Слово, произнесенное в храме Христа Спасителя после благодарственного молебна по поводу избавления от смертельной опасности 1919 г.

Слово, произнесенное в храме Христа Спасителя после благодарственного молебна по поводу избавления от смертельной опасности 1919 г.

Преосвященные архипастыри и возлюбленные о Христе отцы и братие.

Приношу вам душевную благодарность за ваши добрые чувства, подвигшие вас в эти дни возносить о мне усиленные моления ко Господу и ныне собравшие вас в таком множестве в сей святой храм. Переживая прилучившееся здесь со мною две недели тому назад, я еще раз убеждаюсь в глубокой жизненности слов святого апостола, что мы Господом и «живем и движемся и существуем« (Деян.17:28). Знаете, как близка была ко мне опасность, но дерзновенно скажу вместе с псалмопевцем: «Смерти не предал меня Господь» (см.: Пс.117:18), «не умру, но жив буду и повем дела Господня« (Пс.117:17). Не для развлечения, конечно, была направлена на меня рука с ножом, но промышляющая о мне милость Божия направила нож не в глубь тела, а как бы вскользь под кожу, и всю боль поранения умягчила до ощущения незначительного щипка. «Слава Богу, благодеющему мне».

Господь призвал меня к высокому патриаршему служению, коего я не искал, как совершенно справедливо сказал о сем сейчас Высокопреосвященнейший митрополит Арсений. Господь и хранит меня до того времени, пока жизнь моя нужна для Церкви. Покорный воле Божией, я остаюсь спокоен и за свою участь. И посему, если исполнятся пожелания ваши мне многих лет, если Господь пошлет мне мирную кончину и удостоит меня великой чести почивать с отцами моими и предшественниками в древнем святом Успенском соборе, «буди имя Господне благословено» (Пс.112:2). Но если мне суждено прожить мало дней и умереть от ножа, или от расстрела, или иной наглой смертью, «и не будут знать места погребения« (Втор.34:6) – да будет воля Божия: «я не лучше собратий моих» (см.: 3Цар.19:4), которые уже так умерли. Желал бы только, чтобы такая смерть послужила во очищение многих грехов моих и была принята Господом как жертва благовонная за люди. И опять – великое благодарение Господу, если бы Он сподобил меня видеть дни благи, когда Родина наша станет снова единою, великою и могучею Русью и о Церкви нашей будут возглаголаны мирная и благая, но да будет воля Божия, если и мне, подобно, ветхозаветным праведникам, не получившим обетованного (см.: Евр.11:13), и Моисею, не вошедшему в землю обетованную, не суждено будет дожить до лучших дней.

В настоящие дни испытаний «смирим себя под крепкую руку Господню, все печали наши возвергше Нань, яко Той печется о нас« (см.: 1Пет. 5:7–8). В совершающихся с нами научимся уразуметь перст Господень, указующий нам, как говорил и приветствовавший меня при входе в храм, идти ко славе чрез страдания, ибо «многими скорбьми надлежит внити в Царствие Божие» (см.: Деян.14:22). Посему мы во всем должны являть себя как «служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях« (2Кор.6:4–5).

Помолитесь, отцы и братие, чтобы Господь дал нам силу утвердиться в таких мыслях и о «еже Господу доброе намерение и желание верных своих во благое исполняти и всегда, яко щедр, благодеяти нам, и Церкви Своей Святей, от всякого обстояния избавляя верных рабов Своих» (из чина благодарственного моления).

Патриарх Тихон

БС № 6 С. 158–159.


Наверх