Слово о благословенном царстве

Слово о благословенном царстве

Не интеллектуалы просветили сербский народ, а святые; святые создали государство сербское, а не пираты и разбойники. Я имею в виду второй период христианской истории сербского народа, который начал свой отсчет со святых Симеона Немани и Саввы Неманича. Два человека Божия, отец и сын, напоенные Духом Святым – творцы благословенного царства сербского.

Войдем в церковь. Какими словами православный священник начинает Божественную Литургию? Известными и вечно прекрасными словами: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа».

А Божественная Литургия – это стержень домостроительства Сына Божия, посланного Отцом и Духом Святым исполненного. Сын Божий сошел на землю к людям как совершенный образ Царства Небесного, благословенного Царства – Отца и Сына и Святого Духа.

Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, открыл благословенное Царство людям и научил их, как готовиться, чтобы войти в это Царство. Это величайшее открытие в истории мира и самое радостное приглашение для рода человеческого от начала времен.

После грехопадения Адама человеческий разум покрыла тьма неведения, и жизнь его была полна горечи изгнания до тех пор, пока не пришел на землю Мессия, Сын Божий. Он разогнал тьму неведения светом истины и положил конец человеческой печали Благовестием, Евангелием, он Сам был – путь и истина и жизнь. Он Сам был воплощением Царства Небесного, ибо как Сын Он един с Отцом и Святым Духом, Которым творил Свои великие чудеса.

Святой Симеон и святой Савва, исполненные Духа Святого, являют собой истинный образ Святой Троицы, образ троичного Бога в начале второго периода сербской истории. Святой Симеон-отец был исполнен своим сыном, а Савва был исполнен своим отцом Симеоном. Отец был одно со своим сыном, а сын с отцом и оба в Духе Святом. Их житие, в котором описаны их взаимная забота о спасении души, их взаимная любовь, представляет собой самую святую после Евангелия книгу.

Старик-отец принес в жертву власть, господство и удобную жизнь, а юноша-сын пожертвовал Господу Иисусу Христу свою молодость. Равнозначно. И Царство Небесное вселилось в них, и они стали и остались возвышеннейшим примером благословенного Царства Отца и Сына и Святого Духа для своего народа.

Потому в начале этой речи мы и вспомнили, что сербское государство основано святыми и сербский народ просветили святые. Старик Неманя и юноша Растко не были первыми христианскими святыми в сербском народе, были они и раньше и немало, но они уникальны и исключительны. Во-первых, потому что они были верховными правителями народа. Во-вторых, потому что были единокровны и, в-третьих, потому что представляли глубокую физическую старость и раннюю цветущую молодость, словно снежная зима и цветущая весна.

Телесно различные – в духе единые, силой и здравием различные – в любви и вере равные. Мирскими обстоятельствами и опытом разъединенные, но в Духе Святом соединившиеся. Старость и юность, страхом Божиим и любовью освященные, святое отцовство и святое сыновство, освященные и соединенные Святым Духом Божиим. Святое Царство Небесное вселилось в двух святых мужей, в отца и сына, которые, оставив царство земное, избрали Небесное. Никто не похищал из их рук земное царство, они добровольно оставили его. Никто им не навязывал Царство Небесное, они добровольно его избрали. За ними сразу же последовала супруга Немани и мать Растко, блаженная Анастасия. А позже – бесчисленное множество мужей и жен, вдов и дев, дворян и бедняков, царей и князей, ремесленников и земледельцев, деспотисс и пастушек.

Своим избранием Царства Небесного и стяжанием его в своих душах святые Симеон и Савва дали своему народу наилучшее из того, что два человека Божия могут дать, все остальное пришло потом само собой, по истинному слову Истинного: «Прежде ищите Царства Небесного, а остальное приложится вам» (ср. Мф. 6:33).

Прежде всего, они утвердили в сербском народе святость брака и девства, освятили семейную и общественную жизнь сербов, показали бесценный пример взаимной любви родителей и детей, трогательного и плодоносного почитания стариков молодыми, старого поколения молодым, мертвых живыми. Они начали просвещение народа святой истиной и добротой, распространяя духовность из Хиландара и других монастырей.

Кто сочтет все благодатные реки, которые потекли из их благословенного источника! Трудно было открыть этот источник, но поток хлынул легко и быстро. Наконец, им было «приложено» и земное царство, которое по их завещанию должно было служить небесному и стать училищем и ристалищем для него. На Косово погибло земное царство, но не погибло царство Симеона и Саввы. Погибло царство раздоров, царство сынов, не почитавших родителей, царство враждующих братьев, царство земли, не освященное светом Небесного Царства. Погибло не Царство Отца и Сына, но противоположное ему. А Царство Отца и Сына сохранилось в сербском народе на все времена во всех послекосовских поколениях, до наших дней, ибо это Царство – Царство истины и добра, оно божественно и благословенно. Рано или поздно оно восстанавливает, поднимает из руин, воскресает в жизнь. Рано или поздно, но неизбежно, пред этим Царством падает и погибает всякое царство лжи и насилия, ибо такое царство проклято.

Братья мои, знайте, что одно только Царство благословенно, то, которое объявляет священник в начале каждой Литургии словами – Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков, аминь.

Наверх