ю Неделю по Пятидесятнице. О различном действии слова Божия на сердца человеческие

В 21-ю Неделю по Пятидесятнице. О различном действии слова Божия на сердца человеческие

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Братия и сестры! Сегодня за литургией мы слышали евангельскую притчу о сеятеле. Вышел сеятель сеять. Одно семя упало на дорогу и было потоптано прохожими, или его поклевали птицы. Другое упало на каменистую землю, скоро взошло, но скоро и остановилось в росте, и засохло по недостатку влаги. Иное упало в терние, и терние заглушило его. Иное, наконец, упало на добрую землю, взошло и дало богатый урожай.

Под семенем здесь Господь разумел Свое божественное слово, под различной землей — различные души человеческие, а под сеятелем — Самого Себя и всех проповедников слова Божия. Евангельская притча о сеятеле дает объяснение обстоятельству, на первый взгляд, удивительному, что спасительное учение Христово часто не оказывает благодетельного влияния на жизнь людей. Господь наш Иисус Христос научает нас, что это печальное явление зависит не от свойства и силы Его учения, а от особенности тех людей, которым оно сообщается. Сами люди являются виновными в том, что спасительное учение Христово остается бездейственным по отношению к ним. Они сделали свое сердце недоступным для благотворного действия слова Божия.

Спаситель разделяет людей, которым предлагается слово Божие, на четыре разновидности. Первая — это люди рассеянные и легкомысленные, с совершенно жестоким сердцем, которое не поддается никаким добрым внушениям. Сердца этих людей подобны каменистой дороге Палестины. Если семя случайно падало не на поле, а на эту дорогу, то оно не могло углубиться и оставалось поверх дороги. Тут его топтали прохожие, отсюда уносили его небесные птицы, так бывает и со многими людьми, которые хотя и слушают учение Христово, но не воспринимают его всем сердцем. Их ум, сердце и воля — большая дорога, открытая для всякого рода мыслей, желаний и поступков. Они равно внимательны или, лучше сказать, невнимательны и к хорошему, и плохому. Они ходят в храм молиться, слушают слово Божие, но и не избегают собраний и зрелищ греховных. Недостаток определенности и твердости в мыслях, чувствах и поступках, гибельный для земного благополучия, еще более гибелен для духовной, небесной жизни. Небесное семя — слово Божие не прививается к душам таких людей, которые приобщаются к делам неплодным тьмы, к нечестивым беседам и зрелищам греховным, и диавол, как птица с дороги уносит семя, изглаждает из их душ все доброе и святое, что могло бы произрасти от благодатного слова Божия. К таким людям вполне приложимы слова Христовы в Апокалипсисе, обращенные к лаодикийским христианам: «Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (то есть забуду совсем о тебе, и слово Мое не спасет тебя).

Других людей Господь Иисус Христос уподобляет скале с тонким слоем земли по местам, так что попавшее сюда семя скоро пускает росток, но скоро и засыхает по недостатку влаги. Многие люди заинтересованно принимают благовестие Христово. Но, к сожалению, это учение не укореняется в их сердце и они восхищаются его заповедями только до тех пор, пока не приходится на деле доказывать свою приверженность к этим заповедям. Стоит только подвергнуть этих людей серьезному испытанию в вере и преданности Христу, как они тотчас же отпадают от веры Христовой. Так и богатый юноша, который обратился ко Христу как благому, единственному Учителю с просьбою указать ему путь ко спасению, на словах был ревностным приверженцем закона Божия, но лишь только Христос потребовал от него исполнить в точности то, что требовалось духом этого закона, как юноша с печалью осознал, что не в состоянии исполнить эти требования. И слово Спасителя не привилось, не дало плода в его душе. Так многие христиане во время гонений отпадали от Христа и изменяли правила своей жизни. Бывают и теперь такие христиане, которые исполняют все требования веры лишь до тех пор, пока дела их идут вполне благополучно. Стоит им столкнуться лишь с несколькими серьезными неудачами, как эти люди начинают роптать на промысл Божий, премудрость которого они сами восхваляли раньше, также охладевают к церковным установлениям и готовы даже изменить вере Христовой, если бы это от них потребовалось…

Третью разновидность слушателей учения Христова Господь уподобляет земле, покрытой по местам тернием. Семя, выросшее на такой земле, заглушается тернием. Точно так же семя слова Божия не может укорениться и принести плод в душах людей, погруженных всецело в житейские заботы, преданных всей душой только земным благам и удовольствиям, плотским наслаждениям. Эти люди почти не ходят в храм Божий, не молятся, в церковные праздники занимаются обычными житейскими делами, устраивают пиршества, посещают зрелища. Люди, несогласные с ними в воззрениях на жизнь, люди добродетельные, подвергаются с их стороны насмешкам, прямым гонениям, а сами истины веры и добродетели отрицаются ими.

Наконец, братия и сестры, четвертую разновидность Своих слушателей Господь уподобляет доброй земле, на которой взошедшее семя дает обильный урожай. Это такие люди, которые всецело восприняв учение Христово, хранят его, как святыню, в сердце своем и применяют его в своей жизни, осуществляют его. Слово Божие бывает плодоносно и спасительно только в душах, полных любви к Богу и ближним, терпеливых к перенесению скорбей, употребляющих все свои усилия, чтобы жить по заповедям Христовым. Люди этого рода верят в Бога верой несомненной и видят благо только в угождении Ему. Они глубоко верят и понимают, что истинное благо и счастье на небе, и только туда устремляются всем сердцем. Хотя временно иногда по немощам они и уклоняются от этого пути и падают, но тотчас же каются, исповедуются и восстают еще более крепкими и сильными, потому что никогда не оправдывают своего падения, потому что закон Божий всегда в их сердцах. Они употребляют все усилия, чтобы изгнать из ума и сердца привязанность к земному, чтобы искоренить все порочные наклонности и страсти. С ближними такие люди смиренны, кротки, любвеобильны, стараются любить и молиться за обижающих их, благотворить ненавидящим, благословлять проклинающих. Поскольку они употребляют все свои усилия к устроению жизни согласно слову Божию и приписывают все доброе Богу, а не себе, то за свое смирение получают благодать Божию, доводящую их до полного бесстрастия в восприятии всего земного, до высшей степени любви к Богу и людям. Подобных людей мы видим в образе всех святых, прославляемых Церковью.

Братия и сестры! Пусть и наши сердца не останутся сухой, бесплодной почвой. Удобрим их своими трудами, своей любовью к слову Божию, своим желанием и намерением слушать его, своим дерзновением хранить его и, конечно, своею горячей, искренней молитвой. Исторгнем из наших сердец терние грехов и пороков, чтобы они не заглушили добрых всходов. Тогда наши души наполнятся той великой духовной радостью о Христе Иисусе, той благодатной ревностью к исполнению Его божественных заповедей, которой объяты были святые угодники Божий. Тогда и мы удостоимся того вечного блаженства, участниками которого являются они. Аминь.

Наверх