Торжествующий разврат. (Из слова в неделю о Блудном сыне. 1908 г.)

Торжествующий разврат. (Из слова в неделю о Блудном сыне. 1908 г.)

И ту расточи имение свое, живый блудно (Лк. 15:13).

Думается, что выражением «живый блудно» можно охарактеризовать переживаемый век. Бывают в истории человечества какие-то особые роковые времена, когда блудные сыны, в буквальном смысле этих слов, заполняют жизнь, когда литература, художество, нравы и обычаи, все помыслы и разговоры пропитываются духом разврата, бесстыдства и распущенности, охватывающей даже самые нежные возрасты – отрочество и юношество. Мы знаем и можем указать несколько таких моментов истории.

Когда древние писатели греко-римского мира на словах нам рассказывают о страшном разврате в мире пред временем христианства, когда они уверяют, что в их дни «стыдливость и целомудрие улетели на небо, а невинности совсем нет» (Сенека), то мы себе ещё не можем хорошо и ясно представить всего ужаса развращения тогдашнего общества. Картина оживляется, когда мы видим это общество и его жизнь в сохранившихся до нашего времени рисунках и художественных произведениях. Есть города в Италии, некогда погребённые под лавой и пеплом огнедышащего Везувия, – Геркуланум и Помпеи. Чрез много времени, почти через два тысячелетия, теперь их отрыли из-под земли, и современные люди могут наблюдать во всех подробностях жизнь того времени. Картины, изображения, статуи, обстановка жилищ, – всё это, оказывается, пропитано там таким отвратительным развратом, охвачено таким блудными духом, так всё животно-мерзко и чудовищно-распутно, что, по выражению одного путешественника, достаточно взглянуть на всё описанное в погребённых городах, чтобы понять причину и неизбежность их гибели.

По какой-то непостижимой связи, это время, когда все, очевидно, говорили и думали о любви, о плотской любви, описывали её в стихах, изображая в картинах и статуях, было временем несказанной и утончённой, невиданной в истории жестокости: то было время Тиверия, Нерона и Калигулы, Иродов, время кровавых зрелищ в цирках и театрах, время, когда тысячами и десятками тысяч избивались, сожигались, затравлялись зверями христиане. Почему-то разврат и кровожадная жестокость вместе с общей разнузданностью и с блудом живут рядом.

Время французской революции вновь подтвердило такое наблюдение; мы видим его уже в жизни христианского народа. Тот же разврат, тот же блуд и та же кровь, жестокость, убийства... Но ко всему этому прибавляются не только возгласы о любви, но ещё о свободе, братстве, равенстве, а больше всего о свободе. Из Франции тогда, под видом свободы и просвещения, разливался яд вольномыслия и всякого вида разврата и блуда по всей земле, в числе других стран и в нашей России. Кровавая революция была плодом этого движения во Франции. Обозначалась новая уже тройственная связь: необузданная свобода, блуд и кровь...

Не видим ли ныне в России повторения того же печального явления? Не готовит ли ныне сама жизнь, не готовит ли она сознательно и намеренно, под видом служения свободе и просвещению, блудных сынов нашего времени? Не станем говорить о широком проявлении того блуда, в широком смысле этого слова, того блуда мысли, чувства, воли, который захватил столько людей и обратил в смуту ещё недавно стройное и спокойное течение нашей общественной и государственной жизни. Будем понимать слово в его буквальном значении. Ранние годы в семье родителей уже отравлены у нынешних людей открытым развратом их отцов и матерей, их раздорами, часто – разводами. В то время, когда родители, нередко уже почтенного возраста, разрешают вопросы о своей плотской любви, судятся, расходятся, предаются незаконным связям, вторично женятся и выходят замуж, – в каком положении и под какими воспитательными влияниями остаются и находятся дети не только их самих, но и дети их близких, родных, знакомых? Ведь они видят всё и начинают с детства понимать такие отношения, от которых оградила их сама природа...

Учатся в школе молодые люди. Что они слышат, о чём они читают, что они видят в картине, в произведениях литературы и искусства? Опять то же поклонение плоти, чувственности, опять всё их толкает на путь блуда и распущенности. И как нарочно, в наше время раздаются, опять под видом свободы и просвещения, вопли о том, что не нужно разобщать в школе мужеский пол и женский, что надобно всегда и во всём предоставлять им совместную жизнь и постоянное общение. И мы видели, как в больших городах среди учащейся молодёжи и в учебных заведениях при совместном обучении и пребывании юношей и девиц воцарились теперь нравы, которые возмутили бы древних, даже языческих поборников нравственности: «Стыдливость и целомудрие улетели на небо, а невинности совсем нет»...

Разврат из книг нагло вышел на сцену и на улицу, действие его неудержимо и не щадит, наконец, ни пола, ни возраста. В театрах, которые, как в дни падения Рима и во время французской революции, умножились без конца, показываются и изображаются всевозможные гнусности, а на них собирается смотреть молодёжь. На улицах, в окнах магазинов, в книжных лавках, под видом распространения литературы и просвещения, на станциях по железным дорогам открыто продаются отвратительные картины блуда, книги, описывающие блуд, в газетах же печатаются объявления о блуде. Блуд идёт торжествующий, наглый. Бога не боясь и людей не стыдясь, блуд заполняет разговоры, улицы, школы, семью, сцену, литературу...

И вот его плоды: необузданная свобода, т.е. все виды преступлений и кровавое безумие. «Вся ми леть суть», – всё мне позволено, говорит современный человек словами апостола, но не хочет знать его дальнейшего наставления: «всё мне позволено, но пусть мною ничто не обладает»! (1Кор. 6:12).

Но именно блуд и обращает человека в раба, как и доказывает апостол в нынешнем чтении из его послания. Иначе и быть не может: блуд расшатывает мысль, ослабляет волю, грязнит чувство; он поражает гноем и гнилью всю духовную жизнь человека; он уничтожает в душе вкус ко всему чистому, святому, благородному, возвышенному и отдаёт человека во власть дьявола и дел его.

Всё это – предвестие конца и гибели. И если мы не покаемся и не изменимся, если не увидит русское общество всей гибели и опасности своего положения, – то отымется у нас царство и дастся народу, творящему плоды его. Как в оные дни, евреи на реках Вавилонских в тяжком пленении сидели и плакали, вспоминая о Сионе, и мы будем вспоминать те времена, когда наш народ крепок был верой, силен семейственностью, чистотой и целомудрием нравов.

Вот почему так много говорит сердцу напоминание Церкви в нынешнем евангельском чтении о сыне блудном, но покаявшемся. Нужно поставить пред нами сознание страшной опасности пред грядущим постом не только в жизни каждого отдельного христианина, но и всего нашего общества, всего русского народа.

Не всегда история сына блудного кончается так счастливо, как это изображено в притче Господней. Нередко мы видим конец иной, – полную и безвозвратную гибель, которую приносят блуд и им вызванные разрушения в духовной жизни человека. То же самое можно и до́лжно сказать и о целом народе. Если есть теперь особенно назревшая нужда в области духовного воздействия на жизнь, то она, без всякого сомнения, прежде всего, выражается в религиозном подъёме, с которым неизбежно всегда связано возвышение чистоты и целомудрия. Назрела нужда самой напряжённой борьбы против тех усилий зла, которые ныне, на наших глазах, обращают все стороны жизни в сплошную проповедь и распространение блуда и как бы в намеренное размножение блудных сынов нашего времени.

Господи и Владыко живота моего, дух целомудрия даруй нам, рабам Твоим! Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх