Слово Святейшего Патриарха Тихона в Успенском соборе Кремля при его интронизации. 1917 года

Слово Святейшего Патриарха Тихона в Успенском соборе Кремля при его интронизации. 1917 года

Устроением Промышления Божия мое вхождение в сей соборный патриарший (в оригинале разрядка) храм Пречистой Богоматери совпадает со всечестным праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы. «Сотвори архиерей Захария вещь странну и всем удивительную егда введе Отроковицу в самую внутренную скиню, во святая святых, сие же сотвори по таинственному Божиему научению» (Четьи-Минеи, 21 ноября). Дивно для всех и мое – Божием устроением – нынешнее вступление на патриаршее место, после того как свыше 200 лет стояло оно пусто. Многие мужи, сильные словом и делом, свидетельствованные в вере, – мужи, которых весь мир не был достоин, не получили, однако, осуществления своих чаяний о восстановлении патриаршества на Руси, не вошли в покой Господень, в обетованную землю, куда направлены были их святые помышления, ибо Бог прозрел нечто лучшее о нас (см.: Евр.11:39–40).

Но да не впадем от сего, братие, в гордыню. Один мыслитель, приветствуя мое недостоинство, писал: «Может быть, дарование нам патриаршества, которого не могли увидеть люди, более нас сильные и достойные, служит указанием проявления Божией милости именно к нашей немощи, к бедности духов-ной». А по отношению ко мне самому дарованием патриаршества дается мне чувствовать, как много от меня требуется и как многого до сего мне не достает. И от сознания сего священным трепетом объемлется ныне душа моя.

Подобно Давиду, и я мал бех в братии моей, а братии мои – прекрасны и велики, но Господь благоволил избрать меня (см.: Пс.151:1–5). Кто же я, Господи, Господи, что Ты так возвеличил меня. Ты знаешь раба Твоего, и что может сказать Тебе. И ныне благослови раба Твоего (см.: 2Цар. 7:18, 20, 29). Раб Твой среди народа Твоего, столь многочисленного, – даруй же мне сердце разумное, дабы мудро руководить народом по пути спасения (см.: 3Цар. 3:8–9). Согрей сердце мое любовью к чадам Церкви Божией и расшири его, да не тесно будет им вмещаться во мне. Ведь архипастырское служение есть по преимуществу служение любви. Горохищное обрет овча, архипастырь подъемлет е на рамена своя.

Правда, патриаршество восстанавливается на Руси в грозные дни, среди бурь, раздирающих горы и сокрушающих скалы, среди огня и орудийной смертоносной пальбы. Вероятно, и само оно принуждено будет не раз прибегать к мерам прещения для вразумления непокорных и для восстановления порядка церковного. Но как в древности пророку Илии явился Господь не в буре, не в трусе, не в огне, а в прохладе, в веянии тихого ветерка, так и ныне на наши малодушные укоры: «Господи, сыны российские оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники, стреляли по храмам и кремлевским святыням, избивали священников Твоих» – слышится тихое веяние словес Божиих: «Еще семь тысяч мужей не преклоняли колен пред современным Ваалом или изменили Богу истинному» (см.: 3Цар.19:10–12, 14, 18).

И Господь как бы говорит мне так: иди и разыщи тех, ради коих еще пока стоит и держится Русская земля. Но не оставляй и заблудших овец, обреченных на погибель, на заклание, овец поистине жалких. Паси их, и для сего возьми жезл сей, жезл благоволения (см.: Зах.11:7). С ним потерявшуюся отыщи, угнанную возврати, пораженную перевяжи, больную укрепи, разжиревшую и буйную истреби, паси их по правде (см.: Иез.34:16).

В сем да поможет мне Сам Пастыреначальник, молитвами и предстательством Пресвятой Богородицы и святителей Московских. Бог да благословит всех вас благодатию Своею. Аминь.

Деяния Т. 4. С. 54–55.


Наверх