Слово в день святого благоверного князя Александра Невского. Противопоставление науки и веры.

Слово в день святого благоверного князя Александра Невского. Противопоставление науки и веры.

«Сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин. 5, 4).

Память празднуемого ныне благоверного князя Александра Невского побуждает нас, братие, сказать несколько слов о побеждающей силе веры Христовой. Будет ли кто из здесь стоящих отрицать, что именно в вере Христовой находили для себя источник величайшего воодушевления наши русские ополчения в трудные годины для нашего отечества, в Смутное ли, например, время или во время Отечественной войны 1812 года, что эта вера, одушевляя полководцев, вселяла мужество и во всех выступивших на брань? Блаженны были эти ополчения, которые не в соображениях человеческих, выступая на борьбу с врагами, искали разрешения судеб своего отечества, а в судьбах Божиих, которые в вере в Бога, возносящего святых Своих, искали поддержки, а не в рассуждениях о том, будто жизнь народов, как и отдельных людей, нисколько не отлична от жизни животных, постоянно ведущих борьбу за земное существование, в которой сильнейший побеждает!

Но, к прискорбию, не всегда подобная вера одушевляла сынов земли Русской. С тех пор как было открыто окно в Западную Европу, сильнее стало ощущаться в земле Русской тлетворное веяние жизни, в которой вера заглушилась чрезмерною привязанностью к удобствам земного существования. И вот в настоящее время так называемые экономисты, взявшие в свои руки ключи разумения истории, если и не отрицают значение веры, считая ее пустым звуком, имеющим будто бы значение для людей только до тех пор, пока они не просвещены светом точной науки, то оставляют совершенно в стороне это значение, объясняя все события истории и самую веру из особенностей страны, в которой жил известный народ, особенностей, от которых будто бы только и зависели все успехи последующего развития народа. Мы, чада Церкви Христовой, и особенно призванные быть пастырями и учителями народа, должны противостоять подобному течению времени. Как мы, будучи столь немногочисленны, можем противостоять столь могущественному течению времени? Если бы подобные вопросы и недоумения возникли только в последнее время, то мы имели бы причины пространно отвечать на них. Но история Церкви Христовой давно разъяснила подобные вопросы и недоумения. Велик ли был лик апостолов Христовых? Однако «во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» (Рим. 10, 18). Многочислен ли был сонм мучеников христианских и что означала сила этих безоружных людей в сравнении с силою Римского государства, которое конец вселенной считало пределом своего обладания? Однако эта кровь мучеников преобразила языческую римскую историю в христианскую при императоре Константине Великом.

Посему, как бы ни многочисленно и могущественно было ополчение, восставшее на святую Церковь, не убоимся идти против него! Силе ополчения земного противопоставим силу Господню, «дивную во святых Его», и мы скоро увидим исполнение пророчества, слышанного нами вчера: «Светися, светися, Иерусалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия. Се, тма покрыет землю, и мрак на языки, на тебе же явится Господь, и слава Его на тебе узрится» (Ис. 60, 1–2). В то время, когда мир, с гордостию исчисляя силы свои для борьбы с Церковью Христовою, противопоставляет ей ложную науку и все, что создал восставший на Бога разум человеческий, мы оградим себя прежде всего молитвою, присоединяющею к нашим земным силам силы мира горнего! Будем помнить, что Сам Господь воинств ополчается с нами, сынами Церкви, воинствующей против силы зла на земле, что Господь, с небес взирающий на все дела человеческие, никогда не даст «дикому вепрю» потоптать и разорить винограда Своего, «егоже насади и утверди десница Его» (см. Пс. 79, 14–16)! Аминь.

Наверх