Церковная деятельность на Кавказе в царствование Императора Александра III. Речь в торжественном собрании Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III 20 октября 1901 г., 1903 г.

Церковная деятельность на Кавказе в царствование Императора Александра III. Речь в торжественном собрании Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III 20 октября 1901 г., 1903 г.

В настоящем собрании нашего Общества, посвященном памяти незабвенного Государя Императора Александра III, я решаюсь представить просвещенному вниманию вашему обзор церковной деятельности на Кавказе в царствование почившего Государя. Общеизвестен факт, что минувшее царствование было временем необыкновенного подъема религиозных интересов в русском обществе и всестороннего оживления церковной жизни в России. После шатаний и отрицаний 60-х и 70-х гг., возникших на почве увлечений идеями материализма, после широкого господства в русской литературе и жизни теорий утилитаризма, опустошивших нравственное миропонимание нашего общества, философская мысль русская созрела и окрепла; она развилась настолько, что ее уже не могло удовлетворить узкое и убогое материалистическое мировоззрение, и она заметно стала склоняться к широким горизонтам идеализма.

Кто не мог теоретически уразуметь вред и несостоятельность господствовавших в литературе и обществе понятий, взятых напрокат с Запада, тех убедительно и властно заставило призадуматься 1-е марта 1881 года.

И все-таки, при всех этих обстоятельствах, способствовавший, отрезвлению передового русского общества и повороту его внимания в сторону религиозных интересов, все-таки личный почин, личный пример Государя Александра Александровича имел здесь огромное значение. «Религиозность была основным фондом души Императора», так выразился об Александре III один из высокопоставленных иностранцев, гостивших в России. Отсюда – и благословенная деятельность Государя в области Церковной. Это был воистину «ктитор» всероссийской Церкви, как любили называть себя старые русские цари, это был «епископ внешних дел Церкви», как называл себя равноапостольный Константин. Сам Государь смиренно называл себя сыном Церкви... Так повелено было им сказать от его имени на киевском празднике девятисотлетия крещения Руси... В одном из своих манифестов он засвидетельствовал, что любил и почитал родную Церковь «свято, из глубины сердца». Поэтому-то постоянное внимание и заботы Государя о церковных делах вытекали у него не из государственных или каких-либо иных, посторонних соображений и потребностей, не составляли только как бы члена его политического символа, они истекали из глубины верующей души Государя, который в религии и Церкви видел, прежде всего, путь личного своего спасения. Это был, прежде всего, и больше всего верующий покорный Церкви сын. Эта черта сказалась в нем и при посещении нашего города Тифлиса. В одном учебном заведении назначено было в присутствии Государя литературно-музыкальное утро. В зале при входе Государя встретил его священник-законоучитель в облачении со св. крестом. После встречи попечитель округа почтительно попросил Государя занять приготовленное ему место. Государь, однако, не садился. Недоумение скоро разъяснилось: Государь терпеливо ожидал, пока священник, несколько замедливший, разоблачится. Он не хотел сесть и слушать участников торжества, пока служитель Божий оставался здесь же в священных одеждах своего сана и со святыней в руках. Вот почему, повторяем, при такой искренней религиозности и преданности Церкви личное влияние Государя в смысле укрепления религиозных начал жизни в русском обществе сказалось так заметно и сильно.

Все в области церковной жизни привлекало к себе внимание Государя: устройство новых епархий, учреждение новых монастырей и приходов, церковное пение, церковное зодчество, уставы духовно-учебных заведений, поднятие миссионерского дела, учреждение церковно-приходских школ, обеспечение духовенства, повышение приходской жизни, пастырской просветительной деятельности и т. п. В некоторых вопросах, например, в церковном зодчестве и живописи, Государь был тонким знатоком. Чтоб охватить всю эту сложную деятельность, осветить и иллюстрировать ее фактами, потребовались бы целые тома книг.

Мы остановимся, и притом кратко, на том, что сделано было в минувшее царствование в церковной области собственно на Кавказе.

Окраины вообще заботили Государя, а наша окраина, с ее древнеправославным местным населением, близким, и родным России по духу, с ее прославленными святынями, с ее захватывающей и полного религиозного интереса историей, тем более привлекала к себе сердце благочестивого Государя. В глазах русского человека Грузия всегда была и всегда будет обвеяна священными воспоминаниями... Посещение Государем нашего края, действительно показало, как он сам преисполнен был здесь чувств веры и молитвы: верим, они и сохранили его драгоценную жизнь в Борках на возвратном путешествии с Кавказа. Батум, Новый Афон и Баку, на окраинах Кавказа, в присутствии благочестивейшего Царя, праздновали закладку своих величественных соборов, – и здесь щедрой рукой были отпущены крупные суммы на устроение созидаемых храмов; святыни Грузии в Новом Афоне, Кутаисе, Гелатах, Мцхете и Тифлисе почтены Царем, который потом, сверх того, предпринял нелегкое экипажное путешествие и в Сигнах, чтобы в Бодби поклониться гробнице равноапостольной девы, святой просветительнице нашего края. Здесь державной волей царственного Поклонника указано быть женскому монастырю, который быстро на наших глазах вырос и расцвел в благоустроенную и многополезную для края обитель. При таком почтении Царя к святыням Кавказа, естественно, что он не был забыт в царственных заботах об его церковной жизни. В этом отношении, прежде всего, следует сказать об учреждении и преобразовании епархий на Кавказе.

В 1885 году образована была особая Владикавказская епархия, с подчинением ее Грузинскому экзархату, а в 1894 году эта епархия выделена была в совершенно самостоятельную, с подчинением ее к Дагестанской области. Это мероприятие дало устойчивость церковной жизни обширному краю и в целях миссионерских имеет огромное значение, богатое будущими плодами. Уже и теперь развитие церковного строительства, усиление школьной деятельности, учреждение во Владикавказе женского епархиального училища, в Ардоне – духовной семинарии, расширение христианского влияния и просвещения в северной Осетии достаточно оправдывают траты правительства на самостоятельную Владикавказскую епархию.

В том же 1885 году последовало новое, более удобное сравнительно с прежним распределение епархий Грузинского экзархата, которое в существенных чертах остается и доныне. Сущность изменений состояла в том, что Абхазская епархия, состоявшая прежде под управлением Имеретинского епископа, преобразована в особую епархию, с особым русским епископом во главе; вместо Гурийской епархии образована епархия Гурийско-Мингрельская, с отчислением к ней Мингрельского викариатства, прежде состоявшего в ведении Имеретинского епископа; Имеретинская епархия осталась, за сказанными сокращениями ее пределов, без викария и включила в свои пределы чисто-имеретинское население. Экзарх Грузии прежде управлял своей обширной епархией из семи губерний почти без помощников, так как один викарий его проживал во Владикавказе, другой управлял Горийской епархией. По новому распределению, за отчислением Владикавказского округа, в помощь экзарху дан епископ Горийский, как викарий; затем в 1886 году назначен и второй викарий, епископ Алавердский. При сокращении пределов экзархата, вследствие преобразования Терско-Дагестанской области в особую епархию, совершенно самостоятельную, экзарх Грузии, имея больше, чем прежде, помощников, значительно был облегчен в трудах управления экзархатом. Кроме того, при таком распределении епархий Грузинского экзархата достигнуто было сравнительно равномерное распределение количества приходов в каждой епархии.

Одновременно с этим Государственный Совет в 1885 году (2-го июня) утвердил новые штаты епархиального управления в образованных епархиях, – епархиальных канцелярий, чиновников и пр., с отпуском из казны потребных сумм. Штаты эти и доселе остаются в силе.

Несколько ранее (23-го апреля 1885 года) и независимо от утверждения штатов епархиальных управлений в Закавказье, образована была епархиальная канцелярия Владикавказская, с учреждением двух штатных должностей, с предоставлением им как общих, так и особенных по месту службы прав и преимуществ и с отпуском из казны необходимых средств.

В пределах же экзархата образованы были новые попечительства о бедных духовного звания; по Высочайшим повелениям они открыты в Гурийско-Мингрельской (2-го июня 1890 года), во Владикавказской и Сухумской епархиях (9-го февраля 1891 года); учреждения эти действуют на общих основаниях (согласно положению 12-го августа 1823 года).

Изменения в управлении Владикавказской епархии, вследствие перечисления в эту епархию приходов Терской области, доселе подчинявшихся епископу Кавказскому, проживавшему в гор. Ставрополе, повлекло за собой изменения и для обширной Кавказской епархии. Кроме отчисленных от нее приходов Терской области, от нее же перешли в новообразованную Сухумскую (прежнюю Абхазскую) епархию приходы нынешней Черноморской губернии и даже часть Кубанской области (около г. Анапы). Вследствие этого прежняя Кавказская епархия переименована в Ставропольскую и, сократившись в пределах, охватывает ныне Ставропольскую губернию и Кубанскую область.

Перемены коснулись и Грузино-Имеретинской синодальной конторы. Кроме изменений в районе ее действий, вследствие образования новых епархий – Сухумской и Владикавказской и присоединения к экзархату всей Закаспийской области, образовавшейся в нынешних ее пределах при Александре III, состав членов синодальной конторы увеличен новым постоянным членом в лице ректора Тифлисской духовной семинарии, присутствие которого признано было полезным и необходимым в заседаниях конторы (28-го сентября 1891 года).

В канцелярии экзарха Грузии учреждена была вместо прежней должности переводчика (учреждена в 1865 году) должность казначея, необходимая в канцелярии в виду поступления в ее распоряжение больших денежных сумм. Новой должности присвоены права государственной службы (20-го октября 1882 года).

Изменения разновременно коснулись и других епархиальных канцелярий экзархата: в 1882 году (16-го ноября) в Имеретинской епархиальной канцелярии учреждена должность второго помощника секретаря, в звании архивариуса; в 1891 году (3-го июня) изменен состав Сухумской епархиальной канцелярии увеличением штатных чинов до двух вместо прежнего одного; в 1894 году (10-го сентября) во Владикавказской епархиальной канцелярии введено существенное и редкое изменение открытием при ней действий духовной консистории, с избранием трех членов из духовных лиц.

Открытие новых приходов в Грузинском экзархате на казенный счет в рассматриваемый период времени шло не быстро. Это объясняется отчасти затруднительным финансовым положением России, которая в год восшествия покойного Государя на престол в этом отношении переживала самое тягостное время. Но самой главной причиной было то, что правительство направило свои заботы об увеличении приходов на другие места, несравненно более нуждающиеся в этом отношении, чем экзархат, в котором по местам наблюдается даже излишек приходов по сравнению с коренным русским населением.

Так, на северном Кавказе, при количестве русского православного населения втрое больше, чем в Закавказье, насчитывается втрое меньше епископов и вдвое меньше приходов.

Приходы, кроме того, нужно было открывать в Сибири, в Западном крае, в Остзейском крае и в Финляндии, и сюда, главным образом, направлялись заботы правительства. Впрочем, как сейчас замечено, Закавказье все-таки и в этом отношении не было забыто.

Открытие новых приходов в Закавказье на казенные средства вызывалось исключительно присоединением к православию абхазцев, айсоров и армян и отчасти естественным приростом русского населения и притоком его из внутренней России. Так, в 1882 году открыты приходы, обеспеченные казенными отпусками, в сел. Адлере и Вуланском, Черноморская округа, в г. Батуме и в сел. Игдырь, Эриванской губернии; в 1885 г. увеличен состав причта в г. Батуме; в 1886 году открыт приход в г. Новобаязете, Эриванской губернии; в 1887 году учрежден самостоятельный причт в сел. Ведено; в 1891 году открыты причты в сел. Культы, Эриванской губернии, в виду присоединения армян к православию, и в сел. Урмии, той же губернии, в виду присоединен к православию айсоров; в том же году учреждены приходы с казенным отпуском денег в г. Тифлисе для присоединившихся айсоров и в г. Казахе, Елисавет-польской губернии; в 1893 году открыты приходы в Сухумской епархии в сел. Саберио и в деревне Береговой. Таким образом, всех открытых приходов насчитывается в Грузинском экзархате до 18, и все они обеспечены казенным отпуском. Приходов, как видим, открыто немного; в новых приходах, в общем, и не было нужды, зато существующие приходы экзархата, как увидим ниже, были щедро наделены казенными средствами. Что касается русского населения на северном Кавказе, то здесь открыто было до 100 новых приходов, но казенных отпусков им не было назначаемо. Причты и приходы существовали и существуют там на местные средства.

Вместе с открытием приходов шли заботы о благоустроении монастырей. В рассматриваемый период времени учреждены на Кавказе следующие монастыри: Драндский мужской в Абхазии (1883 г.), Михаило-Афонский в Кубанской области (1883 г.), Воскресенский Мамай-Маджарский в Ставропольской губернии (1884 г.), Мартвильский в Гурийско Мингрельской епархии (1887 г.), женский Георгиевский в Терской области (1885 г.), Бодбийский женский монастырь в Сигнахском уезде, Тифлисской губ. (1888–1889 гг.). Кроме того, Ново-Афонскому Симоно-Кананитскому монастырю разрешено устроить особые подворья в Петрограде (в 1886 г.). Вновь учреждены женские общины: Теклатская Имеретинской епархии (1884 г.), возникшая вместо существовавших в этой епархии Цатисского и Теклатского мужских монастырей, упраздненных за неимением братии; Джихетская в Гурийско-Мингрельской епархии (1892 –1893 гг.) и Покровская в городе Владикавказе (1894 г.).

В 1887 году Шио-Мгвимская пустынь, Тифлисской губернии, отчислена от Тифлисского Спасо-Преображенского мужского монастыря со всеми принадлежащими ей угодьями и имуществом и возведена в самостоятельный монастырь.

Из монастырей Грузинского экзархата просветительной деятельностью для края выделилась Бодбийская женская обитель. В скором времени после ее основания там учреждена была небольшая элементарная школа, выросшая потом во второклассное женское училище. Это особый тип школы с шестилетним, а теперь – с семилетним курсом, причем последний год учащиеся практически приготовляются к должности учительниц. При школе пансион; в ней обучаются девочки, принадлежащие почти ко всем народностям Кавказа. Из школы вышло уже немало учительниц, которые с успехом трудятся на педагогическом поприще.

Для миссионерской деятельности на Кавказе представляется широкое поле, особенно если иметь в виду, что значительная часть горцев Кавказа издавна просвещена верою Христовой, но впоследствии охвачена была мусульманством. Абхазцы, сванеты, осетины, южные лезгины, кистины, кабардинцы, чеченцы и друг, племена, равно омусульманившиеся грузины в некоторых местностях Закавказья, – вот поприще для миссионерской деятельности. На возвышение и укрепление православия на Кавказе направлены были усилия епархиального начальства, духовенства и Общества восстановления православного христианства на Кавказе. Упомянутое Общество, по Высочайше утвержденному журналу Комитета Министров 10 февраля 1885 года, передано в духовное ведомство, с подчинением высшему надзору Св. Синода, под непосредственным ведением экзарха Грузии в качестве председателя Общества. Передача эта внесла единство в миссионерскую деятельность в Закавказье и открыла широкое поле церковностроительству и церковно-школьной деятельности Общества среди горцев Кавказа.

На Кавказе и в Закавказье, как известно, проживают во множестве сектанты и раскольники. Особенно трудно бороться с сектантами в Закавказье, так как здесь они живут в глухих и недоступных местах, вдали от православного духовенства. Борьба с расколом и сектантством в рассматриваемый период выразилась присоединением 2 000 раскольников в станице Червленной, Терской области, в 1894 году, открытием в городе Тифлисе публичных бесед с сектантами и устроением особых миссионерских церквей.

Все это послужило приготовительной деятельностью к открытою впоследствии в Грузинской епархии правильной противосектантской миссии с назначением двух специально противосектантских миссионеров с высшим богословским образованием.

Но, несомненно, главными миссионерами везде и всегда должны быть местные священники. Духовенство Грузинского экзархата, в целях подготовки его к плодотворной миссионерской деятельности, вызывало серьезные заботы правительства. Прежде всего, справедливость требует сказать, что духовенство это, при малочисленности населения в приходах, а также вследствие падения религиозности в народе, что обусловливает сокращение местных средств содержания причтов, находилось и находится в крайне тяжелом материальном положении. Естественно, что окончившие курс духовной семинарии с гораздо большей охотой устремлялись и устремляются на всякие другие поприща службы, только не в духовное ведомство. Ряды служителей Церкви пополнялись нередко лицами совершенно неподготовленными научно к своему высокому призванию, особенно на миссионерском поприще. Даже в Грузинской епархии, которая стоит по образованию духовенства гораздо выше других епархий экзархата, в 1894 году две трети духовенства состояло из лиц, не получивших надлежащего образования, а в Гурийско-Мингрельской епархии, например, только одна двадцатая часть священников состояла из лиц, получивших образование.

В виду таких условий, особенное значение приобретают заботы о материальном обеспечении духовенства и о преобразовании учебно-воспитательной части в духовно-учебных заведениях, которые должны давать истинно-церковное направление своим питомцам, развивая в них склонность к служению Церкви. То и другое, как известно, составляло предмет дум и особенных забот почившего Государя. Кроме отпусков на новооткрытые приходы в Закавказье, о чем уже вышесказано, духовенству Черноморского округа отпущено было пособие за понесенные им во время русско-турецкой войны 1877–78 гг. труды и убытки (в 1883 г.).

Затем в 1884 – 1885 гг. отпущены постепенными отпусками крупные суммы на содержание духовенства Имеретинской и Гурийско-Мингрельской епархий, так что с 1 января 1887 года на этот предмет вместо прежних 55 000 руб. повелено было из государственного казначейства отпускать по 111 000 рублей в год. В том же 1887 году последовали первые отпуски на содержание некоторых (двух) причтов Карсской области; обеспечение всех греческих причтов Карсской области не успело пройти при жизни Государя Александра III и осуществлено уже в нынешнее царствование, вскоре после смерти Государя. В 1891 году значительно увеличено содержание причта г. Сигнахаи вновь назначено жалованье из казны 16 причтам Абхазских и Сдаурзаканоких приходов Сухумской епархии (в селениях: Репы, Николаевском, Баргеты, Мараоули, Абалаквинском, Беслагубы, Отобаевском, Шемелеты, Царче, Мухури, Баркепы, Писанское, Бармыши, Звандрунпш, Атары, Гудауты). На эти причты отпущено по 10 400 руб. в год. Справедливость требует сказать, что о таких отпусках и в таком количестве совершенно не слыхано во внутренней России, где духовенство живет исключительно на местные средства.

В 1887 году состоялось общее по Империи весьма важное распоряжение о принятии пенсии священнослужителям и их семействам на счет общего пенсионного кредита. Как ни малы были пенсии духовенству (130 руб. в год священнику за 35 лет службы), но и этих пенсий духовенство своевременно не получало за недостаточностью отпускаемого в распоряжение Святейшего Синода на этот предмета кредита. Указом 1887 года (2-го июня) прекращен отдельный счет пенсионному кредиту духовного ведомства, и выслужившие сроки духовные лица стали немедленно удовлетворяться пенсией, не ожидая, как прежде, в течение долгих лет, пока до них дойдет очередь.

1893 год был особенно счастлив для духовенства в смысле его обеспечения. В этом году решено правительством окончательно обеспечить все причты Империи, и преступлено к ежегодным отпускам крупных сумм в распоряжение Святейшего Синода на этот предмет. В 1893 году отпущено было 250 000 руб., в 1894 году – 500 000 руб. Отпуски продолжались и в следующие годы. Из этих сумм ежегодно известная часть отчислялась и на приходы Грузинского экзархата. Иногда эти отпуски на экзархат достигали 10% общего ежегодного ассигнования.

Что касается постановки учебно-воспитательной части в духовно-учебных заведениях, то в этом отношении заслуживают внимания следующие мероприятия: введение нового устава в духовных академиях и семинариях (1884 года), увеличение числа при академии, введение новых наук в семинариях, возвышение денежных отпусков на содержание духовно-учебных заведений, возвышение окладов служащих по духовно-учебному ведомству (1893–1894 гг.) и пенсии их (1894 г.). Все эти общие для Империи мероприятия коснулись и Кавказа. В частности, в Закавказье открыта была новая духовная семинария в Кутаисе (1894 года), на северном Кавказе преобразовано открытое в 1887 году Ардонское духовное училище в семинарию (в 1894 году); Мингрельское духовное училище перенесено было из м. Новогалеви в г. Новосенаки, Моздокское – во Владикавказ.

В организации учебной части в духовных училищах и семинариях Грузинского экзархата, по местным условиям, в 1883 году введены некоторые особенности: 1) сокращено число уроков по древним языкам, 2) введен в число обязательных предметов грузинский язык, причем указано было главным образом обращать внимание на изучение церковной письменности; 3) введено преподавание церковно-грузинского пения; 4) уроки, остающиеся свободными от сокращения занятий по древним языкам, предписано употреблять на усиление занятий по русскому языку. Греческий язык в 1888 году был исключен из предметов преподавания в духовных училищах экзархата, а число уроков русского языка вместо нормальных 19 возвышено до 26 в неделю во всех классах духовных училищ; на грузинский язык отведено 12 уроков во всех классах духовных училищ; из 8 уроков пения предписано половину употребить на славянское пение, другую половину – на грузинское. Особыми распоряжениями в 1894 году введены были некоторые особенности в постановке учебной части в Тифлисской и Кутаисской духовных семинариях; разновременными распоряжениями определен учебный план в Ардонском духовном училище и Ардонской духовной семинарии.

Но самой главной заботой Императора Александра III в области церковной жизни было воссоздание церковно-приходской школы. В этом отношении заслуга его неизмерима. В его царствование осуществлена была мысль Царя-Освободителя, высказанная им настойчиво в 1878 году, о привлечении духовенства к делу школьного просвещения народа. Дело церковно-школьное двинулось быстро. Несомненно, на первых порах оно более преследовал количественную сторону дела, а не качественную, страдало многими недостатками, чем и вызывало справедливые укоризны в печати и обществе. Но это – обычный спутник каждого нового дела. С течением времени церковно-школьное дело постепенно крепнет, оказывая для Церкви и общества неоценимую пользу. Ход церковно-школьного дела в царствование почившего Государя был таков.

В январе 1882 года повелено было г. обер-прокурору Святейшего Синода, по соглашению с подлежащими ведомствами дать движение вопросу об участии духовенства в деле народного образования; вопрос этот, повторяем, был настойчиво поставлен на обсуждение Государственного Совета еще Царем-Освободителем. В ноябре того же года перечислены были из Министерства Народного Просвещения в ведение Святейшего Синода суммы, назначенные на воспособление церковным школам. Дело в том, что до 1882 года существовали по епархиям в ограниченном количестве церковные школы, подчиненные ведению (Министерства Народного Просвещения, которое для пособий этим школам имело особо отпускаемую из казны сумму – 80 000 руб. В 1882 году из этой суммы 55 500 руб. перечислены были в ведение Святейшего Синода, так как и самые церковно-приходские школы подчинены духовному ведомству.

18 июня 1884 года были утверждены «Правила о церковно-приходских школах», причем на докладе г. обер-прокурора Святейшего Синода Государь Император соизволил собственноручно начертать знаменательный исторические слова: «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле».

В декабре 1884 года церковные школы сравнены в правах с министерскими, относительно права получения леса из казенных дач.

В январе 1885 года учрежден Училищный при Святейшем Синоде Совет; в следующем году дана ему инструкция в заведывании церковными школами Империи.

В том же 1886 году утверждены правила для образцовых начальных школ при духовных семинариях, и воспитанникам семинарии вменено в обязанность в последние два года обучения, кроме теоретическая изучения педагогики и дидактики, практически вести занятия в этих школах.

В 1887 году на церковные школы отпущено еще по 120 000 р. в год и Высочайше повелено обсудить в Государственном Совете вопрос, не представится ли более удобным сосредоточить дело развития народного образования в одном каком-либо ведомстве.

В 1888 году утверждены правила об уездных отделениях епархиальных училищных советов; в том же году преподаны указания о содействии земства церковно-приходским школам, определены права представителей земств, отпускающих пособия на церковные школы, и обязанности епархиальных училищных советов и уездных отделений по отношению к земствам.

В том же 1888 году состоялось определение Святейшего Отвода о содействии монастырей материальными средствами, устройству церковно-приходских школ. В этом же году изданы правила испытаний на звание учителей и учительниц церковно-приходских школ и предоставлено право ученикам школы грамоты держать экзамен для получения льготы по воинской повинности наравне с учениками одноклассных школ.

В 1889 году последовало Высочайшее соизволение отпускать пособия на преподавание сельского хозяйства в церковных школах, и даны указания относительно постановки этого предмета.

В 1890 году устроены и открыты для всеобщего пользования библиотека и школьно-статистический отдел в здании Училищного при Святейшем Синоде Совета.

4 мая 1891 года утверждены правила для начальных школ грамоты, которые, где бы они ни были и кем бы ни открывались, переданы исключительно в ведение Святейшего Синода.

В том же году преподаны указания относительно числа учителей в церковных школах, и законоучителя из светских лиц освобождены были от отбывания воинской повинности; кроме того, разъяснено, что воспитанники учительских семинарий Министерства Народного Просвещения, обязанные за казенное содержание прослужить в начальных школах положенное число лет, могут этот срок прослужить и в церковно-приходских школах.

В 1892 году определен порядок приобретения земли для церковно-приходских школ.

В 1894 году, в год смерти незабвенного Царственного Попечителя церковно-приходских школ, последовало Высочайшее повеление об отпуске на церковные школы из государственного казначейства 850 000 руб. В состав епархиальных училищных советов назначены в этом году и представители от земства.

Всеми вышеуказанными распоряжениями дело церковно-школьное поставлено было на прочных началах. Число церковных школ в царствование Императора Александра III с 4 064 увеличилось до 81 835 (почти в 8 раз); число учащихся в них увеличилось с 105 317 до 981 076, т. е. почти в 10 раз.

Еще поразительнее цифры по церковно-школьной статистике на Кавказе и в Закавказье.

В 1881 году всех церковных школ на всем Кавказе, включая сюда и северный Кавказ, было всего 29; в 1894 году этих школ уже было 882, из них 263 школы имели свои собственные помещения. Число школ, таким образом, увеличилось в 30 раз! По Закавказью было в 1881 году 25 школ, а в 1894 году – 439 школ, из них с собственными помещениями – 112. Число учащихся в церковных школах всего Кавказа в 1881 году было 1 201, в 1894 году их было 30 290; особо по Закавказью в 1881 году было учащихся 1 101, из них девочек только 12 (1,1%) на весь край, в 1894 году учащихся было 14 263, из них девочек уже 2 884 (20,2%).

При этом нам, кавказцам, надобно иметь в виду и то, что в нашем крае церковная школа поставлена в иные условия существования, чем во внутренней России. За рассматриваемый период на содержание церковно-приходских школ, не считая дарового труда, пособий строительными материалами и т. п., поступило деньгами 19 800 000 руб. Из этой суммы 15 800 000 рублей изыскано духовенством из местных средств и только 4 000 000 отпущено из казны. Закавказье содержало и доселе содержит церковные школы главным образом на казенные средства, отпуская из местных средств самые ничтожные суммы. И здесь сказалась особенная забота Государя о нашей окраине.

Этими сведениями и цифрами мы заканчиваем наш обзор. Приведенные цифры так красноречивы, так много говорят сами за себя, что избавляют нас от необходимости делать какие-либо выводы.

Вечная память Государю Императору Александру Александровичу в Церкви Божией, – в Церкви всероссийской! Вечная благодарная память!

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 4: Статьи по вопросам миссионерским, педагогическим и публицистическим (1887-1912 гг.). - 1995. - 654, IV с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх