Три сокровища

Три сокровища

Владыка Господь говорит о нас: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Поэтому посмотрим ныне, куда обращено сердце наше, в чем наши заботы, где наше сокровище. Обращено у нас сердце к земле, на земное, не на высшее, а на низшее, обращено не туда, куда нужно. Так, наступает осень, и многие, желая сохранить одежду от моли, пересыпают ее нафталином, это дело доброе, но низшее. Покупая скоропортящуюся пищу, люди солят ее, но это забота низшая. Когда соринка в глаз попадает и глаз начинает слезиться, вы идете к врачу и лечите глаз – это тоже низшая забота. И если в доме нет куска хлеба, мы иногда целые дни простаиваем в очереди, это нужное дело, но оно низшее. Душа у нас не стремится к исканию вечного блага, она вся поглощена заботами и земными делами; очевидно, сердце у нас не сохраняет сокровища духовного; очевидно, оно не о высшем заботится, а о низшем только помышляет; очевидно, это не настоящее сокровище, потому что то [сокровище], о котором говорит Христос, сохраняется в сердцах. Что же это за сокровище? А высшее сокровище нашего сердца есть Бог, окружающие нас люди, которых мы должны любить, как и преподобный Серафим называл людей «сокровище мое», и, наконец, сокровище есть слово Божественное, которое должны носить мы в сердце своем, подобно тому как говорил Давид: «В сердце моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе». Вот эти-то сокровища и обязаны мы сохранять. Это высшие сокровища, которые приведут нас к созерцанию невечернего света вечной славы Божией.

И первое сокровище сердца человеческого есть Бог. Как же сохранить в себе это бесценное сокровище, как сердце свое приблизить к Богу? А Бога более всего человек познает и ощущает в молитве. Поэтому нам необходимо для сохранения сокровища этого как можно ревностнее сохранять в себе способность молиться, способность иметь общение с Господом. И это соблюдать нужно всегда и в домашней молитве, и в молитве церковной. Как же дома нам сохранить молитву? Нужно беречь ее от всего того, что влияет на нее разрушающе, что разлагает ее и рассеивает. Часто люди мешают нам молиться. В наше время иные люди живут, не имея общих взглядов; часто человек очень близок, дорог, любим, нужен, как глаз, как правая рука, верен и добр, но совершенно по-иному смотрит на веру, далек иногда от Церкви Православной; ему часто смешно то, что дорого для другого. И вот в таких-то случаях нужно особенно беречь молитву, ни на что не обращать внимания, как и Христос говорил: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его», то есть если человек этот препятствует тебе, если он смеется и мешает тебе исполнить твое правило, так ты лучше человеком пожертвуй, но не меняй Бога на него, ибо Он – высшее сокровище души твоей, не теряй Его. «И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее», – говорит Христос, то есть ты сразу отсеки сердце свое от того человека, отрекись, отойди от него во имя Господа Бога, потому что Бог тебе дороже всех, дороже всякого самого любимого человека. Но как же, скажете, отойти от человека, как отсечь его от себя, ведь невозможно действительно оставить его, бежать от него. Нет, отойти нужно не так, бежать нужно не ногами, скрываться не действием, а скрываться произволением, уйти сердцем своим, умом своим. Ни на что не смотреть, не обращать внимания ни на какие отношения – пусть ничто не будет помехою к единению с Богом и пусть молитва сохраняется всегда, хотя бы вокруг и кипели противоположные взгляды, суждения и укоризны. Помните, что Бога сохранить – это выше всего, так разве можно променять Его на все, что мешает близости с Ним? Лучше отсекать от себя, то есть от сердца своего, тех людей, которые мешают нам, лишь бы только сохранить общение с Богом.

Затем молитве нашей мешает неправильное питание. Многие, увлекаясь современными суждениями о пище, позволяют себе несоблюдение постов, разрешают в среду и пятницу вкушать молоко, говоря: «Я рабочий», всецело веря в силу питания, а не в силу Православной Церкви и послушания ей. И если человек пренебрегает этими правилами, если он не исполняет того, что возможно, то в нем никогда не сохранится дух молитвы, никогда не будет чувства близости к Богу. Мешает этому и неумеренность в пище – как корабль перегруженный обуревается волнами, так и человек пресыщающийся тяжелеет, в нем разгораются страсти, и они возбраняют сердцу человеческому подниматься ввысь и всецело обращаться к Богу. Потом сон является препятствием к сохранению способности молиться. Сон бывает от непогоды, от пресыщения, от переутомления и немощей. И поэтому, если непогода сон вызывает, надобно потерпеть непогоду, если от пресыщения сон приходит, надобно ограничить себя в пище, и если очень переутомишься и болезни одолеют, так нужно сократить немного правило твое, но при этом укорить себя, принести сокрушение о том, что не можешь полного подвига исполнить. И Господь, видя кротость и смирение наше, примет и эти чувства как самое большое дело и сохранит в нас способность молиться. А если здоров человек, так нужно молиться не только днем, но и ночью вставать на молитву: полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды твоея, как говорит пророк. Надобно поспать часа три, а потом встать и постоять немного, хотя бы десять минут, на молитве. А молиться ночью надобно вот почему.

