Слово на Вознесение Господне (Произнесено в Бердянском соборе 9 мая 1874 года)

Слово на Вознесение Господне (Произнесено в Бердянском соборе 9 мая 1874 года)

Празднуем мы ныне Вознесение Господне; празднуем светло; и притом не только как наш храмовой праздник – местно, но торжествуем это событие как событие всемирное, торжествуем со всею вселенскою Церковию.

Наблюдая со стороны, можно недоумевать такой нашей радости. Чему мы обрадовались? Господь возносится от нас; а мы радуемся, как обретшие корысть многу. По-видимому, не того следовало ожидать от людей искренно, пламенно любящих Господа. При разлуке с любимым, дорогим нам человеком обыкновеннее видеть горе и слезы, а не радость.

Да, так это бывает, так это было и между Апостолами в первое время. Когда Господь, отходя на вольную Свою страсть, объявил Апостолам, что оставляет их, идет к Отцу, пославшему Его, то невыразимою скорбию исполнилось сердце их. Потребовалась продолжительная беседа в разъяснение дела и успокоение взволнованных чувств. Но в день Вознесения, под влиянием других мыслей, смотря на разлуку с Господом с другой, более возвышенной точки зрения, Апостолы возвратились с горы Елеонской не только без скорби, но и с радостию, даже с великою радостию. Значит, в событии Вознесения Господня на небо должны быть причины особенно важные, способные вдохнуть в сердца верующих самую живую радость.

Святая Церковь видит эти причины в обещании Господа послать нам Святого Духа, при несомненной, на божественном свидетельстве основанной, уверенности, что Он – Господь и Спаситель наш – есть истинный Сын Божий, избавитель мира. И действительно: Вознесение Господа на небо было необходимо для того, чтоб Дух Святый явился в мир. Господь, успокаивая опечалившихся учеников Своих, говорил им: для вас же лучше, чтоб Я шел. Если Я не пойду, то Дух Святый не придет к вам; а если же пойду, то пошлю Его к вам (Иоан. 16:7). До какой степени важно пришествие Святого Духа в мир, всякий легко поймет из того, что без Духа Святого, без Его участия и содействия нам все дело искупления было бы напрасно. Как больному – расслабленному, кроме врачевства, необходим еще уход стороннего лица, которое помогало бы употреблять приготовленное лекарство, так и нам в деле усвоения спасения. Мы одни сами собою не могли бы воспользоваться плодами искупительной жертвы; не только сделать что-либо угодное Богу, но и помыслить о том не в силах. В этом отношении – по Апостолу – все доволъство наше от Бога. Дух Святый, данный нам в залог верности обещаний Божиих, врачует наши немощи душевные, восполняет недостающее – очищая, укрепляя и освящая все существо наше. Даже Сам ходатайствует за нас перед Богом Отцом воздыхании неизглаголанными (Римл. 8:26), научая нас, как и о чем молиться. Понятно, что уверенность в скором пришествии Духа – Утешителя должна сильно радовать сердце верующее и чающее спасения!

Но кроме этой, так сказать, лично нашей причины, можно усматривать в событии Вознесения и другую, не менее радостную. Совершив дело искупления мира, Господь оставляет землю, возносится на небо. Зачем? Чтоб восприять данную Ему всякую власть на небеси и на земли (Матф. 28:18); чтоб, став во главе творения, сделаться Царем царствующих и Господом господствующих; чтоб, таким образом, пред великим и достопоклоня- емым именем Иисуса преклонилось всякое колено существ, населяющих небо и землю, даже и преисподнюю (Филип. 2:10), чтоб преславное имя Бога Отца всюду славилось ради того же имени Иисуса. Значит, Вознесение Господа от нас на небо есть Его воцарение, или – говоря языком гражданских обществ – восшествие на престол. Кто же из любящих Господа останется равнодушным ввиду такого обстоятельства? Кто не порадуется прославлению Его? Печаль в таком случае совершенно неестественна; составила бы даже преступление.

Для нас – разумею всех людей, весь человеческий род, призываемый ко спасению, – для нас здесь есть особенные побуждения к радости. Господь Иисус вознесся на небо плотию Своею не как Бог, а как человек; приял славу и честь – воцарился человеческою, от нас воспринятою природою. Как Бог Он вездесущ; не имеет, куда вознестись или удалиться: Он все наполняет. Владычество, сила, слава и царство принадлежат Его Божественной природе существенно, неотъемлемо. Царство Его – царство всех веков, и владычество Его во всяком роде и роде (Псал. 144:13). Он вознесся во славе и воссел одесную Бога Отца как человек. В лице Его удостоилась такой великой чести – прославилась наша, человеческая природа. Ей поклонилось все создание, в ней признало воплощенного Бога, пред нею преклонилось всякое колено разумных существ – небесных, земных и преисподних. Отсюда легко усмотреть важность события, его мировое значение; легко понять и причину церковного торжества и нашей радости. Нетленный свет величия Вознесшегося от нас Господа естественно отражается и на нас: ведь мы плоть от плоти Его, кость от кости Его (Быт. 2, ст. 23). Мы относимся к Нему, как члены тела к своей главе. Его жизнь оживляет нас; Дух Его Святый проникает верующую нашу душу, освящая все ее движения – мысли и желания. В Спасителе лежит прочное основание нашей надежды на вечно блаженную жизнь в славном царстве Христовом. Господь сказал Апостолам: верующий в Меня если и умер, оживет: он будет жить Меня ради! Я иду приготовить место вам. Опять приду и возьму вас к Себе. Где Я, там и слуга Мой будет! (Иоан. 14:3). Таково значение празднуемого ныне события! Оно радует нас как заключительный акт домостроительства спасения, как прославление и превознесение Господа нашего Иисуса Христа над всем созданием, как прочное основание нашей надежды на спасающую нас милость Божию.


Счастлив, кто вникнет в эту тайну Царствия Божия и под водительством Духа благодати не вотще примет оказанную нам милость Божию! (2Кор. VI, 1). Господь сказал: где сокровище ваше, там должно быть и сердце ваше (Мф. 6: 21). Будем же чаще возводить наши мысли и желания туда, где неоцененное сокровище сердца нашего, – Господь Иисус, одесную Бога седяй. Живя между нами, Он примером Своим показал нам, каким путем и как должно идти к обещанной и ожидающей нас славе в славном Царстве Христовом. Это путь смирения, терпеливого, самоотверженного исполнения своих обязанностей, точного исполнения воли Божией, путь взаимного мира – сколько это зависит от нас, – путь все терпящей и всепрощающей любви.

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Иоан. 14:15), говорил Господь, прощаясь со Своими учениками. О сем разумеют, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Иоан. 13:35). Мир имейте и святость со всеми, без нея же никто же узрит Господа! (Евр. 12:14). Аминь.

Наверх