Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных. О святых ангелах и их служении людям. 1960 г.

Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных. О святых ангелах и их служении людям. 1960 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, сегодня мы торжественно чтим все небесные бесплотные силы во главе с Архистратигом Божиим Михаилом. Из слова Божия нам известно, что Господь, кроме видимого вещественного мира с его обитателем человеком, сотворил прежде мир духовный, невидимый, мир чистых бесплотных ангелов, который по численности в несколько раз превосходит мир людей. Святой пророк Моисей, повествуя о сотворении мира, говорит, что в начале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1, 1). Под небом святые отцы разумеют не твердь, но мир духовный, ангельский, жилище бесплотных. Ангелы, превосходя человека своею крепостью, силою и мудростью, созданы Богом, как и человек, для блаженства, для прославления имени Божия. Они, как чистейшие и святые духи, непрестанно созерцая лице Отца Небесного, непрестанно славословят неисповедимое Его величие и от престола Его благодати ниспосылаются в дольний мир (на землю) к бедствующему человеку, который по неизреченной любви Божией малым чим умален пред ангелами (Пс. 8, 6). Святой апостол Иоанн Богослов говорит, что во время одного из бывших ему видений он слышал глас Ангелов многих окрест престола Божия (Откр. 5, 11). Что это за глас, непрестанно славословящий Бога, объясняет нам ветхозаветный пророк Исаия, который видел, как серафимы стояли окрест престола Божия и взывали друг ко другу и глаголали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! исполнь вся земля славы Его» (Ис. 6, 2—3). Святой апостол Павел в ныне чтенном послании в чувстве благодарности к Богу за Его превосходящую разумение любовь к человеку приводит следующие слова святого Псалмопевца Давида: «Что значит человек, что Ты помнишь его? Или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих» (Евр. 2, 6—7). Господь так возлюбил человека, что ангелов Своих поставил хранить человека на всех путях его. Такое отношение их к роду человеческому Псалмопевец изображает нам в следующих словах: «Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя , да не когда преткнеши о камень ногу твою» (Пс. 90, 11—12). Какие утешительные слова для человека, который и во внешнем мире и в собственном своем сердце подвержен тысячекратным нападениям врагов лукавых и сильных! Утешительные эти слова относятся к каждому из нас, имеющих надежду чрез веру в божественного Искупителя наследовать вечное спасение. Ибо апостол Павел ясно говорит: «Не вcu ли (ангелы) суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение?» (Евр. 1,14). Следовательно, все мы имеем у себя ангелов - хранителей наших, сильных крепостию и всегда готовых на помощь к нам.

По учению Божественного Писания, ангелы суть существа бесплотные, духовные, следовательно, и самое их общение с нами должно быть только духовное, то есть непосредственно они могут действовать только на духовную нашу природу и уже чрез нее простирать свои благотворные действия и на весь наш телесный организм и на все роды нашей деятельности. Служение ангелов человекам начинается со времени возрождения нашего от воды и Духа. Чистую душу новокрещеного принимает ангел под свое попечение, он заботливо охраняет от всех опасностей и растит ее, доколе новокрещеный не укрепится и не будет ясно распознавать и отличать добро от зла. Младенец является в мир слабым, он требует не одного только материнского попечения, но и высшей помощи, потому Бог Промыслитель и назначает ему ангела-хранителя. Ангел-хранитель своими невещественными крылами осеняет и покоит дитя как лучшее творение Божие, порученное его надзору.

Младенец имеет душу разумную, по чистоте и невинности близкую к духам бесплотным, поэтому ангел-хранитель неотступно пребывает с душою младенца. И вот почему нередко из уст детей исходят изумительные премудрые слова, точно пророческие, или какие - либо предостережения, или умиротворения, или когда дети говорят о Боге или о рае, о небе с такой изумительной премудростию. Все это есть отголосок того, что таинственно внушает им ангел.

Младенец, постепенно приходя от силы в силу, становится отроком. В этом возрасте отрок начинает заниматься забавами, играми, и ему требуется особый родительский присмотр, но он не всегда бывает. И вот в это время ангел-хранитель предостерегает от беды и опасности. Дитя-сирота в ком может найти себе защиту, как не в ангеле- хранителе?

Пришедши в возраст познания добра и зла, мы, хотя и руководимся своим разумом, но нельзя сказать, чтобы мы не нуждались в руководстве и охране святых ангелов. Напротив, наша жизнь становится сложнее и заботы разнообразнее, поэтому и попечение ангельское нам нужно еще больше. Вся наша жизнь должна быть постоянным бодрствованием, и поэтому малейшее нравственное усыпление, невнимание к себе, рассеянность, удовольствие с увлечением подают врагу случай ввергать нас в греховные помыслы и чувства среди самых лучших наклонностей и самых прекрасных намерений. Апостол Петр говорит: «Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1 Пет. 5, 8). Но легко ли человеку, живущему среди нужд, среди сует и развлечений мира, пребывать постоянно в напряженном состоянии бодрствования? Все мы время от времени предаемся дремоте, нравственному усыплению. Но на страже у всех нас имеются наши ангелы-хранители, наши друзья и небесные покровители. На жизненном пути нередко слышится их голос: «Остерегись, куда пошел? Воротись!» Они будят дремлющую совесть и охраняют, чтобы мы не преткнулись о камни соблазна, исправляют недостатки нашей поврежденной природы, очищая наши мысли и чувства от греховной примеси, и доставляют случаи упражнять наши лучшие свойства и дарования. Когда среди рассеянной и порочной жизни вы вдруг чувствуете омерзение ко греху и у вас под влиянием светлых мыслей появилось желание переменить образ жизни, то это значит, что ангел-хранитель улучил удобную минуту, представил грех во всей полноте его гнусности. Даже самый сон охраняется ангелом-хранителем. Ангел - хранитель содействует нам и в совершении молитвы нашей к Богу, пробуждая в нас чувства умиления. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Когда при каком-нибудь изречении молитвы своей почувствуешь внутреннее услаждение или умиление, то остановись над оным. Ибо тогда ангел-хранитель молится вместе с тобою» (Лествица. Слово 28, глава 11).

Служение святых ангелов не ограничивается настоящей только жизнью. Они будут сопутствовать нам и при вступлении в загробный мир. При последнем исходе страннической нашей жизни, когда нам ни друзья, ни родные не могут подать помощь, ангел-хранитель наш будет нам очень необходим. Он тогда не оставляет нас, всеми оставленных. Мы не можем вполне представить себе своего положения в мире ином, для нас неизвестном, того ужаса, который овладеет нами при сознании грехов и пороков, нами содеянных, и при мысли, что должны скоро предстать пред лицем Самого Бога — Судии праведного.

Таким образом, ангелы наши хранители всегда находятся при нас, всюду сопутствуют нам, если только мы сами не отгоняем их своей греховной жизнью. В таком случае ангел отступает от нас и сетует, и вместо него заступает враг твой — диавол. «Как пчел отгоняет дым и голубей смрад, — говорит святитель Василий Великий, — так и хранителя нашего ангела отдаляет многоплачевный и смердящий грех». Однажды святитель Христов Нифонт увидел юношу, стоящего при вратех одного дома и плачущего, и спросил его, отчего тот стоит здесь и плачет. Юноша отвечал: «Я ангел, посланный Господом на сохранение человека, который пребывает уже несколько дней в сем непотребном доме, стою здесь, потому что не могу приблизиться к грешнику, плачу, оттого что теряю надежду привести его на путь покаяния». Преподобному Пахомию Великому святой ангел однажды говорил, что тот, кто чрез свою худую жизнь сделался мертвым для Бога и добродетели, тот смердит в тысячу раз хуже мертвого тела, так что «мы никоим образом ни стоять, ни пройти около не можем».

Почему же мы часто падаем, терпим бедствия и не получаем помощи от ангелов? И что нужно, чтобы ангелы-хранители охраняли нас на путях нашей жизни? Воздействие ангелов на человека бывает духовное, то есть воздействие на духовную природу. Поэтому чем более человек живет в мире духовном, чем более он следует в своих поступках не вожделениям плотским, но внушению просвещенного евангельским учением разума и совести, тем способнее бывает он к ближайшему общению с небесными силами и к пользованию их небесным покровительством и помощью. Но мы по большей части живем не по духу, а по плоти. Теряясь в предметах чувственных, бегая за призраками удовольствий, мы очень редко своими мыслями возвышаемся до мира духовного, но большей частью проводим время среди суеты и рассеянности мирской. Вот причина, почему мы не получаем помощи от ангелов.

Люди благочестивые живо ощущали близость к себе ангелов- хранителей и их помощь им на путях их жизни. Служение ангелов человекам засвидетельствовано в Ветхом Завете и в Новом. Верование в бытие ангелов существовало не только в христианском мире, но и во всех древних религиях (персов, греков, римлян, арабов, египтян, китайцев, индийцев)...

Наверх