Стыдно стыдиться Христа. (В неделю по Воздвижению. 1907 г.)

Стыдно стыдиться Христа. (В неделю по Воздвижению. 1907 г.)

Св. Церковь и после праздника Воздвижения Креста Господня продолжает нас поучать тайне Креста. Велика эта тайна и спасительна; она – сосредоточие всей нашей святой веры. Оттого так часто, с такой любовью и заботливостью Церковь Божия о ней нам проповедует.

В настоящий воскресный день евангельское чтение напоминает нам заповедь Христову о том, что каждый последователь Иисуса Христа должен безропотно и самоотверженно взять и нести свой крест, крест духовный, крест страданий, лишений всех обстоятельств жизни, – и следовать за Христом. Он должен, поэтому, всякое положение своё на земле обратить в средство и в путь своего нравственного усовершенствования и угождения Богу. Много препятствий у христианина на этом пути: препятствует себялюбие, препятствуют чувства гордости, злобы, зависти, нетерпеливости, непостоянства, раздражительности и саможаления. Есть ещё одно препятствие, это – ложный стыд. О нём и говорит нынешнее евангелие: «Кто постыдится Меня и Моих словес в роде сем прелюбодейном и грешном, того и Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Отца Своего со ангелами святыми» (Мк. 8:38). Так говорил Спаситель Своим ученикам. Так Он говорит и нам.

Чего могли стыдиться непосредственные ученики и служители Иисуса Христа? От какого стыда их предохранял и предостерегал Спаситель? Ответ ясен. Спаситель пришёл на землю в виде уничижения. Ни богатством, ни силой, ни мирской славой Он Своего учения не поддерживал. За Ним шли только такие люди, которые чистой совестью и боголюбивой душой чувствовали небесную истину и святость учения Христова и признавали Его Сыном Божиим. Рядом со Спасителем, Который, в добровольном Своём смирении, родился в бедных яслях, вырос в незнатном Назарете, занимаясь чёрным трудом плотника, а жил, не имея, где главы приклонить, – рядом с ним были учители народные: книжники, фарисеи, законники, сильные учёностью, окружённые почитателями, занимавшие видное и властное положение среди своего народа. И хотя слово их не было властно для совести, не жгло сердца огнём покаяния и любви к Господу, жаждой оправдания пред Богом и спасения, однако, их известность, их видное и знатное положение привлекали народ, всегда падкий на всё показное. К тому же и современные Христу учители народа еврейского обещали ему и в лице Мессии всякие блага земные, а Христос Спаситель, напротив, обещал Своим последователям только тяжкий крест жизни, крест страданий и гонений, – заповеди самоотречения, самоотвержения и подвига. Естественно могло случиться, что среди слушателей Иисуса Христа были такие, которые втайне Ему сочувствовали, душой к Нему тяготели и стремились, но стыдились пред всеми выразить свою веру и преданность Спасителю. Таким-то и говорит Господь, что будет время, когда не в виде уничижения, а во славе Своей и с ангелами святыми придёт Христос Спаситель снова на землю судить живых и мёртвых.

Что же тогда будут чувствовать те, которые стыдились следовать за Христом? Как осмелятся они подойти ко Христу Прославленному? И Он скажет им, что Он их не знает, что Он их не видел среди Своих учеников; в этом смысле и нужно понимать слова Христовы о том, что Сын Человеческий постыдится таких людей в славное пришествие Своё.

Спросим себя и подумаем: нет ли чего подобного и в наше время? Не приходится ли и нам иногда стыдиться Иисуса Христа? Горько сказать, а нужно признаться, что даже после двух тысячелетий жизни христианской, когда для всех стали ясны и сила, и Божество, и благодеяние Спасителя для мира, всё-таки нередко мы видим, как современные люди стыдятся своего Спасителя. Вот, поистине, когда нужно вспомнить великое слово Божественной Мудрости: «есть стыд во спасение, и есть стыд в погибель!» Так именно в погибель себе стыдятся люди Иисуса Христа; так именно в погибель себе постыдился Ирод, когда ради неразумной клятвы, данной в опьянении скверной плясавице, он приказал отсечь голову Иоанну Крестителю. И сколько в жизни наблюдаем мы случаев такого ложного, погибельного стыда!

Ты – верующий человек, а между тем, тебя уверяют люди «науки», что вера своё время отжила, что теперь только невежественные люди остаются верными религии. Ты дорожишь мнениями этих людей и начинаешь видимо отходить от веры и Церкви, – вот и стыд в погибель!

Ты хранишь уставы Церкви, молишься, постишься, посещаешь храм, а с тобой рядом, в том обществе, в котором ты вращаешься, вдруг появляются люди, которые смеются над твоим поведением. Ты устыдишься насмешек, начнёшь прятаться, перестанешь исполнять устав церковный, – вот и стыд в погибель.

Ты принимаешь к себе святыни, ты любишь служителей Церкви, ты рад, когда они посещают тебя со св. Крестом и молитвой. Вдруг появляются около тебя люди развращённые и начинают пред всеми поднимать тебя на смех и говорить, что ничего этого не нужно, что святыни не спасут человека, что священники вовсе не нужны. Ты стал из страха и стыда поступать по их внушениям, хотя бы только наружно, а не в душе, – и вот опять стыд твой в погибель.

Ты верен православной Церкви. Но вот появляются враги её и начинают говорить против неё оскорбительные речи. Один из таких врагов – известный учёный, другой – богатый и влиятельный человек; иной с хорошим положением в жизни. Не хочется тебе отойти от их сообщества. Тебе лестно быть вместе с ними. И ты молчишь или соглашаешься на их безумные глаголы из ложного стыда, – и опять стыд в погибель.

Иногда не люди, а книги, газеты, листки говорят тебе против веры, поучают тебя разврату мысли и слова, возбуждают в тебе вражду к Царю, к правительству, к богатым людям, будят в тебе злобу и зависть, толкают народ на злые и преступные дела. Бросить бы все эти пагубные листки, ведь они говорят прямо против учения нашей веры, против христианского закона праведной жизни. Но кругом все такие листки читают, все признают и говорят, что кто этих листков не читает и мыслей таких не держится, тот человек отсталый, глупый, не «сознательный». И захочется тебе не отстать от других, постыдишься или побоишься ты поступать по совести и сказать всю правду, сказать, что такие листки лгут, а их составители и распространители ведут народ к гибели. Вот, и здесь стыд твой не во спасенье, а в погибель.

Кого же ты постыдишься и на кого ты променяешь Христа? Ясное дело, что ты изменишь Ему ради страха пред грешными людьми, ради корысти, ради временных выгод. И Господь тебе скажет: «Кто постыдится Меня и Моих словес в роде сем прелюбодейном и грешном, того и Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Отца Своего со ангелами святыми».

Стыдно христианину стыдиться Христа своего! Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх