Терпение и покаяние. Проповедь в честь первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля 1949 г.

Терпение и покаяние. Проповедь в честь первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля 1949 г.

Сегодня мы празднуем, дорогие мои, день мученической кончины святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Мы совершаем торжество в честь Апостолов, больше других потрудившихся в устроении нашей Святой Христовой Церкви и своими страданиями, своей мученической кровью удобривших ниву Святой Церкви. Мы благоговеем перед тем учением святой веры, какое оставили нам для нашего спасения и назидания Первоверховные Апостолы своею проповедью, своими посланиями и подвигами.

Невозможно в кратком слове целиком обнять все те священные уроки, какие нам преподают св. Апостолы Петр и Павел своею жизнью и проповедническими трудами. Но — прежде, чем нам разойтись из-под сводов этого храма после горячей праздничной молитвы, возьмем себе в назидание в путь нашей жизни земной хоть несколько крупиц от того великого духовного пира, того духовного богатства, какое представляет собой вдохновенное учение святых Апостолов.

Что мы сегодня прославляем? Не величие земное, не славу человеческую, как это мы делаем в наши мирские земные праздники. Сегодня чествуем другое: труды, болезни, скорби, раны, лишения, бедствия, какие претерпели Первоверховные Апостолы во славу Церкви, во славу Святейшего имени Божия.

Вы слышали в сегодняшнем апостольском чтении, как св. Апостол Павел, перечисляя эти свои труды и болезни, говорит в послании к Коринфянам: “Я… был безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти… Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение. …Много раз был в опасностях от разбойников, …от единоплеменников, …от язычников, …в городе, в пустыне, на море, между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже, и в наготе” (2Кор.11:23-27).

Когда мы слушаем такую повесть св. Апостола о его страданиях, мы невольно в душе своей можем подумать: каким несчастным страдальцем был Апостол Христов!

Но вот, слышите, что говорит нам тот же святой Апостол: “Я преизобилую радостью при всей скорби нашей” (2Кор.7:4). И в другой раз он говорит: мы “хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает” (Римл.5:3-5).

Значит, мои дорогие, скорби могут быть совсем не так страшны, как кажутся нам, грешным и немощным людям. Значит, в скорбях можно и радоваться и можно ими хвалиться, как уверяет св. Апостол Павел. Значит, скорби, болезни и бедствия могут быть благом для человека, потому что и их, как и радости, человек принимает от руки Божией. И скорби, и радости Господь посылает для нашего вечного спасения, посылает для того, чтобы пробудить в нас веру в Себя, разбудить в нашем сердце молитву ко Господу, помочь нам скорбями очищать от грехов наше сердце, укреплять нас в добродетелях, чтобы в этих скорбях, чувствуя около себя своего Господа, мы еще теснее соединились с Ним, а соединившись в этой жизни земной, уже не разлучались во веки. Ведь, наверное, каждый из нас может вспомнить такую пережитую скорбь, такое перенесенное страдание, которые его научили молиться, обратили его холодное сердце к Богу, привели к ногам Божиим.

Вы слышали, что св. Апостол Павел говорит: “от скорби происходит терпение”. В горниле скорбей в душе человека рождается та добродетель, которую трудно приобрести в жизни спокойной, не знающей страданий: скорбь рождает терпение. Если мы скорбим с верою в Промысл Божий, если мы принимаем скорби как бы от Самого Господа то, опираясь на помощь Божию, мы в них самих находим источник терпения. А без терпения не может быть никакой добродетели в душе христианина. Смотрите.

Господь Иисус Христос заповедал нам быть со всеми миролюбивыми, ко всем благожелательными, носить братолюбие в своем сердце. Разве мы могли бы быть такими, мы, которые при встрече с самыми малыми неприятностями раздражаемся и впадаем в озлобление, если бы не научились терпению? А оно у христианина рождается и укрепляется среди тех бедствий, какими посещает нас Господь. Мы должны, по слову Христову, со смирением и кротостью переносить испытания в этой жизни земной. А для человека, не искушенного в терпении, в сердце которого нет этой священной добродетели, всякое бедствие является неожиданностью, повергает в пучину отчаяния, в бездну уныния. Господь велит всегда носить в сердца преданность воле Божией, всегда иметь Веру в то, что без воли Божией ничто не совершается в жизни человека. И вот скорби, какие посылает нам Господь, помогают нашему сердцу укреплять и умножать эту преданность воле Божией. Истинным духом этой преданности были богаты святые Апостолы Христовы, и потому в страданиях они радовались, принимая эти раны, эти мучения, — или удары палками и камнями, как посещение руки Божией, для своего смирения и вечного спасения. “Претерпевший до конца спасется” (Мф.10:22), говорит Господь Иисус Христос, указывая на высоту священной добродетели терпения.

Св. Апостол Павел учит нас, что скорбь рождает терпение, а терпение-опытность. Какую опытность? В чем опытность? Опытность духовную, в жизни с Богом. Как дерево, которое переносит дожди и бури, становится крепким, так и сердце слабое и грешное, перенося с верою и терпением скорби и. испытания, приобретает в себе мир о Господе, твердость духа, уверенность в своих духовных силах, осеняемых благодатною помощью Божией, тот мир, который помогает нам встречать все дальнейшие беды и страдания, какими угодно Господу посетить нас. Если в сердце живет благодатный мир о Господе, никто и ничто не отлучит, не оторвет носителя этого мира от Господа, за ризу Которого верующий в Него крепко держится руками веры своей, как чадо своего Небесного Отца. Так маленькое дитя крепко сжимает кулачками платье своей матери, чтобы не потерять ту, в лице которой оно чувствует свою надежною защиту, и верующий в Господа, живущий с Ним знает, что Спаситель — это его крепкая опора во всех бедах и обстояниях.

Нам разъясняет св. Апостол Павел, что скорбь рождает терпение, терпение-опытность в жизни духовной. И вот эта скорбь, это терпение, эта жизнь со Христом умножают надежду, которая никогда не посрамит верующего. В том сердце, которое со Христом переносит испытания и бедствия в своей жизни, ярко светит надежда. На что? На то, что Господь, в Которого мы веруем как в Бога Всемогущего, может во всем нам помочь и, как Отец Чадолюбивый, хочет нам, своим грешным детям, всегда протянуть руку Своей Божественной помощи. Живет светлая и крепкая надежда на то, что Господь никогда не пошлет нам того, что не полезно для нашего спасения, никакой беды, какая была бы гибельной для нашей души, а Промысл Божий всегда найдет пути обратить все испытания во славу Святого Имени Божия и во спасение нашей грешной души. Вот, дорогие мои, какая польза от скорбей и бедствий, какие мы переносим.

Вы знаете, с кем можно сравнить человека, переносящего скорбь? С тем, кто несет физическую тяжесть. Человек, переносящий тяжесть напрягает все свои мышцы, мускулы, чтобы свою ношу донести до нужного предела. Он знает, что должен ее туда донести. И человек скорбящий, но принимающий скорбь от руки Господа, напрягает все свои духовные силы, призывая помощь Божию, зная, что надо донести свой крест со всей его тяжестью до последнего своего земного издыхания.

Святые Апостолы радовались темницам, побоям, голоду, потому что в этих страданиях они закалялись своим духом, в них и через них они все теснее соединялись своим бессмертным духом с Господом. И когда пришел их смертный час, когда Апостол Петр был распят на кресте — головой вниз, а Апостол Павел положил свою голову на плаху, в эти, последние минуты они предали свой дух в руки своего Сладчайшего Небесного Отца. А в этом счастье человека: жить с Господом и с Ним умереть, испустить свой дух, вручая его в объятия своего любящего нас и возлюбленного всем нашим верующим сердцем Спасителя.

Вот один из бесчисленных уроков, какие дает нам св. Апостол Христов Павел своей проповедью, жизнью и смертью.

Напомним хотя бы один урок из жизни Апостола Петра. Св. Апостол Петр, как вы знаете со страниц Святого Евангелия, пережил в своей жизни минуты слабости, немощи человеческой: когда Господь Иисус Христос был приведен на беззаконный суд, Петр трижды отрекся от своего Божественного Учителя. Но, как вы знаете, сейчас же начал свое покаяние Апостол Петр: лишь только взглянул на него Господь, Апостол стал проливать слезы покаяния, и прощение его Господом не остановило этих слез в дальнейшие годы его жизни. Как говорит предание, в каждую полночь, поднимаясь с постели, Петр омочал свое лицо слезами раскаяния в содеянном грехе, и на щеках его были видны борозды под глазами, проложенные этими слезами.

Апостол Петр отрекся от Господа в те дни своей жизни, когда он еще не был озарен благодатью Святаго Духа, когда был еще простым немощным человеком со всеми его слабостями, только за три года перед этим призванный к апостольскому служению. А мы с вами, грешные, отрекаемся от Господа, будучи напоенными благодатью Святаго Духа от самых первых дней нашей младенческой жизни, от дней святого крещения и миропомазания. Сколько раз в течение жизни мы приступали к таинству покаяния, сколько раз подходили к Святой Чаше и питались из нее Божественной и Животворящей Пищей и сколько раз мы отрекаемся от Господа своего на пути своей земной жизни!

Как и где мы это совершаем? Мы обещали Господу устами наших восприемников в минуты святого крещения сочетаться со Христом, соединиться в своей жизни с Ним, чтобы быть с Ним, во веки в жизни, не знающей конца. А разве мы стремимся к этому? Разве мы исполняем это обещание? Разве своими бесчисленными грехами мы не удаляемся от Небесного Отца?

Этими же устами наших восприемников мы еще младенцами обещали “отрицаться” от грехов. А разве мы бежим от них? Разве мы не сживаемся с нашими пороками н грехами и не живем с ними целыми годами нашей жизни? Разве мы не отрекаемся этим от Господа Спасителя?

А сколько раз, сознательно подходя к Святой Чаше, каждый из нас повторял эти обеты, давая в сердце Господу обещание не дать Ему лобзания яко Иуда, до конца своих дней быть верным чадом своего Небесного Отца? Мы обещаем, и нередко в этот же самый день впадаем опять в свои многолетние прегрешения. Мы обманываем Господа, мы этим отрекаемся от Него.

Пусть же покаяние, которое мы приносим, будет хоть мало подобным покаянию св. Апостола Петра. Пусть никогда не будет наше раскаяние во грехах только внешним, только на словах, с холодным сердцем, с холодной душой. Пусть оно сопровождается жгучим стыдом за совершенное грехопадение, за то, что мы загрязняем свою душу и во грехах все дальше отходим от Господа. Пусть будет живым в нас страх, что смерть может постигнуть нас внезапно, и мы уйдем из этой жизни грязными и смрадными.

Вот один из бесчисленных уроков, какие дает нам своей жизнью, своими подвигами Святой Первоверховный Апостол Петр.

Наше слово умножилось бы во много раз и, может быть, не было бы ему конца, если бы мы пожелали хотя бы исчислить все те святые уроки, какие оставлены нам Первоверховными Апостолами. Апостолы, обнимая нас своим духом, благословляя своим апостольским благословением, всех нас зовут к Тому, у ног Которого они сами нашли вечную славу в нескончаемой жизни. Они заповедают нам готовить свои бессмертные души к жизни будущего века в трудах постоянного очищения их от греховной грязи. Они заповедуют нам никогда не забывать о том, что мы идем к неизбежной смерти, а за ней и к жизни вечной, в которой только верные Христовы дети наследуют вечное счастье. Святые Апостолы влекут нас за собой к тому счастью, которым сами обладали, о котором проповедывали во всех концах земли, к счастью веры в Господа Иисуса Христа, дарующего нам, Своим детям, хотя и немощным Свои неисчислимые, неиссякаемые милости.

Пойдем, мои дорогие, за святыми Апостолами — к Богу, Живому, Родному! 

ЖМП № 09 сентябрь 1949


Наверх