Своими грехами мы удаляем от себя Ангела-Хранителя

Своими грехами мы удаляем от себя Ангела-Хранителя

Господь настолько милостив к нам, братие, что каждому из нас, при Св. Крещении, дает на всю жизнь невидимого защитника, наставника на все благое и правое и руководителя к небесному отечеству – Ангела-Хранителя. «Иже в вере суть христианстей, всякому человеку дается от Бога Ангел на сохранение во весь живот его», – говорит св. Анастасий игумен (Прол. Апр. 20). И еще: «Всякому верному от Бога, коемуждо Ангел дан бысть, и той вся дела его добрые написует» (Там же, л. 37). Но если у каждого из нас есть Ангел-Хранитель, почему же св. Церковь каждый день, на службах церковных, испрашивает нам его? «Ангела, – вопиет, – мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим». И в молитве вечерней верующий также умоляет Господа об Ангеле-Хранителе. «Ангела, – говорит, – Твоего Хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякого зла». Почему же так? Если раз Ангел-Хранитель дан на всю жизнь, так зачем же еще просить его?

А затем, братие, что, когда мы пребываем в ожесточении и нераскаянности, предаемся страстям и порокам, повторяем одни и те же грехи и не каемся в них, тогда Ангел-Хранитель хотя и не оставляет нас вовсе, но, побуждаемый несовместимостью чистого естества своего со грехом, удаляется от нас так, что мы лишаемся его ангельского покрова. «Иже в вере, суть христианстей, всякому человеку дается от Бога Ангел, как вы слышали», – говорит св. Анастасий, но прибавляет к сему: «Аще кто делы злы не проженет его». И далее продолжает: «Яко бо пчелы дым прогонит, и голуби злый смрад, тако убо и хранителя живота нашего Ангела злые наши греси, пиянство и блужение, гневодержание и прочая злая дела, тии святого Ангела отдаляют от нас» (Прол. Апр. 20). То же говорит и самый Ангел Божий великому старцу Пахомию: «Кто чрез свою худую жизнь сделался мертвым для Бога и добродетели, тот смердит в тысячу раз хуже мертвого тела, так что мы никаким образом ни стоять, ни пройти около не можем». О том же некогда было сказано и преподобному Нифонту. «Что ты здесь стоишь и плачешь?» – спросил он однажды юношу, который стоял при воротах одного дома и плакал. «Я, – отвечал юноша, – Ангел, посланный Господом на сохранение человека, который пребывает уже несколько дней в сем непотребном доме, – стою здесь потому, что не могу приблизиться к грешнику, – плачу оттого, что теряю надежду привести его на путь покаяния». Так вот почему Православная Церковь каждый день умоляет Господа, чтобы Он посылал нам Ангела-Хранителя, – потому, что мы часто своими грехами и нераскаянностью удаляем его от себя, и не только удаляем, но и причиняем еще ему скорбь и печаль. И подлинно, братие, причиняем ему скорбь и печаль. «Егда же человек верный, – учит тот же Анастасий, – в правде, живет, Ангел Божий радуется о нем; егдаже начнет истины не творити, но лгати и красти, упиватися и завидети, к церкви не ходити, гневатися, вадити, скуп быти, тогда убо Ангел Божий скорбит о нем» (Прол. Апр. 20). А при этом что? «Бесове ликуют, – продолжает Анастасий, – всячески лютейшия злобы наводяще на ны». Т.е. тогда открывается ближайший доступ к человеку ангела тьмы, ибо при ком нет Ангела-Хранителя, при том враг-губитель, – а где, сей враг, там тьма за тьмою, нечистота за нечистотою, нераскаянность за нераскаянностью, доколе смерть не положит конца грехам человека».

Слыша сие, братие, убоимся греха, как губительной язвы! И если сознаем, что доселе не раз своими беззакониями удаляли от себя Небесного наставника и руководителя, потщимся истинным раскаянием и исправлением жизни паки приблизить его к себе, а вместе будем просить его, чтобы он чаще поражал в нас внутреннего змия и давал нам помощь на совершение благих дел, – силу на искоренение худых навыков и страстей и особенно – чтобы не оставил нас своею защитою в страшный час смерти. «Лукавому, – по слову Анастасия, – не дадим места в себе, но со страхом Божьим отженем его. А Ангелу-Хранителю отверзем сердце прияти его, да на истину наставит ны и от пронырства дьявола избавит нас и от соблазн его» (Прол. Апр. 20). Аминь.

Наверх