Светлое Христово Воскресение. Пасха(2)

Христос воскресе!

Дорогие братия и сестры, мы с вами сейчас переживаем и празднуем радостные дни Светлого Христова Воскресения, когда душа каждого человека преисполняется неизреченной радости, и отрады, и отдохновения от всех беспокоящих ее треволнений. Поистине праздник Пасхи есть всем праздникам праздник, в который Господь наш Иисус Христос восстал из мертвых, свидетельствуя этим будущее всеобщее воскресение.

Человек создан для жизни, и потому каждый человек любит жизнь, и стремится к жизни, и борется за сохранение своей жизни. Душа наша, созданная Богом по Его образу и подобию, является бессмертной и потому стремится всегда к своему Первоисточнику. Недаром душа христианина тоскует на земле, ничем не удовлетворяясь, нигде не находя себе покоя! Она рвется из земных уз на простор и свободу: она хочет вечно жить и блаженствовать вечно. И потому с таким восторгом и радостию мы поем: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», — зная, что Своею смертию и воскресением Господь открыл нам вход на небо. Господь снова даровал нашим душам вечную жизнь, которую мы утратили вследствие прародительского греха. Все живущие на земле до воскресения Христова, все, в том числе и ветхозаветные праведники, сходили во ад, но с воскресением Христовым все изменилось. Христос Своею смертию попрал смерть, даровал нам бессмертие. Через Свою смерть Он посрамил и победил диавола и даровал нам власть побеждать диавола, ибо лишил его силы, а нам даровал власть наступать на всю вражию силу. Смертию Христовою обращены в бегство полчища бесовские, и смерть уже не страшна для христианина. Если до воскресения Христова смерти боялись и трепетали, то после воскресения Христова смерть уже называется упокоением и сном. Поэтому, естественно, душа наша при слышании или пении «Христос воскресе» приходит в восторг и радость, и ни один праздник мы так не празднуем, как празднуем Пасху. Христос воскрес и с Собою воскресил всех нас и даровал людям жизнь. Вот великая радость христианина, радость спасения, затмевающая собою все земные радости. «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4, 4), — наставляет нас святой апостол Павел. Христос для того и пришел на землю, пострадал, и умер, и воскрес, чтобы вместо смерти дать жизнь, вместо печали — радость.

Слушайте же, дорогие братия и сестры, это светлое слово Воскресшего Христа! Радуйтесь и восприимите в свое сердце радость спасения и избавления! Пусть в чистых и светлых чувствах от света Христова воскресения растворится все, что наводит на сердце ваше облако печали и скорби! А если ты по своим грехам не обретаешь успокоения и радости, то помни, что хотя ты и беден добрыми делами, зато Бог богат милостями к тебе. Дверь покаяния для тебя не затворена, а чрез эту дверь ты войдешь в полную радость нынешнего дня. Восплачь же, воздохни к Богу из глубины души о своих грехах! Ныне плачут от радости, и ты от своих слез возрадуешься. Весело проливать слезы раскаяния, сладко плакать о грехах. Восплачь же, воздохни для праздника, и у тебя будет настоящий праздник Воскресения: в тебе воскреснет Христос, ты освободишься от рабства диавола, и о тебе возрадуются на небе ангелы Божии, когда увидят твои слезы раскаяния, когда услышат твои вздохи о грехах. Так что никто из нас не должен унывать: двери веселия всем открыты, входите без сомнения. Оживимся настоящим торжеством, обнимем друг друга, ненавидящим нас простим всё ради Воскресшего и будем устами и сердцем воспевать: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»

Дорогие братия и сестры! Воскресение Иисуса Христа — истина, на которой, как на глубочайшем основании, зиждутся все наши христианские верования и упования. Апостол Павел говорит: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14). Утверждение веры в воскресение Христово есть дело великой важности для христианства и для христианина. Главная сила христианства состоит в том, чтобы признать Господа Иисуса Спасителем мира, Сыном Божиим, пришедшим спасти погибающий во грехах человеческий род. А чтобы признать за ним это могущественное качество, нужно вполне удостовериться и уверовать, что Он есть истинный Бог и Единородный Сын Божий. Только Бог мог возвратить жизнь осужденным Им на смерть. Это оздоровление и дано в воплощении Сына Божия. Мы не могли бы сделаться нетленными и бессмертными, если бы Нетленный и Бессмертный не сделался прежде тем, что и мы. Нетленный и Бессмертный в единство Своей Личности воспринял «тлением и смертию мое естество ято бывшее» (см.: Канон молебный Божией Матери. Песнь 6). Естество тленное получило прививку нетления, и начался процесс обновления твари, процесс обожения человека. Жало смерти притуплено. Тление побеждено, ибо дано противоядие болезни тления. Но сильнейшее удостоверение в божестве Иисуса Христа заключается в Его воскресении. Чудо воскрешения мертвых творили и пророки Илия, Елисей и некоторые из апостолов, хотя не с таким полновластием, как Он. Но никогда такого не было, и невозможно представить, чтобы кто воскресил самого себя. Воскреснуть самому, своею собственною силою, как воскрес Христос, не в жизнь временную, а вечную — это возможно только Тому, Кто, будучи Человеком, в то же время есть Бог, Владыка жизни и смерти. Через воскресение из мертвых Он открылся Сыном Божиим, как говорит апостол Павел (Рим. 1, 4).

Вместе с тем воскресение Иисуса Христа служит сильнейшим доказательством действительности совершенного Им дела искупления. Если бы Христос не воскрес, а оставался бы во гробе, тогда Его смерть была бы лишь мученическим подвигом за правду, как мы видим это в мучениках, и никакой бы искупительной цены не имела. «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1 Кор. 15,17), — говорит апостол Павел. Но когда Бог воскресил Его из мертвых, то этим засвидетельствовал, что принял Его смерть как угодную Ему жертву за спасение мира и что грех и связанное с ним осуждение на смерть потеряли над миром силу. Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу (Рим. 8,1).

Победа Христа над смертью есть начало победы над смертью и для всего искупленного Им человечества. Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть (1 Кор. 15, 20). «Как в Ветхом Завете, — говорит епископ Феофан, — когда приносили в храм Богу начатки, например, первые снопы от жатвы, то тем самым освящали все снопы и всю жатву, так Христос Господь, воскресши, освятил, благословил и утвердил воскресение всех, которые восстанут из земли, как колосья из семян». А святой апостол Павел указывает и причину, почему Воскресший Христос есть начаток умершим, в котором положено основание воскресения всех: «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 21—22), то есть как повреждение грехом природы первого Адама было повреждением грехом общей природы людей, так и восстановление Иисусом Христом достоинства человеческой природы было восстановлением достоинства общей природы людей. И как закон смерти воцарился в нашей природе через смерть первого Адама, так через воскресение Христа вошел в нашу природу закон всеобщего воскресения, а самое Его воскресение является образом нашего будущего воскресения.

Поэтому Воскресение Господа нашего само по себе есть торжество из торжеств и праздников праздник. Оно есть высочайшее торжество веры, ибо им утверждена, возвышена, обожена вера наша. Оно есть и торжество надежды нашей, ибо в нем нам дан залог исполнения всех возвещенных нам Богом обетований...

Наверх