Суббота второй седмицы Великого поста. Поминовение усопших. 1961 г.

Суббота второй седмицы Великого поста. Поминовение усопших. 1961 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные братия и сестры, вы хорошо поступили, что пришли сегодня и собрались, чтобы вознести совместно свои горячие молитвы ко престолу Божию об отшедших отцах, братиях, сестрах и всех сродниках наших, о всех скончавшихся православных христианах. «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф. 3, 7). Долг любви к ближним обязывает нас молиться за усопших, которые отошли в вечность и участь которых нам неизвестна. Мы непременно должны молиться за них, потому что это для них очень хорошо и для нас от этого великая польза. Совершая молитву за усопших, мы тем самым свидетельствуем свою любовь к ближним, выражаем сострадание, милосердие. А Господь сказал, что блажени милостивии, яко тии помилованы будут. К тому же, если наш ближний, за кого мы молимся, угодил Господу, то он уже имеет дерзновение пред Господом и за нас может возносить свои молитвы пред Господом.

Обычай молиться за усопших Церковь приняла от самих апостолов, и во все времена Церковь молится и будет молиться за усопших до скончания века. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не напрасно узаконено апостолами поминать умерших при Страшных Тайнах. Они знали, что великая бывает от того польза для усопших, великое благодеяние». Святые отцы и учители Церкви всех времен проповедовали в слух всех о том, что возможна перемена участи усопших до Суда всеобщего. Вот слова святителя Иоанна Златоуста: «Есть возможность облегчить наказание умершего грешника. Если будем творить частые молитвы за него и раздавать милостыню, то, хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас». Блаженный Августин говорил: «Не надобно отвергать того, что души умерших получают облегчение от благочестивых, когда приносится за них жертва ходатая или раздается милостыня для их пользы; но такие дела благочестия приносят пользу только тогда, когда умершие заслужили, чтобы те были полезны... Подлинно есть образ жизни, который не столько чист, чтобы не требовал помощи по смерти, и не столько худ, чтобы не послужило ему это в пользу по смерти».

Много имеется примеров, когда усердная молитва за усопших избавила усопших от мучительного состояния. Приведем один пример достоверный, описанный святой мученицей III века Перпетуею. «Однажды, — свидетельствует мученица,— в темнице во время общей молитвы я нечаянно произнесла имя моего умершего брата Динократа. Пораженная нечаянностью, начала я молиться и воздыхать о нем пред Богом. В следующую ночь было мне видение. Вижу, будто из темного места выходит Динократ в сильном жару и измученный жаждою, нечистый видом и бледный, на лице у него рана, с которою он помер. Между мною и им была великая пропасть, так что мы не могли приблизиться друг к другу. Подле того места, где стоял Динократ, был полный водоем, край которого был гораздо выше, чем рост моего брата, и Динократ вытягивался, стараясь достать воды. Я жалела, что вышина края препятствует моему брату напиться. Тотчас после этого я проснулась и познала, что мой брат в муках. Веруя, что молитва может помочь ему в страданиях, я дни и ночи молилась в темнице с воплем и слезами, чтобы он был мне дарован. В тот день, в который мы оставались связанными в оковах, было мне новое явление: место, которое прежде я видела темным, стало светлым, и Динократ, чистый лицом и в прекрасной одежде, наслаждается прохладою. Где у него была рана, там вижу только след ее, а край водоема теперь был вышиною не более как по пояс отроку, и он мог без труда доставать оттуда воду. На краю стояла золотая чаша, полная воды; Динократ, подошедши, стал пить из нее, и вода не убавлялась. Тем видение кончилось. Тогда я уразумела, что он освободился от наказания». Блаженный Августин в пояснение сего повествования говорит, что Динократ был просвещен святым крещением, но увлекся примером отца-язычника и был нетверд в вере, и умер после некоторых, обыкновенных в его возрасте, грехопадений. За такую неверность святой вере он терпел страдания, но по молитвам святой сестры своей избавился от них.

Поэтому, дорогие мои, пока остается на земле воинствующая Церковь, участь умерших грешников еще может измениться на лучшую пособиями Святой Церкви. Как много утешений для скорбного сердца, как много света для недоумевающего ума в христианстве! Лучи света льются из него и в мрачное царство мертвых. Дорогие братия и сестры, благость Спасителя предоставила нам средства облегчать участь умерших братий. Не будем невнимательны к воле благости небесной, не будем жестоки и к ближним нашим. Будем творить для них возможное для нас, будем молиться за них молитвами Святой Церкви, будем подавать за них милостыню. Если не для них, то для себя будем милостивы, потому что будет ли к нам милостив Господь, когда мы были немилостивы к искупленным кровию Его? Будем ли мы христианами, если не будем творить дел любви?

Совершая поминовение усопших, мы должны всегда помнить, что ведь и мы — не ныне, так завтра — должны отправиться вслед за ними в другую, вечную жизнь, потому что человек бесследно не исчезает, так как он имеет бессмертную душу, которая не умирает. То, что мы видим умирающим, есть видимое грубое тело, а то, что живет в человеке, есть невидимая тонкая сила, которая обыкновенно называется душою. Тело само свидетельствует о своей смертности, потому что оно разрушимо и делимо, душа же, напротив, имеет несложное духовное неразрушимое существо и разлагаться на составные части, как тело, и умирать не может. Душа бессмертна. Душа имеет нераздельное единство, она во все время жизни чувствует в себе одно постоянное бытие. Тело наше участвует в жизни как бы поневоле, будучи приводимо в движение силою души, всегда тяготя ее своей леностью. Душа, напротив, всегда продолжает свою независимую жизнь и деятельность, когда деятельность тела останавливается сном, или болезнью, или смертью.

Вера в бессмертие души существовала у всех народов и в древние времена, даже среди языческих и диких племен. Что служит доказательством бессмертия нашей души? Прежде всего, что душа человеческая бессмертна, в том убеждает нас слово Божие. Еще в Ветхом Завете Екклезиаст говорил: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12, 7). И в другом месте премудрый Соломон говорит: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 2, 23). Искушение Иову Бог попустил только над телом и над его имуществом, а до души касаться не допустил. Новый Завет весь — утверждение нашей веры в бессмертие души и нашей надежды на будущее воскресение. Господь Иисус Христос Своим учением и делами утверждал сию веру и надежду, когда говорил, что Он пришел в мир для того, да всяк веруяй вонь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3, 13). Аминь, аминь глаголю вам: аще кто слово Мое соблюдет, смерти не имать видети во веки (Ин. 8, 31). Господь заповедует христианам, в особенности проповедникам слова Божия: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10, 28). Этим Господь ясно говорит, что душа бессмертна. Апостол Павел также говорит: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный » (2 Кор. 5, 1).

Истину бессмертия души человеческой должен признать и сам здравый смысл человеческий. Посмотрите внимательно на человека: чего ищет его сердце, к чему оно стремится? Отчего душа его в мире сем ничем не насыщается, не удовлетворяется? Иной имеет все возможные наслаждения на земле и, однако, опять чего-то ищет и не находит. Иной напрасно думает утолить жажду души своей мирскими удовольствиями и забавами, но все это только оставляет в душе одну пустоту, томление духа, и человек ищет новых каких-то наслаждений и опять их не находит. Все это доказывает ту истину, что душа человеческая ничем в мире сем не может удовлетворить своей внутренней жажды к блаженству. Бог для того пробудил в душе человеческой такую ненасытную жажду к блаженству, чтобы через то указать ему на другую, лучшую, жизнь, чтобы человек не останавливался на удовольствиях временных, но стремился к почести вышнего звания Божия. А если обратить внимание на устремление нашей души к познаниям? Какой обширный круг ее познаний, какой обширный запас предметов заключает в себе память, какое бесконечное пространство в один миг пробегает воображение, какие высокие предметы воспринимает и объясняет рассудок! И чем обширнее круг познаний человека, тем большая пробуждается в душе жажда к приобретению их. Что же означает ничем не утолимая жажда человека к познанию, как не то, что полное насыщение души познаниями должно быть там, за гробом?

Если обратить внимание на самую жизнь человека, то и в ней можно найти сильное доказательство бессмертия души человеческой. В чем проходит большая часть жизни человека? Не в скорбях ли и бедствиях? Иной борется с болезнями, другой с несчастьями, иной страждет от бедности и лишений, иной переносит злобу врагов своих или терпит скорбь от зависти и клеветы. Трудно найти человека, который бы не был знаком с несчастьями, который бы мог сказать: я счастлив и блажен! А сколько таких страдальцев, которые еще с самой колыбели встречают скорби и болезни и не расстаются с ними до самой могилы...

Как же себе объяснить цель человеческого бытия, если отнять от души человека бессмертие? Ужели участь бессловесных животных и человека одна и та же? Чем же тогда человек превосходит бессловесных животных? Разве только тем, что человек больше переносит скорбей и несчастий, чем бессловесные. Но слово Божие разрешает это недоумение, говоря: когда разрушится этот наш земной дом, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный...

19 февраля (4 марта) 1961 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх