Труд мирный, благословенный. (Поучение в неделю 18-ю,1906 г.)

Труд мирный, благословенный. (Поучение в неделю 18-ю,1906 г.)

Прекрасная картина мирного труда изображена пред нами в слышанном сегодня евангельском чтении. Две лодки стоят у озера; рыболовы, выйдя из них, вымывают сети. Но труд их не озлобляющий, труд их не подавляет духовных запросов, высоких стремлений. Подходит к рыбакам Спаситель; народ теснит Его, желая слушать слово Божие, и Спаситель входит в лодку, отплывает немного от берега и, седши, учит народ из лодки. Слушает народ, слушают рыболовы, прекрасная картина человеческого труда сменяется ещё более дивной картиной человеческой жажды познания истины небесной. Это духовное настроение, эта пламенеющая и никогда не угасающая вера и потребность общения с Богом, познания Его слова, – всё это даёт смысл и труду, поднимает его над трудом животным и делает истинно-человеческим. Такой труд не озлобляет, а созидает человека. Пусть не сразу и не всегда видны будут плоды труда, пусть постигают трудящегося неудачи: он не впадает ни в злобу, ни в отчаяние. Вот перестал Спаситель учить народ и говорит Симону: «Отплыви на глубину; закиньте сети для лова». Симон говорит Ему в ответ: «Наставник, мы трудились целую ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть». Итак, полная неудача постигла тяжкий труд целой бессонной ночи. Но ни тени ропота, ни тени озлобления не слышно в словах Симона. Послушно исполняет он слово Божественного Наставника, и что же? «Поймали они великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась» (Лк. 5:1–6).

О, куда, куда сокрылись и отошли от нас картины мирного и терпеливого труда, прерываемого молитвой, – труда не озлобляющего, а созидающего души?! Ни о чём теперь так много не говорят, как о труде. Ни о чём так не заботятся, как об упорядочении труда, о его продолжительности, о плате за труд... Но с какой злобой говорят и те, которые действительно трудятся, и те, которые о труде только красно говорят, следуя моде или домогаясь человеческой похвалы! Сколько споров, сколько рассуждений! И думается всем тем, которые без конца говорят и пишут о труде, что стоит лишь добиться определённого количества часов труда, хорошей платы за него, и наступит счастье людей, и все будут довольны. А между тем, год от году мы видим, что говорящие так много о труде стараются лишь о том, чтобы сократить его, – значит, настоящей-то любви к труду здесь нет. А между тем, мы видим, что труд всё больше и больше озлобляет рабочего человека, и он с ненавистью относится и к работе, и к хозяину, и к инструментам, и к фабрике.

Братие! Труд дан и заповедан человеку, как птице крылья и способность летания; он необходим ему, как воздух. Но есть труд животного, и есть труд разумного существа. Животное работает по принуждению, по страху, из-за побоев. И, конечно, труд для него ненавистен. И человек, если он по тем же побуждениям трудится и с ненавистью к труду относится, не выше животного. Но когда труд освещён мыслью, когда в нём участвуют сердце и ум, когда он не заглушает запросов души и сменяется молитвой, когда труд совершается во имя Бога и ради ближних терпеливо, в любви и смирении, то он уже не тяготит человека, не носится, как тяжкое и ненавистное бремя, он не озлобляет, он укрепляет и телесные и душевные силы человека. Посмотрите, даже в мире животных любовь сразу изменяет труд. Как хлопотливо и неустанно птичка носит соломку для гнезда! Как день-деньской достаёт она пищу для своих птенчиков! Считает ли она часы работы, тяготит ли её труд?

А у человека разве область любви не шире, чем у неразумной птицы? Нет, у него ещё есть разум, у него ещё есть чувство горячее и глубокое, и он может и должен нести труд свой разумно и любовно. Отчего у нас столько недовольства в труде, отчего столько в нём нечестности и обмана? Отчего столько лени, что чуть кто среди рабочих заговорит о забастовке, сразу столько любителей безделья отзываются на этот призыв? Отчего, однако, мать не забастует кормить своего ребёнка, и ночь не спит, и день работает, и часов труда не считает? Отчего крестьянин, обрабатывая своё поле, свою ниву-кормилицу в страдную пору летнюю, не забастует и не бросит работы?

Оттого, что в одном случае положена в основу труда любовь к нему и любовь к семье, а в другом случае – только зависть к ближнему, ненависть к чужому добру, а часто – лень и нечестность. Оттого, что наши рабочие и ремесленники всю цель труда полагают только в искании средств к жизни, и какой жизни? Состоящей в разгуле, в нечистых удовольствиях и в праздном существовании. Оттого, что труд не чередуется с молитвой, совершается и заканчивается без мысли о Боге, о душе, о спасении. Изнурительный труд, потом пьянство, а то и разврат, опять труд с тяжёлой головой и отравленной кровью, и опять потом пьянство: что же удивительного, если тогда совсем засыпают в человеке мысль, душа и сердце, и труд его обращается в несносное бремя и вызывает только бесплодные жалобы, ропот и безумные бунты с разорительными забастовками? Что же удивительного, если такой труд полон неудач, а каждая неудача, при отсутствии любви, терпения и смирения, родит только одну злобу? Что же удивительного, если такой труд обращает человека в животное и вызывает в нём звериные чувства?

Посмотри, христианин, на Спасителя: Он до 30 лет трудился над простой работой плотника. Посмотри на апостолов: их нашёл Спаситель не в среде беспечных и бездельных, а в среде трудящихся людей и призвал к новому величайшему труду апостольства прямо от рыбачьих лодок, от починки сетей, от ежедневной работы. Но эта работа не убивала и не принижала их духа, не делала чёрствым их сердце: и душа, и сердце радостно отзывались у таких работников на слова благовестия Христова и на призыв идти за Христом на новый труд, на новый подвиг, впереди которого им не обещано было ничего, кроме мученичества.

Осени себя Крестным знамением, православный народ, и призывай всегда Божие благословение на твой жизненный труд!

И если будешь нести труд твой в терпении, любви и смирении, то он послужит тебе в созидание твоего блага телесного и душевного; тогда и к тебе придёт на зов души твоей Господь, и мрежи труда твоего исполнятся ловитвы! Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх