Священномученик Исидор Юрьевский (Дерптский), пресвитер и с ним 72-х мученика пострадавших. Православная энциклопедия
ИСИДОР СВЩМ. И 72 (73) МУЧЕНИКА
(† 3-я четв. XV в., 8.01, г. Юрьев (Дерпт, ныне Тарту, Эстония)) (пам. 8 янв., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской), Юрьевские, Ливонские.
Источники
Сведения о Юрьевских мучениках содержатся в Житии И., известном в 2 редакциях в списках XVI-XIX вв. анонимная краткая редакция сохранилась в 3 списках, древнейший список - в сборнике 60-х - нач. 70-х гг. XVI в.: Архив СПб ИИ РАН. Собр. Н. П. Лихачёва. № 689. Л. 317-320 об. (др. рукописи - ГИМ. Муз. № 813, кон. XVI - нач. XVII в.; РГБ. Ф. 304/I. № 626, нач. XVII в.). По мнению И. И. Фетисова, краткая редакция была написана вскоре после гибели мучеников, но не ранее 1474 г., «так как автор ее, упомянувший о «разратии латыном со псковичи», очевидно, имел в виду те обиды и брани псковичей «с немцы», о которых рассказывается во 2-й Псковской и 4-й Новгородской летописях под этим годом» (Фетисов. 1928. С. 219). Др. возможная датировка краткой редакции Жития И.- 1-я пол. XVI в.; в пользу этой гипотезы косвенно свидетельствуют отсутствие следов бытования памятника ранее данного времени и противоречивость сообщения Жития И. о гибели мучеников в 1472 г. Автор краткой редакции достоверно описал суд католич. Дерптского епископа над Юрьевскими мучениками, что заставляет видеть в нем человека, знакомого с укладом жизни в Ливонии.
Распространенную (пространную) редакцию Жития И. по благословению Московского митр. св. Макария написал Василий (в монашестве Варлаам) между 1559 и 1563 гг., будучи монахом Крыпецкого во имя св. Иоанна Богослова мон-ря. Варлаам составил свою версию Жития И. на основе краткой редакции. По наблюдениям Фетисова, др. источниками автору послужили Летописная повесть о Восьмом Соборе и «Мучение Кирика и Улиты» (Фетисов. 1928. С. 219-221). Варлаам усилил антикатолическую направленность текста. Написанная в начале Ливонской войны (1558-1583), распространенная редакция Жития И. была актуальна, поскольку содержала свидетельства сопротивления православных агрессии со стороны католиков.
Распространенная редакция известна в большем числе списков, чем краткая редакция; рукописи пространной редакции в основном относятся к XVII-XVIII вв. Один из ранних списков происходит из Пскова: ПИАМ. Ф. Никандровой пуст. № 61 (128/49). Л. 495-513, 2-я пол. XVII в. (после 1656). Наиболее поздний список распространенной редакции, 2-й пол. XIX в., принадлежал Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. (РГБ. Ф. 214. № 234. Л. 63-80).
Несмотря на то что распространенная редакция Жития И. была создана по поручению митр. Макария, текст не вошел в составленную по инициативе первосвятителя в нач. 60-х гг. XVI в. «Книгу степенную царского родословия»; более ранняя краткая редакция Жития И. не была включена в Великие Четьи-Минеи митр. Макария (30-е - нач. 50-х гг. XVI в.). Ни пространная, ни краткая редакции Жития И. не вошли в издания Пролога.
Сведения о Юрьевских мучениках
Сщмч. Исидор Юрьевский. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Кон. XVIII — нач. XIX в. (МИИРК)
Из краткой редакции Жития И. известно, что святой «живаше в латынех, во граде Юрьеве, в Роусском концы», служил священником «церкви святаго чюдотворца Николы и святаго великого мученика Георгия Галелейскаго» (Лихачёв. 1908. С. IX). Служение И. в Юрьеве автор Жития относит ко времени пребывания на Новгородской и Псковской кафедре архиеп. св. Ионы: с 1 февр. 1459 по 8 нояб. 1470 г.
Согласно краткой редакции Жития, против И. выступил один из старейшин (ратман) Юрьева - «немчин»-католик Юрий, «еже зовяшеся Трясоголав», к-рый подал жалобу на православных католич. Дерптскому епископу и «всем старишинам градским». Юрий заявил, что он «слышах от попа роускаго и от всех его крестьян, иже в нашем граде живоут, глаголя, яко нашоу веру хоулят и опресночнаа слоужения, еже мы служим, и оукаряють нас о сем, иже мы прияша от отець своих от многих лет, и свою христьянскоую веру добре похваляют... На многа хоуления окаянныи он немчин изрекь на святых и ярость подвиже бискупа и вельможь града того - безбожных немець» (Там же). По-видимому, в краткой редакции Жития рассказывается о действиях Юргена Фокингузена, упоминающегося в связанных с Юрьевом источниках в 1468 г. (Фекингузены - ганзейские купцы, которые со 2-й пол. XIV в. вели активную торговлю в Пруссии и Прибалтике (Лесников М. П. Торговая книга ганзейского купца нач. XV в. // ИА. 1958. № 2. С. 134-153); сомнения Будиловича в тождестве Юрия Трясоглава и Юргена Фокингузена (Будилович. 1901. С. 35) представляются неоправданными.) В «Повести о Псково-Печерском монастыре» (ранние редакции созданы в нач. XVI в.) отмечается, что преследование католиками православных в Юрьеве продолжалось длительное время: местный католический епископ закрывал православные церкви, изгонял и казнил священников. Ок. 1470 (или 1471) г. Юрьев покинул православный свящ. Иоанн (см. Иона, прп., Псково-Печерский), он перебрался в Псков и вскоре основал Псково-Печерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. В редакциях «Повести о Псково-Печерском монастыре», созданных в 80-х гг. XVI в., сообщается, что в Юрьеве свящ. Иоанн служил в Никольской ц. вместе с И. Ко времени мученической кончины И. Иоанн уже находился в Пскове (возможно, составитель поздних редакций «Повести о Псково-Печерском мон-ре» использовал Житие И.).
На праздник Богоявления И. вместе с прихожанами Никольской ц. вышел на берег р. Эмбах (Омовжа, ныне Эмайыги), чтобы совершить освящение воды. Там православные были схвачены и приведены к католич. Дерптскому епископу на суд. И. и его пастве предлагалось перейти в католичество, но они ответили решительным отказом. Тогда «мучитель и вельможи градстии начаша ласканиемь оувещевати святых и многие почести воздающе им». Однако и это не имело успеха. Готовясь к страданию за веру, И. причастился сам и причастил паству, убеждал прихожан мужественно претерпеть мучение. Не добившись от православных отказа от своей веры, Дерптский епископ приказал бросить их в Омовжу под лед, что и было исполнено. Весной река разлилась, и «явишась телеса Христовых исповедников... И на горе некои и под древием, ничем не вредими, и вси святые во знак лежахоу на единем месте». Православные погребли останки святых близ Никольской ц. в Юрьеве (Лихачёв. 1908. С. IX-ХI). В пространной редакции, кроме того, содержится рассказ о пребывании И. и его «дружины» в темнице и о 2-м суде над ними. Согласно мнению Фетисова, это дополнение произвольно внес Варлаам, чтобы «подогнать свой рассказ под схему «Мучений»» (Фетисов. 1928. С. 220). В редакциях Жития И. приведены различные сведения о числе мучеников, погибших вместе с И.: в краткой редакции сообщается о 73 прихожанах, в пространной редакции - о 72.
В большинстве списков обеих редакций Жития И. и в ряде месяцесловов сказано, что Юрьевские мученики погибли 8 янв. 1472 г. («в лето 6980 генвар(я) в 8 д(е)н(ь)») (встречается также датировка события 1477 г.; см.: Макарий. История РЦ. С. 253. Примеч. 470; С. 254. Примеч. 474; Будилович. 1901. С. 36). Эти указания противоречат сообщению Жития о том, что мученики погибли, когда Новгородской епархией управлял архиеп. Иона, скончавшийся 8 нояб. 1470 г. В распространенной редакции смерть Юрьевских мучеников датирована более подробно: событие произошло при вел. кн. Московском Иоанне III Васильевиче (1462-1505), Московском и всея Руси митр. Филиппе I (1464-1473) и Новгородском архиеп. Ионе. В краткой редакции сказано: «В то же время бысть разратие поганым латыномь со псковичи» (Лихачёв. 1908. С. XI). Однако ни в рус., ни в ливонских источниках нет известий о военных действиях между Ливонией и Псковом в 1472 г. В Месяцеслове троицкого келаря Симона (Азарьина) гибель Юрьевских мучеников отнесена к 1459 (6967) г. (РГБ. МДА. Ф. 173/I. № 201. Л. 309, сер. 50-х гг. XVII в.), когда псковичи воевали с ливонцами; ливонцы нападали на православное население спорных земель, уничтожали правосл. храмы (Псковские летописи. М.; Л., 1941. Вып. 1. С. 56). Наиболее крупные набеги немцев на Русский конец в Юрьеве относятся к 1455 и 1461 гг. (Казакова. 1961; Рогов. 1969 С. 314-315). (В справочной лит-ре кон. XIX - нач. XX в. иногда встречается еще одна дата кончины Юрьевских мучеников - 1482 г.; ее появление стало следствием опечатки в справочнике архим. Леонида (Кавелина). Св. Русь. № 285. С. 70-71.)
Почитание
Служба Юрьевским мученикам известна в списках начиная с XVII в. Она основана на распространенной редакции Жития И., поэтому в ней прославляются помимо И. 72 мученика (в краткой редакции сообщается о 73 прихожанах, погибших вместе с И.). Первый храм в честь Юрьевских мучеников был заложен 16 мая 1896 г. в г. Валка (в 1920 разделен на города Валга (ныне в Эстонии) и Валка (ныне в Латвии)). В связи с этим событием в 1896 г. была составлена новая служба святым. В 1897 г. по указу Святейшего Синода И. и пострадавшие с ним 72 мученика были канонизированы. Юрьевские мученики входят в Соборы: Псковских святых (празднование установлено в 1987), Эстонских святых (празднование установлено в 2002).
В 1898 г. настоятель правосл. эст. прихода в С.-Петербурге (учрежден 31 дек. 1894, богослужения первоначально совершались в подвале Малоколоменской Воскресенской ц.) свящ. сщмч. Павел Кульбуш (впосл. еп. Платон) и председатель об-ва религиозно-нравственного просвещения прот. Философ Орнатский основали правосл. эст. братство в честь И. Устав братства был утвержден 8 июня 1898 г., 29 нояб. того же года состоялось открытие братства. В янв. 1899 г. председателем его совета стал Гдовский еп. Вениамин (Муратовский), товарищем председателя - прот. Философ Орнатский, делопроизводителем - свящ. Павел Кульбуш. Председателями братства до 1917 г. являлись Гдовские епископы, викарии С.-Петербургской епархии (см. Гдовское викариатство). Задачами братства были забота о численном возрастании и укреплении правосл. эст. паствы, издание и распространение духовной лит-ры на эст. языке, устройство б-к, помощь нуждающимся, возведение приходского храма.
В 1902 г. в Коломне (р-н С.-Петербурга), где жило много православных эстонцев, трудившихся в Н. Адмиралтействе и на Балтийском заводе, началось возведение эст. православного храма во имя И. Первый взнос (300 р.) еще в марте 1895 г. сделал прот. прав. Иоанн Кронштадтский, он присутствовал при закладке храма, позднее участвовал в работе комиссии по его постройке. В 1903-1904 гг. было окончено строительство братского дома, 21 дек. 1903 г. состоялось освящение временного храма во имя И. К 1907 г. основные работы по возведению 5-главого двухэтажного храма в русском стиле на 720 чел. (автор архитектурного проекта - А. А. Полещук) были окончены. 23 сент. 1907 г. С.-Петербургский и Ладожский митр. Антоний (Вадковский) возглавил освящение центрального престола верхнего храма во имя И., 30 марта 1908 г. нижний храм был освящен во имя свт. Николая Чудотворца. Рядом с церковью были построены часовня во имя свт. Николая Чудотворца и дом для церковноприходской школы. В 1910-1912 гг. работы по отделке храма продолжались.
Богослужение в будние дни, ранние литургии в воскресенье и в праздники совершались в Свято-Исидоровской ц. на рус. языке, всенощные бдения служились на рус. и эст. языках, поздние литургии - на эст. языке, в богослужениях часто участвовал хор имп. Русской оперы во главе с М. П. Нийтом. В доме при храме действовали 2-классная эст. церковноприходская школа на 120-130 чел., бесплатная б-ка, для к-рой в 1900 г. проф. СПбДА А. П. Лопухин пожертвовал ок. 100 книг, лекторий, катехизаторская школа для взрослых, уч-ще для безработных эст. девушек, приют. При братстве существовали рус. и эст. любительские хоры, струнный квартет под упр. К. Ф. Кикаена. На эст. языке издавались газета и книги духовно-нравственного содержания. К 1911 г. членами правосл. эст. братства состояли 2453 чел.
В июне 1917 г. братство прекратило существование. Богослужения в Свято-Исидоровском храме совершались до его закрытия 25 февр. 1935 г. В 20-х гг. XX в. существовавший при приходской общине детский союз во главе со свящ. сщмч. Карпом Эльбом занимался религ. воспитанием детей, в т. ч. в интернатах и приютах; при храме действовал благовестнический миссионерский кружок. В 1923-1927 гг. в церковном доме работал обновленческий богословский ин-т (см. Обновленчество). После закрытия Свято-Исидоровской ц. часть ее имущества была передана Николо-Богоявленскому собору в С.-Петербурге. В последующие годы храм был перестроен, купола снесены, уничтожено внутреннее убранство. В бывших церковных постройках действовали школа и детский сад, в 1941-1945 гг. здания были заняты военными, затем храм переделали под общежитие. В сер. 60-х гг. XX в. купола церкви были восстановлены. Последним владельцем храма был комбинат художественно-оформительского искусства Художественного фонда. 30 нояб. 1993 г. Свято-Исидоровская ц. была возвращена С.-Петербургской епархии. В 1994 г. были освящены Николаевский придел храма и часовня. На Пасху в 2004 г. состоялось первое после закрытия храма богослужение в верхнем храме во имя И. 6 окт. 2007 г. был освящен главный престол храма.
Иконография
Под 7 янв. облик И. описывается в иконописных подлинниках следующим образом: «Сед, брада Власиева, на конце повилась, ризы поповские, бакан, оплечие вохра, испод лазорь, а прочих стоит толпа стары и русы и млади» (БАН. Строг. № 66. Л. 71, кон. XVIII в.). Подобные описания с незначительными вариациями приводятся в др. подлинниках: в сводном подлиннике Г. Д. Филимонова XVIII в. (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 43), 20-х гг. XIX в. (РНБ. Погод. № 1931. Л. 93 об., с добавлением: «... власы с ушей…»), 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 109).
В лицевом иконописном подлиннике посл. трети XIX в., воспроизводящем протограф XVII в. (РНБ. Вяз. Q. 154. Л. 95), помещен ростовой рисунок И. в виде старца в облачении священника (подризник, фелонь, епитрахиль), к-рый обеими руками придерживает у груди книгу. У него аскетические черты лица, узкая борода до середины груди, разделенная на конце на неск. прядей. Изображение сопровождает краткая характеристика: «Сед, ризы бакан, испод лазорь».
И. изображался на поморских иконах «Собор русских святых»: на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), на иконе письма мастера-старообрядца П. Тимофеева 1814 г. (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея: Кат. выст. / ГРМ. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70; прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463), на иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ). Именовался «Исидор Ливонский». Он облачен в красную фелонь и сине-зеленый подризник, обеими руками держит книгу. Несмотря на единую иконографическую программу, образ святого на 3 иконах различается. На иконе из МИИРК его облачение богато украшено золотым растительным орнаментом и отделано драгоценными камнями. У него высокий лоб, клиновидная борода до середины груди разделена на 2 пряди. На иконе из ГТГ И. выглядит старше, его борода более окладистая, волосы необычно длинные, спадающие на плечи волнистыми прядями. На иконах из МИИРК и ГТГ рядом с И. изображен в молении отрок в белых одеждах.
В стенописи галереи рус. святых, созданной в академическом стиле иеродиаконами Паисием и Анатолием в Почаевской Успенской лавре (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010), И. включен в группу подвижников XV в.
Известные единоличные изображения И. относятся ко времени его общерус. канонизации в 1897 г. Наибольшее распространение они получили в Эстонии. Так, среди икон, написанных на цинковых и медных досках для таллинского Александро-Невского кафедрального собора в с.-петербургской мастерской А. Н. Новоскольцева (1889-1899), существует ростовой образ И., помещенный в соборе перед правым клиросом. На мозаичном панно, украшающем экстерьер собора, И. представлен вместе с блгв. кн. Всеволодом (Гавриилом) Мстиславичем в кокошнике над сев. входом в храм (работа А. Н. Фролова). В 1898 г. для братства во имя И. была создана хоругвь с его образом.
Мон. Иулиания (Соколова) - автор неск. изображений И. В альбоме игум. Марка (Лозинского) сохранилась фотография единоличной поясной иконы святого, написанной ею в 1962-1973 гг. На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейном образе свт. Афанасия (Сахарова), ТСЛ), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ) И. показан оглавно в группе Псковских святых. Лицевые святцы рус. святых того же автора содержат изображение И. и Юрьевских мучеников под 8 янв. (после 1959, частное собрание; Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed. N. Aldošina. [Jyväskylä], 2000. С. 46).
Существуют совр. изображения И., единоличные (поясные и ростовые) и в числе Юрьевских мучеников. На иконе «Сщмч. Исидор и 72 мученика, с ним пострадавшие» (1999; иконописец Н. Меркурьев) И. изображен стоящим на берегу реки, позади него - мученики на фоне г. Дерпта. На И. красная фелонь, синий подризник, желтая епитрахиль. Др. иконография Юрьевских мучеников представлена на иконе 2009 г. иконописца Г. Г. Яковлева, подаренной им старообрядческой церкви в эст. дер. Казепя (Казапель). Центральная группа мучеников во главе с И. помещена на горке над протекающей на переднем плане рекой, остальные располагаются 2 группами по бокам на фоне городских стен; в облаках - благословляющий обеими руками Спаситель.
На 2 иконах «Собор Псковских святых» из Троицкого собора Псковского кремля (1982 и кон. XX в.) И. находится в центре композиции, остальные Юрьевские мученики изображены отдельной большой группой справа вверху. Образ И. включен в состав изображенных на иконе «Собор святых земли Эстонской» из кафедрального собора во имя блгв. кн. Александра Невского в Таллине (2002), на иконе из ц. Нарвской иконы Божией Матери в эст. г. Нарва (2005; иконописец Н. В. Масюкова) и на др. иконах «Собор Эстонских святых».