Тридцать пятая неделя по Пятидесятнице. Акафист преподобному Сергию. О восьмой и девятой заповедях-блаженствах. 1964 г.

Тридцать пятая неделя по Пятидесятнице. Акафист преподобному Сергию. О восьмой и девятой заповедях-блаженствах. 1964 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные во Христе братия и сестры, смысл нашей христианской жизни заключается в достижении главной нравственной цели — спасении своей души. К этому должно быть устремлено все внимание каждого христианина, с тем чтобы благоразумно и богоугодно пройти короткое земное странствование и сподобиться вечного блаженства. В прошедших беседах мы говорили, что, для того чтобы уверенно шествовать по пути христианской жизни, христианину необходимо прежде всего исполнять нравственный закон Божий и волю Божию, которая, главным образом, заключена в девяти заповедях-блаженствах, изложенных Спасителем в Нагорной проповеди. Мы говорили, что без исполнения нравственного закона Божия Господь не примет и наших молитв, которые будут Ему неугодны, как об этом свидетельствует Священное Писание. За нарушение заповедей Божиих, за порочную и безнравственную жизнь Господь обличал в Ветхом Завете иудейский народ и отвращал от них Свое лице. Спаситель, обличая современных Ему иудеев, говорил им: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня (Мф. 15, 8—9). Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не исполняете того, что Я заповедую? (Лк. 6, 46). Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!” — войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21)». Таким образом, каждый христианин должен обратить особое внимание на исполнение воли Божией.

Мы говорили, и вы знаете, что Господь от нас требует, чтобы мы имели нищету духовную, то есть смиренное сознание своей полной зависимости от Бога, благоговение перед Ним, подателем всех даров, чтобы все свои совершенства мы относили к Богу, а себя самих смиренно считали за ничто. Далее, требуется сокрушение и плач о грехах своих: блажени плачущии, яко тии утешатся (Мф. 5, 4). Господь от нас требует, чтобы мы не предавались движениям гнева, досады, мщения, вражды, зависти, а ради любви к Богу все оскорбления и поношения от людей переносили великодушно. Необходимо укрощать все движения гнева в первоначальном состоянии, чтобы сохранять требуемый от нас Богом дух христианской кротости. Надо алкать и жаждать оправдания своего пред Богом через веру во Иисуса Христа, быть милостивыми к ближним по примеру Самого Господа. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36), для чего надо стараться больше творить добрых дел ближним по любви к ним. Необходимо сохранять чистоту сердца, а для этого надо отсекать все худое, чем оскверняется наше сердце, а это могут бьггь и худые помыслы, и желания, чувствования, скверные слова и порочные дела. Далее, необходимо иметь мир в своей совести, мир с окружающими ближними и с Богом, чтобы подражать Господу, ибо блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся (Мф. 5, 9).

Все эти семь изречений (Мф. 3, 3—9) содержали в себе изображение пути к достижению блаженства, указывали, какие добродетели должны мы стяжать, чтобы наследовать Царствие Небесное. Но еще не было сказано о тех трудностях, какие предстоят на пути к достижению блаженства. Поэтому в последних двух изречениях Господь научает нас тому, что, стремясь к достижению блаженства, мы должны бьггь готовы к великодушному перенесению всех неприятностей и трудностей.

Блажени изгнани правды ради (Мф. 5, 10). Ищущие блаженства должны быть готовы к перенесению гонений за правду, то есть за добродетельную и благочестивую жизнь по учению Христа Спасителя. Таково свойство людей, преданных порочной жизни, что они ненавидят и преследуют людей благочестивых и добродетельных. Добродетели благочестивых людей служат обличением их порочности, а потому они не могут видеть своих обличителей и терпеть их в своей среде. По своему самозабвению и ослеплению они хотели бы видеть всех подобными себе, чтобы все шли такими путями, какими они идут к погибели. А все это так совершается потому, что весь мир лежит во зле, по слову Божию (1 Ин. 5, 19). А святой апостол Павел говорит, что все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3, 12).

Ублажая гонимых за правду, Господь тем самым ясно предсказывает, что будет гонение за правду, которой Он научил Своих учеников, и тем внушает и заповедует, чтобы все верующие в Него готовы были к терпению и перенесению гонения с мужеством и благодушием, зная, что этому надлежит быть и что Господу угодно, чтобы мы шли путем благочестия и добродетели с твердостью и постоянством, преодолевая все преграды с непоколебимым терпением. «В терпении вашем стяжите души ваша», — говорит Спаситель (Лк. 21 , 19).

Но, приготовляясь к терпению и перенесению гонений за правду, мы не должны бояться ожидаемых трудностей и не должны малодушествовать среди подвига терпения, а должны уповать и утешаться, помышляя о том вожделенном обещании, какое Господь обещал гонимым за правду: «Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное». Когда терпим гонения за правду, за исполнение заповедей Христовых, тогда — что бы мы ни терпели, какие бы ни испытывали лишения — мы не должны скорбеть, наоборот, должны радоваться, помня, что этим путем, путем скорбей и болезней, мы приближаемся к Царствию Божию, приобретаем право на вожделенное наследие в обителях Отца Небесного.

Говоря о гонении за правду от миролюбцев (то есть людей, всецело поглощенных любовью к мирской суете), Господь далее говорит, что есть еще высшая степень гонения: «...блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради» (Мф. 5, 11). Эти озлобления и злословия испытывали и испытывают исповедники и мученики Христовы, которые проповедовали Христа Спасителя словом и делом своей жизни. Этот же жребий несли и все апостолы Христовы, которые за Христа Спасителя перенесли от противников Христа много всякого поношения и оскорбления, о чем более подробно пишет книга Деяний святых апостолов. Христос Спаситель, ублажая гонимых, злословимых, страждущих за Его имя, тем самым научает нас бьггь готовыми к сему подвигу и не страшиться того, что ведет к блаженству. Чем выше и труднее подвиг, тем большая будет награда. За великий подвиг исповедничества и мученичества Господь обещает великие награды на небесах: «...радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех » (Мф. 5, 12).

Но эта награда начинается и предвкушается даже и в настоящей жизни. Святые апостолы, и особенно святой апостол Павел, которые много за Христа претерпели страданий, свидетельствуют, что по мере того, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается  Христом и утешение наше (2 Кор. 1, 3). Святой апостол Павел, который за Христа был неоднократно в изгнании, под ударами, в гонении, голоде и жажде, говорил, что все это мы преодолеваем силою возлюбившего нас Господа (Рим. 8, 37) и всегда благодушествовал и радовался духом. В книге Деяний святых апостолов повествуется, что когда апостолы в синедрионе были побиты за проповедь о Христе, то они, вышедши, радовались, что за имя Господа Иисуса удостоились принять поругание (Деян. 5, 41). Любящим Господа все поспешествует во благое (Рим. 8, 28). Чем более кто терпит ради Господа, из-за любви к Нему, тем больше тот получает благодатной силы, которая дает душе его радость, мир и благодушие в перенесении всех скорбей и страданий. Эта благодать укрепляла святых мучеников среди многоразличных страданий, которыми враги Христа старались отвратить их от веры. Эта благодать настолько их возвышала и укрепляла, что они среди страданий, под мечами, на крестах и в кострах, воодушевляемые благодатною надеждою получить от Господа вечную награду, радовались, и славили, и воспевали Бога.

Дорогие братия и сестры, помните слова Господа: Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное. Блажени есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша много на небесех. Помните это для того, чтобы вам всегда быть готовыми к перенесению неприятностей, оскорблений и других страданий на пути спасения. Мир во зле лежит: дух времени обыкновенно враждует против Духа Христова. Как в каждом человеке греховная плоть желает противного духу, а дух — противного плоти, так и душевные люди, преданные чувственности, живущие по плоти, всегда ненавидят людей благочестивых. Они осмеивают и оскорбляют людей смиренных, скромных и внимательных к себе. Но будьте тверды, дорогие братия и сестры, на пути благочестия и добродетели! Не смущайтесь и не скорбите, если придется испытать ради Христа те или другие неприятности. Утешайтесь словами Господа Спасителя: блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное.

Если ваши скорби и страдания будут продолжительны — и тогда не изнемогайте и не предавайтесь печали и унынию, но все попечение возложите на Господа, по слову Его: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша много на небесех. Утверждайтесь в надежде на Господа, помышляя всегда, что временные страдания и скорби скоро пройдут, а награда за терпение обещана вечная, великая и неизобразимая. Внимайте словам апостола Павла, который к христианам из евреев, когда они впадали в уныние от гонений, писал: «Посмотрите на веру ветхозаветных праведников, которые благодаря своему твердому упованию на Господа всегда во всем побеждали. Поэтому, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и залипающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли наставление, которое вам, как сынам, сказано: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает» (Евр. 12 ,1 -6 ).

Дорогие братия и сестры, вознесем в своих сердцах молитву ко всемогущему Богу, чтобы Он по Своему человеколюбию даровал бы нам силы к стяжанию духовной нищеты, сокрушения и плача о грехах наших, кротости духа, жажды оправдания пред Богом через веру во Христа, сподобил бы нас быть милостивыми, иметь чистоту сердца и быть в мире со всеми, с Богом и со своей совестью и через достижение этих добродетелей сподобиться вечного спасения и вечного блаженства, к которому все мы стремимся и которого все с вожделением желаем, чего да сподобит нас Господь по молитвам Пречистой Своей Матери и преподобного и богоносного отца нашего Сергия. Аминь.

20 января (2 февраля) 1964 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх