Слово, сказанное в день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших 1919 г.

Слово, сказанное в день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших 1919 г.

Сошествие Святого Духа на апостолов и верующих плоды сего – начатки естества духовного – мученики и святые7. И это не только в первенствующей Церкви, но, по милости Божией, и в нашей отечественной. «Якоже плод красный спасительного сеяния приносит и земля Российская» (тропарь святым). Священный Собор установил (или, вернее, восстановил), и ныне мы впервые празднуем Всем святым, в Российской Церкви воссиявшим от начала и до наших дней. И это празднование имеет глубокий смысл и значение.

В службах церковных святые Божии нередко называются звездами путеводными. Как по звездам небесным в мраке ночном путники направляют свой путь, так и мы, ныне сбившись с истинного пути, должны направлять путь свой, взирая на этих небесных человеков, со вторых небес мерцающих и указующих нам, какого пути нам держаться. И святители и правители, и воины и мирные жители, и богати и убозии, и монахи и мирские люди, и старцы и юноши, и девы и жены – все в сонме русских святых найдут себе наставников и руководителей, лишь бы не ленились взирать на жития их и подражать им. И к этому нас ныне и призывает Церковь. Но этим не ограничивается смысл празднования святым. В Церкви Христовой нет смерти в собственном смысле. Наш «Бог несть Бог мертвых, но Бог живых» (Мф.22:32). И святые Божии, хотя и умерли видимо и телом, но живут духом, почему не порывается и связь духовная их с нами, сущими на земле. Печальники и заступники при жизни своей за землю Русскую, за своих современников, они и по исходе своем память о нас творят, «не забывают, как и обещались, посещать чад своих» (из тропаря преподобному Сергию). И не здесь ли, не в этом ли любовном желании святых небожителей принимать участие в радостях и горестях нас на земле сущих – кроется между прочим и объяснение того современного и тягостного явления, что ныне, во времена всяческого утеснения и гонений, мощи святых подверглись хулениям и поруганиям. Иные из виновников сего сами свидетельствуют, что они ожидали от мощей знамения, вразумления, наказания, но сего не произошло, и значит, какие же это святые. Род сей грешный и прелюбодейный ищет знамения, как при Христе, и не дано ему. Ведь и Христу говорили: «Если Tы Сын Божий, сойди с креста« (Мф.27:40). Но Христос не сошел, ибо Ему надлежало пострадать, совершить крестный подвиг по неизреченной любви к людям. Взирая на Христа, Который, вместо предлежавшей Ему радости, «претерпел крест, пренебрегши посрамление» (Евр.12:2), – и наши святые, зная, как тяжко страдает наша Русская земля, возжелали еще раз страдать с народом Божиим, с нами, своими соотчичами, и терпеть за имя Христово поношение от врага рода человеческого и его клевретов. Не будем сим смущаться. В Апокалипсисе говорится: зверю попущено было говорить хулу на Бога, хулить имя Его и живущих на небе и победить их (см.: Откр.13:5–7), убить двух свидетелей Божиих (см.: Откр.11:3–11). Верим, что воскреснут и восстанут и кости наших святых, нами в небрежении рассыпанные, а с ними и по их предстательству и ходатайству за нас грешных очистится, обновится и восстанет ныне поникшая Русская земля.

Вси святые земли Русской, молите Бога о нас.

БС№ 12 С. 307–310.



Наверх