Вы замечаете, что, когда вы не спите в полночь, является какое-то беспокойство, странная боязнь, страх чего-то. А это беспокойство происходит оттого, что в это время, каждую полночь, начинается война. Какая же, скажете, война? Демоны, пользуясь тем, что чувства человека усыплены, начинают посылать свои мрачные прилоги, воображения и различные сны греховные. И в эту минуту, по повелению Божию, сходят полки ангелов и начинается страшная борьба духов злобы с чистыми и светлыми духами, которые стремятся охранить душу человека от прилогов диавола. Поэтому нет выше молитвы полуночной, ибо в эти минуты самые лучшие чувства рождаются в душе, самые благие порывы, ибо молитва ночная перед молитвой дневной – это то же, что плод перед цветком. Цвет – дневная молитва, а плод духовный дает только молитва ночная. Итак, нужно охранять нам способность молиться дома, отсекая от сердца привязанности, соблюдая уединение, ибо ничто не может быть лучше этого уединения домашнего, ничто не может быть лучше этой тихой молитвы домашней, потому что здесь возрастает в совершенстве душа, здесь она укрепляется в молитве и общении с Богом. Потом нужно сохранять нам молитву и в церкви. Христос никогда никого не бил, а когда увидел, что в церкви ходили взад и вперед, звенели деньгами, спорили, взял бич и прогнал всех, кто нарушал тишину храма, кто мешал молиться. И мы должны сохранять покой храма, не искушать никого, соблюдать тишину и благоговение в церкви и не говорить ни одного слова, а если уж необходимо сказать, так таким образом, чтоб никого не огорчить, не испортить никому настроения. Многие говорят: «Я простой человек, я по простоте когда и скажу что», но, как говорит Иоанн Лествичник, если бы ты стоял пред лицом Бога, ты стоял бы как столп и не посмел бы сказать слова, а здесь мы действительно предстоим пред лицом Его. И Его всевидящие светлые очи устремлены на нас и видят все извилины нашей души. Вот потому-то благоговением и нужно нам сохранять покой молитвы, сохранять нерушимо дома и в церкви, и этим сокровищем Бог приближается к сердцу, и слово Божие исполняется на нас, ибо сердце уже прилепляется к Богу навсегда и не может оставить Его.

И еще [одно] сокровище нам надобно сохранить – любовь к ближним. Это Христос заповедал, и в Писании сказано: «Милости хочу, а не жертвы» это значит, что если бы вы все жертвы принесли, а любви не имели бы, так не нужна такая жертва. Нужно любовь оказывать по возможности, хоть сколь можно оказывать милосердие. Если, например, смущает нас человек, так смущение надобно победить вот каким образом. Как охотник, когда он хочет убить дичь, подстерегает ее сначала, осторожно подкрадывается и потом уж стреляет, так и нам нужно осторожно поступать. Не сразу идти к человеку в смущении, а подождать час-два и потом подойти к нему с кротостью, с любовью и лаской, со смирением, ибо только этим можно победить смущение, которое боится крика, гнева и раздражения. И всегда надобно идти непременно заглаживать надрыв, как-нибудь устанавливать примирение.

Затем милосердие проявляется, когда мы не осуждаем других, а осуждаем себя. Имеем ли мы право осуждать другого человека, когда не знаем, каков он по душе, не знаем его проступков всех, не знаем его воздыханий, его, может быть, слезных молитв, не знаем его сокровенных настроений душевных? А себя должны укорять больше всего, потому что мы сами грешим больше всех и воистину достойны по грехам своим ада и муки. Вот как должны мы сохранять сокровище любви к людям: всячески оказывая уважение ближним, помогая им чем возможно, ибо и апостол Иоанн Богослов сказал, что не любяй брата своего пребывает в смерти.

И, наконец, третье сокровище – это Божественная премудрость, заключенная в слове Божием. Вы скажете, что знаете Евангелие, читали его много раз. Но этого мало – надо уметь рассказать его, и не только рассказать, а понять смысл каждого слова. Когда это есть, тогда благодать просвещает человека светом и он напитывается дивным медом благих словес и учений и сокровище неветшаемое приобретет на небесах. Как хромой человек при помощи костылей получает возможность двигаться, так и для нашей хромой и больной души премудрость слова Божия послужит костылями, чтобы привести нас в Небесное Царство.

Итак, какие же у нас есть сокровища? Первое – это Бог, а общаться с Ним мы можем в доме и в церкви благодаря способности молиться; второе сокровище – люди, и сохранить это сокровище нужно любовью к ним, прощением, милосердием.

И, наконец, необходимо сохранить живое сокровище в сердце – это премудрость Божия слова, то есть не только читать, но и понять смысл прочитанного и уметь пересказать. И тогда сокровище наше, Христос, будет с нами, и мы поймем всю глубину Его благодатных словес, и Он Сам утешит и просветит нас, ибо Он славен и велик вовеки. Аминь.

Наверх