Слово перед молебном на открытии сельскохозяйственных и церковнопевческих курсов для учащих церковноприходских школ Пермской епархии 1 июля 1916 года

Слово перед молебном на открытии сельскохозяйственных и церковнопевческих курсов для учащих церковноприходских школ Пермской епархии 1 июля 1916 года

После нелегких зимних трудов школьных вы опять собрались на труды. Но теперь мы переживаем такое время, что никто не должен предаваться беспечальному и благодушному покою. Наши братья, доблестные воины, без смены уже два года в тяжких военных подвигах отстаивают светлое будущее дорогой Отчизны и наше благополучие. Они самоотверженно подвизаются на поле брани за всех нас, а мы здесь за их спинами могучими в мирных условиях должны всемерно создавать и устраивать обеспечиваемую ими родную жизнь, ведя ее к верному улучшению и процветанию во всех отношениях. На этом пути не может быть благодушного покоя или ничегонеделания; не может быть и ничего маловажного, но в высокой степени важно все, что поднимает родную жизнь во всех ее направлениях.

Ныне вам предстоит дело новое и высокой важности. К сожалению, не без основания укоряют нашу школу, что она не только не готовит учащихся к жизни, но часто еще и отрывает их от нее. И в самом деле, как часто прошедший только лишь начальную школу уже смотрит в сторону от родной обстановки жизни, по-видимому гнушаясь ее неустройством, не в состоянии оказываясь и мало поднять и облагородить ее. Мужичонок, прошедший школу, не вынесший из нее любви к родному, уже сторонится деревни и устремляется куда угодно, только не на родную землю, на которой он мог бы приложить из книжек и опыт добрых людей, чтобы своим трудом исправить неисправное и улучшить испорченное.

Нет, не таков конец должен быть у школы. По мысли того, кого привыкли называть Великим Преобразователем России, положившим начало всякой русской школе, по планам и намерениям Царя Петра I, школа должна готовить людей к жизни, к улучшению ее, к хозяйской работе в ней во всех отношениях. Сам Царь Петр I и дома, и за границей учился только для того, чтобы быть умелым и опытным хозяином всего великого нашего хозяйства – дорогого Отечества. И кто не восторгался рассказами о такой его разносторонней и умелой хозяйственности! Помните великолепное стихотворение бессмертного нашего поэта «Кто он?». Как прекрасно это замечание рыбака: «видом смотрит он Царем, а горазд так топором...»

Частичным, но серьезным выполнением такого задания должна быть и наша начальная по преимуществу народная школа. Она должна подготовлять не белоручек, а умелых работников для жизни в родной для них и привычной обстановке. Грамота и всякое книжное знание должны в ней быть только средством для усовершенствования окружающей жизни. Грамотный человек должен быть в жизни зрячим и осмысленным хозяином, оказывающимся не рабом разных условий и обстоятельств, а умелым хозяином и распорядителем их, способным трудное сделать легким, вредное и опасное безвредным, худое же и несовершенное исправить или устранить. Белоручки или слабовольные и неумелые нытики для жизни не годятся, они напрасно и грамоте учились.

Для возможного выполнения начальной школой такого назначения именно среди крестьянского населения, так нуждающегося в разумном руководстве их темной крестьянской жизни, – для сего ныне вам и будут предложены сведения и указания по сельскому хозяйству, по пчеловодству, наряду со сведениями по церковному пению.

Не сомневаемся в вашей внимательности к делу и в вашем обычном усердии в занятиях. Но желаем, чтобы усвоенное на ваших занятиях здесь вы в возможной степени использовали и на местах своего учительствования, приложив то к делу. Мы озабочены, чтобы при всякой школе был участок земли для разведения на нем того или иного крестьянского хозяйства. На таких школьных участках и проявите разумную полезность просвещения именно для улучшения крестьянства, для усовершенствования и поднятия его. В каком направлении это можно осуществить, при всякой школе покажут условия места и самого хозяйства. Но одно важно, чтобы была любовь к основе нашей отечественной жизни – к крестьянству.

Таким порядком и сама школа будет жизненна, а не оторвана от жизни, близка к условиям быта народного и действительно просветительна прежде всего для того населения, в среде которого она и работает. Так и вы, занявшись тем или иным хозяйством, упрочите свое положение, не будете чуждыми для народа пришлецами полубарами, но своими людьми, у которых интересы одинаковы с населением. Вместе с тем таким путем вы улучшите и свое жизненное хозяйственное положение, не говорю уже о существенной пользе телесного труда для восстановления сил и здоровья после напряженных учебных занятий.

С такими пожеланиями и помолимся Раздаятелю всяких благ Богу, да подаст вам Свою помощь в предстоящих занятиях, да Своим благословением сделает их благоплодными для вас и для всего вашего просветительно-народного дела. Аминь.

Наверх